НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ДОСТУП.
С 1 февраля начнет действовать (ну наконец-то!) комитет по финансовому мониторингу. Этот орган является независимым и самостоятельным подразделением, входящим в систему Министерства финансов. В комитете будут отслеживать подозрительные финансовые операции. А таковых в списке ни много ни мало - около 40. В их числе - перевод денег в офшоры, любые сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей, причем зарегистрированные в любых финансовых организациях страны, включая банки, страховые институты, ломбарды. Технология сбора и первичной обработки такой информации уже отработана. Она успешно применялась в системе Центрального банка.
Для комитета не будет существовать банковской тайны. Кроме того, он будет иметь право запрашивать любую дополнительную информацию о подозрительных сделках. Сообщать же о такого рода сделках должны финансовые организации - те же банки, причем в обязательном порядке. Иначе они сами рискуют попасть под подозрение. Впрочем, обещают, что банковская тайна за порог комитета по финансовому мониторингу не выйдет. Предусмотрена и юридическая защита: разглашение коммерческой тайны может стоить 10 лет лишения свободы!
Штат сотрудников комитета составит около 200 человек и около 100 сотрудников территориальных органов. В правительстве создана дополнительная пятая ставка первого заместителя министра финансов для руководителя комитета Виктора Зубкова. С одной стороны, сотрудники этого органа будут иметь непосредственный доступ к информации о движении денежных средств, включая бюджетные. С другой - результаты проверок по очень короткой цепочке можно будет направить прямо в Кремль, в случае необходимости, минуя даже премьер-министра.
Похоже, что государство продолжает вести свою линию равноудаленности бизнеса от власти.Наряду с унификацией таможенных тарифов, упрощением налоговой системы, правил ведения хозяйственных дел в стране, подготовкой к вступлению в ВТО, создание комитета по финансовой разведке отвечает духу "кристаллизации" вертикали власти в России. Отечественный бизнес стремится выйти на мировые рынки, потому очевидно его желание к прозрачности, легальности. От власти требуются вполне понятные вещи: борьба с коррупцией и теневыми доходами. Наступил тот момент, когда в интересах бизнеса и государства стало необходимым "открывать" доходы и расходы граждан, всех организаций.
Интерес власти к финансовой разведке вызван стремлением стать частью цивилизованного сообщества государств с развитой рыночной экономикой. Органы финансовой разведки в той или иной форме существуют в США, Англии, Швеции и других странах. Организация по противодействию отмыванию капиталов (FATF), в которую входит и Россия, настаивает на том, чтобы в каждом государстве-члене FATF был орган, борющийся с нелегальными доходами. Похоже, что Россия действительно все прочнее входит в мировое сообщество.
Александр Кузнецов, 2, стр. 3, Наша общерегиональная газета
24.01.2002
|