Всех поставят на счетчик
Сергей Степашин сделал решительный шаг к созданию единой системы государственного финансового контроля После оглашения результатов голосования за поправки к закону "О Счетной палате" Степашин сделал сенаторам комплимент: "Ваша сегодняшняя дискуссия лишает смысла досужие разговоры о вашей некомпетентности. Вы проявили самостоятельную политическую позицию".
Создания единой системы государственного финансового контроля, в которой Счетная палата играла бы главенствующую роль, Степашин добивается уже почти два года. Полномочия своего ведомства он пытался расширить через Думу - не получилось. И вот в минувшую среду необходимые ему поправки - в качестве законодательной инициативы - принял Совет Федерации. Согласно этому проекту, Центробанк и другие кредитные организации обязаны по запросам Счетной палаты предоставлять "документы о состоянии своих счетов и операций по ним, а также о состоянии счетов их клиентов и корреспондентов и операций по ним". Кроме того, Счетная палата будет проводить тематические ревизии, сама определяя их "сроки, объемы и способы".
Обсуждение было спокойным, серьезных споров не возникло. Робкое недоумение выразил только представитель Таймыра Леонид Рокецкий: "Но у нас уже есть много контролирующих органов - Комитет по финансовому мониторингу, например..." На эту реплику Степашин ответил: "Вы совершенно правы, у нас много контролирующих органов. И их надо объединять, не залезая ни в одну копейку бюджета, и за этим мы здесь".
Степашин добился, чего хотел. В том числе и самого главного: Счетная палата переходит в подчинение президенту. Поручать ей проверки отныне будет не только парламент, но и глава государства. А СП получает право предоставлять президенту свои заключения на отчеты правительства об исполнении бюджета. "Раньше у нас с президентом были факультативные отношения. Он меня знает, я его знаю, мы с ним встречались, он мне давал поручения". Теперь факультативные отношения законодательно оформлены.
Принятое решение задевает интересы Центробанка. Его обязывают предоставлять Счетной палате копии баз данных электронных платежных документов и все выписки по операциям с бюджетными деньгами. До сих пор ЦБ этого не делал и вообще избегал открывать перед Счетной палатой свою документацию. Не без некоторого смущения Степашин был вынужден признать: "Мы, по сути, вторгаемся в банковскую тайну".
Принципиальным противником законопроекта выступает и правительство. Его представитель в Совете Федерации Андрей Себенцов уже заявил, что отзыв кабинета министров на эту законодательную инициативу является обязательным. И дал понять, что отзыв будет отрицательным. К примеру, правительству не нравится превращение региональных счетных палат в филиалы федеральной с полным подчинением ей. Тем самым ущемляются права регионов на создание собственных органов финансового контроля. Правительство возражает также против предоставления Счетной палате права списывать средства со счетов злостных нарушителей бюджетной дисциплины. И эту поправку сенаторы отвергли. Не прошла и поправка, гарантирующая Счетной палате возможность обращаться в суд с исками о нецелевом использовании бюджетных денег. Но Степашин пообещал, что будет добиваться своего и по сему поводу хочет встретиться с президентом.
Попытки Степашина вторгнуться в сферы, до сих пор считавшиеся прерогативой правительства, встречают сопротивление премьера. Однако при явной поддержке Путина Счетная палата намерена взять под свой контроль бюджет, внешние долги, анализ и оценку финансовых рисков, экспортные тарифы на энергоносители. Кроме того, без ее одобрения станет невозможна приватизация стратегических объектов (к примеру, Степашин убежден, что не следует продавать "Роснефть").
Теперь Степашин и Касьянов пытаются договориться, заочный обмен упреками и колкостями, кажется, надоел уже обоим. "Две недели назад, - сообщил Степашин, - я встретился с премьером. Я подготовил ему ряд письменных предложений, и он их принял. Мы договорились также, что наиболее сложные вопросы будем обсуждать с ним отдельно, еще до вынесения их на коллегию. Правительство не должно воспринимать нас как оппозиционную структуру".
Степашин отвергает даже намеки на то, что, заключив договоры о сотрудничестве с ФСБ, МВД, ФАПСИ, МНС, Налоговой полицией и Генпрокуратурой, Счетная палата будет не только наводить порядок в финансах, но и готовить почву для кадровых чисток. И что таким образом она может превратиться в еще одну силовую структуру. "Мы дополнительных полномочий не просим и филиалом спецслужб становиться не собираемся".
Однако резонный вопрос: почему инициатором уголовных дел последнее время выступает не Генпрокуратура, а Счетная палата? Почему Степашин "навешивает" Устинову, а тот уже "бьет по воротам", подчас долго путаясь в мяче и нередко промахиваясь?
Попробуем предположить, что эта игра в пас изобретена исключительно для тех, кто за ней наблюдает. Для широкого круга болельщиков, каковыми являются российские граждане. Слишком скомпрометирована прокуратура в глазах общества, чтобы кто-то поверил в ее неангажированность в "деле" того же Аксененко или кто там еще на подходе. А Счетная палата пока вне подозрений. И когда Степашин клянется: "Никакой ангажированности. Никаких спецзаказов нам не поступало", - ему хочется верить.
Валерий Выжутович, 7, Номер 7, МН
19.02.2002
|