Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


"ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА" ПРИДЕТ К НАМ ЧЕРЕЗ ДВА МЕСЯЦА.

Предположительно через два месяца в области начнет действовать региональный Комитет по финансовому мониторингу (КМФ). Местные службы финансовой разведки будут напрямую подчиняться Минфину РФ. Курировать их работу будет поручено первому заместителю министра финансов РФ Виктору Зубкову, возглавившему КМФ при Министерстве финансов РФ. Первоначально комитеты будут созданы в столицах федеральных округов, затем в каждом субъекте Федерации. Общее число сотрудников в региональных организациях составит предположительно 106 человек.

Деятельность приступившего у работе с начала февраля 2002 года Комитета по финансовому мониторингу РФ стала одним из реальных шагов Правительства России, предпринятых с целью предотвращения процессов отмывания преступных доходов.

Новая структура наделена небывалыми полномочиями: в ее праве запрашивать любую дополнительную информацию о подозрительных (щелках, для ее сотрудников не будет существовать банковской тайны, на ее центральный компьютер будет стекаться вся информация о сделках свыше 600 тыс. руб., зарегистрированных в любых финансовых организациях, включая банки, страховые институты, ломбарды. Финансовый комитет вправе не только проверять источники доходов, но и направлять материалы о нарушениях в правоохранительные органы, которые наделены функциями расследования уголовных дел по экономическим преступлениям. Технология сбора и обработки первичной информации позаимствована у Центробанка.

Так, согласно инструкциям ЦБ, схема выявления "подозрительных" клиентов была следующей: в каждом банке назначался так называемый ответственный человек. Права ему давались самые широкие - начиная от беспрепятственного проникновения в любое помещение банка и заканчивая возможностью запрашивать все подразделения банка относительно характера любой сделки и, в частности, "снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах". От его решения зависело, будут направлены полученные сведения в государственный контрольный орган или нет.

Обмен информацией будет происходить только по защищенным каналам. На закупку программно-технических комплексов и разработку программных средств в целях создания единой информационной системы и ведения федеральной базы данных Правительство РФ выделит из резервного фонда в первом квартале 2002 года Комитету по финансовому мониторингу России 171 миллион рублей.

На 5 февраля 2002 года, по данным Федеральной службы налоговой полиции РФ, поступление денег в российские банки с первого февраля сократилось на 60% (ранее банки приносили в день по 20 млн. руб.). Эксперты этого ведомства предположили, что представители финансовых структур либо ожидают, как будет действовать новый закон о противодействии отмыванию нелегальных доходов, либо уже разрабатывают какие-то новые схемы, чтобы скрыть свои капиталы.

Дальнейшее развитие событий покажет, насколько значительными являются предпринятые российским Правительством меры по противодействию отмыванию теневых денег. По крайней мере представители FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Международная комиссия по борьбе с "отмыванием" преступных доходов при Организации экономического сотрудничества и развития) нашли в России 10 признаков из 25, по которым можно судить о том, борется ли страна с вышеупомянутой негативной тенденцией. Напомним, что Россия была включена в "черный список" FATF в июне 2000 года. Более того, после принятия в РФ закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" FATF приняла решение не применять к нашей стране экономических санкций.

***

Специалист Уральского банка реконструкции и развития, начальник отдела по противодействию отмыванию (легализации) доходов Татьяна Качалина:

- Новый закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, ставит банк в неоднозначное и, я бы сказала, затруднительное положение. С одной стороны, мы должны строго соблюдать действующее законодательство и нормативные акты Банка России- в противном случае нам грозит отзыв лицензии на осуществление банковских операций со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, с другой стороны, банк обязан соблюдать интересы своих клиентов и полную конфиденциальность информации о проводимых ими операциях. Следует отметить, что наш банк уже давно располагает необходимой информацией о своих клиентах, но процедура сбора, обработки и хранения сведений, предусмотренная законом, требует дополнительных издержек.

***

Инна Прыгунова, начальник юридического управления Уралвнешторгбанка, считает:

- В настоящее время исполнение Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в полной мере проблематично из-за отсутствия нормативных актов, разъясняющих порядок применения его отдельных положений. Вместе с тем применение закона не нарушает основного принципа обслуживания клиентов- сохранения банковской тайны.

***

С первого февраля:

К "подозрительным операциям" могут быть отнесены банковские операции с суммами свыше 600 тысяч рублей, регулярное получение на счет мелких сумм с последующим закрытием счета, все перечисления денег, не связанные с хозяйственной деятельностью конкретного человека или фирмы, предоставление кредита под обеспечение в виде гарантии кредитной организации-нерезидента на сумму, составляющую целое число (100 тысяч, 1 миллион и т.д.), при условии очевидной связи между местом деятельности клиента, его контрагентов и местом нахождения гаранта. Могут вызвать подозрение и "нестандартные" требования клиента к порядку ведения счета, а также проводимые через оффшоры операции.

К "подозрительным клиентам" могут быть отнесены те, проверку деятельности которых банк сочтет "слишком дорогостоящей", а также те, кто регулярно расплачивается за покупку кредитными картами или проводит операции на фондовом рынке.

***

Кстати:

В "черный список" входят 19 стран и территорий; в их числе острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы острова, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина.


Ольга ИВАНОВА, 027, стр. 3, Вечерний Екатеринбург
09.02.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации