Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


Новый закон, старая идея

С 1 февраля вступил в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и начал работу Комитет по финансовому мониторингу.
Закон этот, по мысли властей, должен коренным образом изменить ситуацию с вывозом капитала из страны. Цена вопроса велика: по некоторым данным, за период свободного предпринимательства из России утекло около 300 млрд. долларов. Кроме того, закон необходим как часть работы над законодательством в преддверии вступления в ВТО: необходимо, чтобы оно соответствовало международным нормам, требованиям FATF и Базельского комитета по банковскому надзору.
В соответствии с этим нормативным актом все кредитные организации обязаны направлять уполномоченному органу сведения обо всех операциях на сумму 600 тыс. рублей и более. Действие закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся практически все операции с наличными средствами, а также получение кредитов, особенно в неблагонадежных, по версии ЦБ, странах, операции по банковским счетам, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.
Вместе с ним начали действовать и соответствующие подзаконные акты - инструкции Банка России о том, каким образом банки должны доносить на своих клиентов. Они, по мнению "Коммерсанта", отменяют понятие банковской тайны, ограничивают гражданские права клиентов банков и предлагают считать подозрительными целые отрасли бизнеса. От системы тотальной слежки не будет защищен никто: отказ от предоставления информации (даже если по закону от вас ее не могут требовать) служит основанием для внесения в списки. Действительно, основанием для запроса информации являются не требования законодательства, а "сложившаяся банковская практика". Если следовать рекомендациям Центробанка буквально, операционист любого банка сможет, ссылаясь на "сложившуюся практику", спросить, скажем, о некоторых подробностях личной жизни клиента, а в случае отказа отвечать на подобные вопросы записать его в число подозрительных личностей, предупреждает газета.
Согласно инструкциям ЦБ общая схема контроля банков за деятельностью своих клиентов будет выглядеть следующим образом. В каждом банке должен быть назначен так называемый ответственный сотрудник, подконтрольный исключительно руководителю кредитной организации, - именно этот человек и будет непосредственно заниматься выявлением подозрительных сделок. Права ему будут даны самые широкие - начиная от беспрепятственного проникновения в любое помещение банка и заканчивая возможностью запрашивать все подразделения банка относительно характера любой сделки, в частности, "снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах". При этом рекомендовано снимать копии таким образом, чтобы в случае необходимости они могли быть представлены в качестве доказательства преступной деятельности клиента в суде.
В помощь указанному сотруднику будет организована специальная служба внутреннего контроля. Это, по мнению банкиров, просто-напросто отпугнет большинство крупных клиентов. "Проблема не только в том, что это потребует дополнительных человеческих и финансовых ресурсов, мы просто распугаем всех клиентов. Основное отличие данного закона в том, что нам придется сообщать не только о сделках, но и непосредственно о клиентах. Проблема тут психологическая: независимо от прозрачности бизнеса отечественные предприниматели побаиваются пристального внимания со стороны контролирующих органов", - цитируют "Известия" одного из них.
Далее техника будет следующая. Сотрудник банка, заподозривший клиента в совершении незаконных операций, сообщает об этом в составленном согласно специальной форме донесении ответственному сотруднику, а тот решает, направлять далее эти сведения в государственный контрольный орган или нет.
Клиенту, естественно, о подобных подозрениях не сообщается, как это и предусмотрено федеральным законом.
Естественно, что в банках, хотя и говорят, что готовы выполнять новый закон, однако, часто указывают, что роль фискальных органов банкам "не к лицу" и что эффект от нового закона для российской финансовой системы будет "весьма сомнительным", поскольку его реализация идет вразрез с процессом реформирования банковской системы и подрывает доверие клиентов к банкам, так до конца и не восстановленное после августовского дефолта 1998 года, отмечает РИА "Новости".
Законодатели же, напротив, полагают, что финансовая разведка "безусловно нужна" и вовсе не отпугнет клиентов коммерческих банков. Депутат Александр Шохин в этой связи отмечает: "Если по суду будет ясно, что речь идет действительно об "отмывании", а не о попытке расправиться с неугодными партнерами, то это не только не отпугнет клиентов от банков, а наоборот: добросовестные клиенты поймут, что эта система их защищает от необоснованных проверок".
Neftegaz.ru
01.02.2002 12:47:00
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации