Святее FATF
Подготовленный в Минфине перечень офшоров длиннее черного списка
Как стало известно "Ведомостям", известный "офшорный" список ЦБ может быть дополнен еще шестью странами, после чего будет официально утвержден и опубликован правительством. Новая мера осложнит жизнь не столько банкирам, сколько самим чиновникам: во всем мире такие перечни официально представляют лишь признанные международные организации. Да и у них черные списки покороче, чем тот, что вышел у россиян.
По российскому закону о противодействии отмыванию денег правительство обязано утвердить своим постановлением и опубликовать список "офшорных" государств. Информацию о переводе средств в такие страны или получении денег оттуда банки и другие уполномоченные организации должны предоставлять в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине. И, как стало известно "Ведомостям", КФМ уже внес в правительство свой "неблагонадежный" перечень. Этот документ является дополненным римейком "офшорного" списка ЦБ, существующего с 1999 г. : его основу составляют известные во всем мире налоговые гавани. Однако по сравнению с последней версией Центробанка проект КФМ содержит шесть новичков: это Аруба, Кампиони, Марианские острова, Шри-Ланка, Монако и Сирия. Как пояснил "Ведомостям" чиновник Минфина, участвовавший в подготовке списка КФМ, эти страны соответствуют главному критерию: их законодательство не предусматривает раскрытия банковской тайны или предоставления информации о финансовых операциях. Однако, как заметил в беседе с "Ведомостями" специалист одной из компаний, занимающейся регистрацией в офшорах, плохая репутация в мире есть только у Арубы. Кроме того, жертв, выбранных финансовой разведкой, нет в черном списке Рабочей группы по финансовым операциям (FATF). Перечень FATF вообще выглядит скромнее нашего: там всего 19 пунктов (включая Россию) , тогда как в проекте КФМ - 54 позиции. Но, как заявил "Ведомостям" представитель Министерства финансов, при его подготовке ЦБ и КФМ проводили собственный анализ законодательства разных стран, поэтому "нет ничего удивительного в том, что наш список длиннее".
Практическое значение, которое будет иметь новый перечень, несравнимо с тем, что есть у списка ЦБ . К операциям со странами, выбранными Центробанком, применяются более жесткие нормы надзора: под эти операции надо, например, создавать 50% -ные резервы. Поэтому, после того как ЦБ "осудил" Черногорию, остатки на корсчетах у российских банков в этой республике сократились с $2,5 млрд практически до нуля. Будущий список правительства не ограничит проведение операций, а будет просто сигнализировать об их контроле со стороны КФМ (если сумма сделки превышает 600 000 руб. ). И это не нанесет ущерба российской банковской системе, говорит вице-президент Росбанка Михаил Алексеев. Впрочем, собственный список ЦБ, который составляется безотносительно закона о борьбе с отмыванием, будет, по-видимому, идентичен тому, что одобрил КФМ, - по словами минфиновского чиновника, для комитета список редактировал ЦБ.
В правительстве между тем опасаются того, что публикование списка осложнит отношения с упомянутыми в нем странами. В Минэкономразвития, где согласуют сейчас этот проект, указывают на то, что подобные перечни в других странах являются полузакрытыми рабочими документами и ни одно правительство не утверждает их официально. С этим соглашаются и в Комитете по финансовому мониторингу, однако там во всем винят депутатов: это они во время прохождения закона об отмывании повысили статус черного списка. Чтобы минимизировать негативные внешние последствия, в Минэкономразвития хотят сократить список, выкинув из него, например, Швейцарию и Люксембург - эти страны жаловались на свое упоминание в списке ЦБ во время Рабочей группы по присоединению России к ВТО. А глава банковского комитета Госдумы Александр Шохин предлагает чиновникам просто одобрить уже готовый список FATF. Однако, как предполагает источник "Ведомостей" в Белом доме, сокращение перечня может затянуться надолго: против этого выступит и финансовая разведка, и ЦБ.
Зоя Каика, Ведомости 19 февраля 2002, Ведомости
19.02.2002
|