Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


«Разведка» ждет шифровок

Противодействовать легализации «левых» доходов теперь предстоит на деле

В жизни комитета по финансовому мониторингу появилось дело. Согласно вступившему в силу положению о порядке предоставления сведений, предусмотренных Законом об отмывании, с 1 февраля банкам следует информировать «комитетчиков» о подозрительных операциях своих клиентов.

Вступивший в силу документ носит сложное, но в целом понятное название – «Положение о порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Положение № 161). Документ регулирует прежде всего банковскую «кухню». В нем, в частности, прописаны статус отчета в виде электронного документа (ОЭД) и владельца электронной цифровой подписи (ЭЦП). Документ содержит шесть приложений, посвященных порядку обеспечения информационной безопасности (сведения предоставляются «с применением средств криптографической защиты и шифрования»), и всевозможным техническим деталям (структура передаваемых «финансовой разведке» файлов, вопросы информационной безопасности и т.п.). Но, пожалуй, самое интересное – это шестое приложение к документу. В нем перечислены операции, сведения о которых и должны предоставляться в уполномоченные органы.

В перечень «подозрительных» попадают операции с наличностью (в том числе снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств «в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности», а также купля-продажа наличной иностранной валюты и обмен «банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства»); операции по вкладам (особое недоверие – к открытию депозитов на предъявителя, на третьих лиц, переводу денежных средств за границу «на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца», поступление средств из-за рубежа «на анонимного владельца»). Весьма широко трактуется раздел «иные сделки с движимым имуществом»: согласно приложению банк должен сообщать куда следует о «получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга)», помещении клиентом «ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард».

Другими словами, трудно отыскать такую сферу в банковской деятельности, которая ускользнула бы от внимания контролеров. Поэтому тихий стон банкиров по поводу того, что им предстоит теперь выполнять большой объем лишней работы, по-видимому, небезоснователен.

Завершая разговор о шестом приложении, заметим, что едва ли не половину его текста занимает перечисление операций с лицами, имеющими отношение к государствам и территориям, в отношении которых «имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо с лицами, являющимися владельцами счетов в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)». Сомнительны и операции в отношении лиц, представляющих те государства, где названная выше норма силы не имеет (всем, думается, понятно, что речь идет о «черном списке», содержащемся в 500-й инструкции Банка России).

Как говорят сами банкиры, в связи со вступлением в силу Положения № 161 им пришлось осуществить техническое перевооружение и заняться переподготовкой технического персонала, следствием чего стало подорожание банковских услуг. «Технологические нагрузки на банки возрастают многократно», – так прокомментировал «Ко» свои ощущения от вступившего в силу нового документа председатель правления Газпромбанка Юрий Львов. По мнению г-на Львова (которое разделяют, кстати, все наши собеседники), борьба с отмыванием – дело нужное, но страшно неблагодарное: оно требует колоссальных затрат, а эффективность его невелика. При этом любой банк, пекущийся о собственной репутации, готов поддержать это полезное начинание. Но редкий банк с готовностью примет все предусмотренные законом нововведения.

Вообще, оценивая эффективность новых мер по борьбе с отмыванием, участники рынка не скрывают легкого скепсиса: самым грубым формам «отмыва» закон, безусловно, поставит заслон, а вот изощренным методам легализации незаконных доходов – вряд ли. При этом многие из опрошенных «Ко» финансистов отмечали, что сам по себе закон необходим, но действия правительства и ЦБ оценивали как излишне жесткие, рассчитанные в основном на внешний эффект.

Напомним, что об этом самом эффекте говорили и полтора года назад, когда обсуждался текст самого закона «О противодействии легализации…». Напомним, что сразу после голосования в Думе Международная комиссия по борьбе с отмыванием (FATF) обещала подумать об исключении России из черного списка мировых «прачечных». Правда, этого так и не случилось: говорят, FATF хочет более внимательно присмотреться к комитету по финансовому мониторингу. А точнее, к тому, что у него выйдет на практике. Об этом, в частности, говорилось на прошлой неделе в Женеве, где проходил Российский экономический и финансовый форум, участники которого, судя по всему, проявили большой интерес к «отмывочным» делам.

Раз уж речь зашла о делах международных, нельзя не вспомнить о той «антиотмывочной» кампании, которая развернулась сейчас в Европе. Мы имеем в виду прежде всего ситуацию вокруг Societe Generale. Забавная деталь: уважаемый французский банк выступил чуть больше года назад в поддержку идеи принятия «антиотмывочного» кодекса банкиров. К Societe Generale присоединились тогда Citigroup, UBS, Barclays, HSBC, Deutsche Bank, ABN Amro. «Застрельщиком» всего этого дела называли Credit Suisse. Любопытно в этой связи, что, по сведениям влиятельной Financial Times, швейцарцами контролируется около трети офф-шорного банковского бизнеса в мире.

Весьма уместно в данном контексте еще одно высказывание Юрия Львова: по наблюдениям банкира, борьба с «грязными» деньгами – задача, не решенная до конца ни одной страной мира.

Надо сказать, что проблема отмывания тесно увязывается экспертами с другой финансовой «болячкой» России – бегством капитала. При внешних различиях двух этих явлений (здесь деньги хотят «влить» в оборот, там – «слить» из оборота) природа у них одна и та же. В обоих случаях речь идет о теневых денежных потоках. И о стремлении властей разобраться с этими потоками.

Сами отечественные законодатели, оценивая эффективность принятого ими документа о борьбе с отмыванием, не устают повторять, что если закон и будет способствовать пресечению бегства российских капиталов за границу, то лишь в некоторой степени. Остановить же процесс он явно не в состоянии. Главное – создать условия для внутреннего инвестирования. Условия, страхующие инвестора от смены правил по ходу игры.

И последнее. Насколько эффективными окажутся меры, предусмотренные федеральным законом и прописанные во вступившем в силу 161-м Положении Банка России? Как уже говорилось выше, в зависимости от ответа на этот вопрос можно будет судить либо об эффективности нового надзорного органа – комитета по финансовому мониторингу, либо об отсутствии таковой. Центробанк, разработавший и выпустивший Положение № 161, берет на себя функции по контролю над коммерческими банками. А за соблюдение закона в целом ответственность несут именно «комитетчики». Поэтому успех всего начинания во многом будет зависеть от того, насколько плодотворным будет сотрудничество этих двух федеральных ведомств. Истории ведь известны разные примеры. Скажем, с Государственным таможенным комитетом ЦБ явно ладит (в активе у двух этих учреждений – совместные инструкции по контролю за экспортными и импортными операциями), а вот сотрудничать с Министерством по налогам и сборам у Банка России как-то не получается…


Елена Ситникова, Ярослав Скворцов, No 5 (200), Журнал "Компания"
04.02.2002
Информация по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001 Гарант-Интернет

Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации