Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


Почему Россия не Мьянма

В середине февраля Москву посетит делегация FATF. Эксперты рассмотрят вопрос о вступлении российского Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) в ассоциацию "Эгмонт" - "клуб" финансовых разведок 58 стран мира.
FATF - международная организация, созданная в 1989 году странами "семерки" для борьбы с отмыванием "грязных" денег. Сейчас членами FATF являются 29 государств.
С лета 2000 г. Россия значится в черном списке международных "прачечных". Среди наших соседей по финансовым задворкам (всего их 18) - Мьянма, Нигерия, Филиппины, Нуару.
Российские политики выражали надежду, что Россия покинет категорию неблагонадежных еще минувшим летом. В июне 2001 г. FATF сочла возможным исключить из черного списка Лихтенштейн, Багамские и Каймановы острова и Панаму. Россию же оставили. Официальная версия российских властей, которым пришлось как-то объяснять этот конфуз, сводилась к тому, что FATF придралась к формальности - отсутствию специального "противоотмывочного" законодательства.
До ухода на летние каникулы Дума спешно завершила подготовку закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и в июле приняла его. 7 августа документ подписал президент. В официальных комментариях звучали прогнозы, что чуть ли не в сентябре нас уже вычеркнут из позорного списка. Однако этого не случилось.
Те же надежды связывались с концом февраля нынешнего, 2002 года. Поводом для оптимизма служил и тот факт, что с 1 февраля в России вступил в силу "противоотмывочный" закон и появилась специальная структура - КФМ, ответственная за его исполнение.
Однако после пленарного заседания FATF в Гонконге список "некооперативных" стран изменений не претерпел. Следующая "пленарка" FATF состоится в конце июня. На этот раз официальные российские власти отказались от практики публичного высказывания своих надежд.
Так, возглавивший КФМ заместитель министра финансов Виктор Зубков воздержался от каких-либо прогнозов относительно конкретного срока исключения России из черного списка. "Мы должны продемонстрировать FATF реальную работу", - уклонился он от прямого вопроса журналистов.
Но продемонстрировать "реальную работу" КФМ в ближайшее время вряд ли сможет. Во-первых, сам комитет, являющийся подразделением Минфина, занимается исключительно анализом поступающей информации, результаты которого передаются в правоохранительные органы. Во-вторых, вся его армия сотруд ников насчитывает пока 200 специалистов. Правда, по мере создания сети региональных подразделений число сотрудников КФМ будет расти.
"Иные обстоятельства" для подозрений

"Не вредным", но "ритуальным" назвал в беседе с журналистом "ДХ" "противоотмывочный" закон председатель банковского подкомитета Думы Павел Медведев. "Количественный критерий "плохой" сделки теперь всем известен. Если кто-то придет в банк с 600 тыс. руб. наличными, его место даже не в тюрьме, а в психушке, - считает депутат. - Но четкого и исчерпывающего описания операций, по формальным признакам не вписывающихся в категорию подозрительных, в законе нет, и это настораживает".
Действительно, такая, например, формулировка закона (ст.7): "...иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем" - предоставляет неограниченные возможности для полета фантазии контролеров.
Исполнительный директор, руководитель правового департамента АРБ Валерий Сергеев согласен с утверждением, что список подозрительных операций, представленный в законе, не является исчерпывающим. "Но он по определению не может быть таковым, - заявил он в интервью "ДХ". - Например, клиент приносит в банк купюры с обожженными краями. Сам по себе факт невинный. Существует множество обстоятельств, вследствие которых банкноты могли получить такой дефект. Но в контексте информации о том, что накануне некто ограбил банк, причем сейф был вскрыт автогеном, становятся подозрительными и клиент, и сделка, которую он хочет совершить".
По мнению первого вице-президента фонда "Реформа" Александра Хандруева, список оснований для контроля со стороны КМФ является четким и закрытым. Его удивление вызвало другое обстоятельство: почему, включив в зону особого контроля почты и ломбарды, авторы закона обошли своим вниманием тотализаторы и казино?
Как будет действовать закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

К организациям, от которых КФМ предполагает получать информацию, относятся (ст. 5):
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые и лизинговые компании;
- организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
- ломбарды.
Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6):
1. ...если сумма... равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2.
2. К операциям, подлежащим контролю... относятся:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица... в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг...
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется правительством Российской Федерации...
3) ...если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории) в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций...
4) операции по банковским счетам (вкладам):
- размещение денежных средств... на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц... в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета... открытого на анонимного владельца;
- зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счету которого не производились с момента их открытия.
5) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
Информация о таких сделках будет поступать в КФМ. После анализа данных часть сведений будет передаваться в правоохранительные органы.
А как же банковская тайна?

Российские банкиры объективно заинтересованы в том, чтобы "антиотмывочный" закон в стране действовал, в том числе в качестве пропуска на выход из черного списка FAFT. Ведь не секрет, что российские банки, оптом зачисленные в категорию неблагонадежных, оказались на финансовой обочине. Случаи закрытия счетов наших банков за рубежом, особенно после событий 11 сентября в Америке, приобрели, по данным президента АРБ Сергея Егорова, массовый характер. Обиженные банки, дорожа собственной репутацией, помалкивают о том, что во многих "приличных домах" им указали на дверь. Но такое положение не может их устраивать.
Однако закон, вступивший в силу с 1 февраля нынешнего года, банкиры комментируют осторожно и уклончиво. Так, заместитель председателя правления Европейского трастового банка Дмитрий Манцов, признав принципиальную значимость закона, охарактеризовал его как "рамочный". "Многие принципиальные положения прописаны лишь в общих чертах", - сказал он "ДХ".
Сомнениями по поводу практического применения некоторых статей документа поделился с "ДХ" председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк. "Что означает формулировка "данная операция не обусловлена характером хозяйственной деятельности клиента", - недоумевает он. - Согласно Гражданскому кодексу, коммерческие организации, а к ним относятся все акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, то есть большинство клиентов банка, обладают так называемой общей правоспособностью. Иными словами, они вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. При этом не имеет значения, какие виды деятельности предусмотрены учредительными документами этих организаций. Как при таких обстоятельствах делать вывод о том, что обусловлено характером хозяйственной деятельности клиента, а что - нет? Кроме того, методические рекомендации ЦБ, описывающие критерии "необычных" сделок, нуждаются в серьезной доработке. На мой взгляд, перечень возможных подозрительных сделок необоснованно широк".
За кон обязывает банки - под угрозой отзыва лицензии за непослушание - сообщать об операциях своих клиентов "куда следует". Иными словами, открывать третьим лицам информацию, еще недавно считавшуюся банковской тайной. Кроме того, закон запрещает банкам ставить клиентов в известность о том, что они находятся "под колпаком".
Правда, как пояснил "ДХ" главный правовед АРБ Валерий Сергеев, нарушения банковской тайны не произойдет: КФМ причислен к структурам, которым банки обязаны предоставлять информацию на основании федерального закона. До сих пор таких организаций, имевших право запрашивать в банках информацию о клиентах, было около двух десятков: суды, прокуратура, налоговая полиция и т.д. С февраля появилась еще одна.
Заместитель председателя ЦБ Виктор Мельников заверил, что даже у ЦБ не будет возможности подглядеть поступающую от банков информацию: в суперзашифрованном, закодированном виде она будет прямиком поступать к "разведчикам". Банк России будет выступать исключительно в роли телеграфиста, поскольку у него с коммерческими банками давно налажены каналы связи.
Формально все чисто. Однако, комментируя перспективы "обновленных" отношений банк - клиент, банкиры высказывались не просто осторожно, а суперосторожно. Руководитель службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов дипломатично сообщил "ДХ", что "банк дорожит и клиентами, и репутацией и только на основании веских подозрений будет передавать информацию о сделках клиента". А заместитель председателя правления Росбанка Михаил Алексеев и вовсе ограничился общим оптимистическим заявлением: "Тем, кто не занимается отмыванием преступных доходов - а мы надеемся, что к их числу относятся практически все клиенты нашего банка - опасаться нечего".
Если банки, хоть и со скрипом, комментировали действие нового закона, то другие оговоренные в законе контролеры - инвестиционные компании - обсуждать ситуацию отказывались. "Слишком скользкая тема", - мотивировал свой отказ один из крупнейших операторов российского рынка.
Причина молчания, думает ся, еще и в том, что ФКЦБ, в отличие от Центробанка, никаких рекомендаций для профучастников рынка заблаговременно не подготовила. Лишь в первую неделю февраля в ведомственное постановление о правилах внутреннего контроля были внесены необходимые поправки. Но документ пока в силу не вступил, он находится на регистрации в Минюсте.
Дежа вю

Надо сказать, что нынешняя "антипрачечная" активность далеко не первая попытка российских властей бороться с отмыванием "грязных" денег.
Так, первый текст "противоотмывочного" закона был создан еще в 1993 г. Но документ, сырой и нечеткий, дальше думских коридоров не ушел. В середине 90-х налоговые органы предприняли попытку заставить банки сообщать о сделках граждан, оперирующих суммами свыше 10 тыс. долл. АРБ тогда выступала в авангарде борьбы с "произволом налоговиков". Впрочем, и сам документ фискальных органов оказался мертворожденным: банки его игнорировали, их за это не наказывали.
Более серьезную попытку предпринял в 1999 г. Центробанк. В рамках валютного регулирования ЦБ принял документ Указание 500-У, в котором предписывал уполномоченным банкам сообщать о подозрительных операциях. Критерии "плохих" сделок очень похожи на те, которые зафиксированы в ныне действующем законе. К их числу относятся, например, такие ситуации: договоры, в которых не предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков; резидент экспортирует товары (работы, услуги) партнеру, зарегистрированному в офшоре; контракт заключает компания-резидент "моложе" трех месяцев. В приложении к документу ЦБ представлен черный список с почти полусотней фигурантов, в основном офшоров. Но введение столь жестких правил не помешало России "украсить" собой черный список FAFT.
Летом эта организация обнародует еще один черный список - государств, замеченных в финансировании терроризма и террористов. Чтобы не "засветиться" еще и в нем, Россия должна как минимум принять к июню соответствующий закон. А пока такового нет, ЦБ опубликовал перечень (приложение к указанию N136-Т от 28 ноября 2001 г.) из 62 организаций и граждан, с которыми российским банкам лучше дел не иметь. Список этот позаимствован у США, которые после сентябрьской трагедии назвали своих врагов поименно.
Как видим, чтобы быть принятой в финансовых "приличных домах", Россия старательно демонстрирует свою лояльность и цивилизованность.
Оценки отмывания капитала в мировом масштабе разнятся. На сайте американского казначейства в одном абзаце тематического обзора приводятся цифры, отличающиеся в два раза. В качестве последней оценки (без ссылок на автора: очевидно, это официальная американская точка зрения) приводится цифра в 1 трлн долл. в год. Из них от 300 до 500 млрд приходится на преступные доходы от незаконного оборота наркотиков.
А по данным бывшего управляющего директора МВФ, пожелавшего остаться не названным, "грязные" деньги составляют 2-5% мирового ВВП, что в абсолютном выражении означает вилку от 800 млрд до 2 трлн долл. "Грязные" деньги, считает аналитик, давят как на индикаторы мировых рынков капитала, так и на курсы валют.
Марина ТАЛЬСКАЯ
NTVRU.COM
20.02.2002 15:45:00
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации