КАПИТАЛЫ МЕНЯЮТ ЦВЕТА.
Какой цвет предпочтут из них "серые": черный или белый?
1 ФЕВРАЛЯ вступил в силу Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Появился на свет и новый орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу, который должен контролировать прохождение финансовых потоков. Его уже прозвали в народе "финансовой разведкой". Отныне банки обязаны сообщать новому Комитету обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 600 тысяч рублей. Внесены и соответствующие поправки в Уголовный кодекс.
Прокомментировать эти нововведения "Российская бизнес-газета" попросила заместителя председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Мартина ШАККУМА.
- Новый Закон предоставляет действующей власти широкие возможности для реального контроля за финансовыми потоками в стране. А точнее возможность получать информацию о тех финансовых операциях, которые направлены на легализацию, то есть на придание правомерного вида денежным средствам, получаемым в результате преступной деятельности.
В российских СМИ в связи с созданием Комитета РФ по финансовому мониторингу выдвигаются две версии: первая, что комитет получает огромные возможности и полномочия, и вторая, что он будет просто статистом. На мой взгляд, истина лежит посередине.
Давайте прежде всего разберемся, что такое теневая экономика, борьбой с которой должен заниматься этот комитет? По оценкам журнала "Экономист", теневая экономика в нашей стране составляет более 40 процентов, по моим подсчетам, эта цифра приближается к 50 процентам ВВП. Объективности ради надо отметить, что сформировалась она в значительной степени в результате порочной налоговой политики предыдущих лет.
Поскольку теневой сектор составляет значительную долю экономики, банки вынуждены обслуживать как легальный сектор, так и теневой. Возьмем для примера те же схемы выплаты "конвертной" заработной платы, которые в нашей стране столь популярны. Если в начале 90-х годов доля заработной платы в ВВП составляла около 50 процентов, то теперь она снизилась примерно до 20 процентов, поскольку значительная часть экономики ушла в тень. В целом по стране заработная плата выплачивается в объеме около 4 триллионов рублей в год, но примерно половина этой суммы - около 2 триллионов рублей - выплачивается в конвертах. Нетрудно представить, какой объем "серых" денег проходит по соответствующим "конвертным" схемам через банки.
Наряду с этим через кредитные организации проходят огромные наличные средства торговых предприятий, которые не хотят показывать свои настоящие объемы и обороты и, соответственно, платить налоги. И, наконец, существуют и откровенно "черные" денежные средства, полученные, например, от торговли наркотиками, которые также проходят через банки. По крайней мере часть этих финансовых потоков попадет теперь в поле зрения Комитета по финансовому мониторингу.
Надо сказать, что, когда закон об отмывании обсуждался в Государственной Думе, самые острые дебаты развернулись вокруг того, должны ли налоговые правонарушения и правонарушения, связанные с невозвратом валютной выручки, подпадать под действие этого закона? В конце концов решили, что не должны.
Чего опасались депутаты? Дело в том, что борьба с теневыми финансовыми потоками ведется сейчас во всем мире. Россия до сегодняшнего дня включена в "черный список" FATF по причине того, что эта борьба у нас ведется недостаточно эффективно. Однако наделение Комитета по финансовому мониторингу и правоохранительных органов чрезмерно широкими полномочиями, более широкими, чем существуют в других странах, привело бы к усилению оттока капитала из России и создало бы возможности для злоупотреблений со стороны чиновников.
К тому же статья 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем", не предусматривает ответственности за отмывание средств, полученных в результате уклонения от уплаты налогов или невозврата валютной выручки.
Давайте рассмотрим конкретную ситуацию: в банк поступает определенное количество наличных денег. Допустим, из магазина, который не хочет показывать полностью свои обороты и намеревается часть вырученных от торговли средств переправить в оффшор. Банк, который профессионально занимается отмыванием денег, эти средства примет. Но ведь ему неизвестно, каким путем они получены - деньги не пахнут. На самом деле они могут принадлежать наркоторговцу, который утверждает, что у него есть 20 палаток и это выручка от торговли, которую он хочет переправить, например в Черногорию. Правду он говорит или нет - банк проверять не будет.
Теперь предположим, что на перевод этих средств обратит внимание Комитет по финансовому мониторингу. Выяснить, получены ли эти средства откровенно преступным путем или в результате ухода от налогов, он также не имеет возможности. Он будет вынужден обратиться в правоохранительные органы.
И здесь наступает интересный момент: даже если правоохранительные органы установят, что это средства, полученные в результате неуплаты налогов, и их отмыв не подпадает под действие ст. 174 УК и нового Закона о противодействии отмыванию, они будут обязаны возбудить уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.
Таким образом, Комитет по финансовому мониторингу становится органом контроля за финансовыми потоками, а не каким-то карательным учреждением, но тем, кто уклоняется от уплаты налогов или совершает иные правонарушения в сфере финансов, от этого не становится легче.
Но как быть с банком, который отмывает средства, полученные в результате неуплаты налогов или невозврата валютной выручки - ведь его деятельность ни под ст. 174 УК РФ, ни под новый Закон о противодействии отмыванию не подпадает. Дело в том, что в Уголовный кодекс усилиями депутатов Государственной Думы, в том числе и при моем участии, введено понятие "профессионального отмывания денежных средств".
Фирмы, которые отмывают средства третьих лиц и занимаются этим профессионально, теперь тоже несут уголовную ответственность, причем очень серьезную - до 10 лет лишения свободы.
В нашем законодательстве до настоящего времени такого термина не существовало. Хотя на Западе он широко распространен. Вспомним хотя бы скандал с Bank of New York. Среди средств, проходивших через этот банк, были как деньги, полученные в результате ухода от налогов и невозврата валютной выручки, так и те, что были получены в результате наркоторговли, бизнеса, связанного с похищением и последующим выкупом заложников, и т.п.
Но вернемся к российским проблемам. Раньше под уголовную ответственность по ст. 174 УК РФ подпадал только тот, кто зарабатывал деньги преступным путем, например, главарь преступной группы, занимающейся торговлей наркотиками, если он пытался легализовать свои средства через банк, а не сотрудники этого банка, которые могли и не знать о происхождении этих средств.
Но особого воздействия на дальнейшую судьбу этого наркоторговца данная статья не оказывала. По статье 228 УК РФ (карающей за сбыт наркотиков) он мог получить значительно больший срок, чем по ст. 174 УК РФ. Однако в большинстве случаев общее наказание назначается не путем полного суммирования сроков, а путем частичного поглощения меньшего большим.
Теперь же, с появлением в Уголовном кодексе ответственности за профессиональный отмыв денежных средств, ситуация изменилась. К ответственности будет привлечен не только сам наркоторговец, но и руководство банка. Это очень важно, поскольку отмыванием, как правило, занимаются профессионально именно коммерческие банки или отделы банков. А фирмы-однодневки - лишь детали сложного механизма по легализации денежных средств. Какие схемы ни придумывай - деньги так или иначе проходят через банк. Теперь же под контроль неизбежно попадут крупные сделки, связанные с переводом наличных средств в безналичные и обратно.
Конечно, банки, занимающиеся отмыванием, будут пытаться придать своим операциям законный вид, например, дробить поступающие к ним средства, но сделать это будет уже значительно сложнее.
Важно и то, что меры, принимаемые по выведению экономики из тени, носят комплексный характер: наряду с усилением финансового контроля снижается налоговое бремя, что открывает возможность выйти из тени и работать легально.
В большинстве развитых стран доля теневой экономики в ВВП составляет примерно 6 - 8 %, причем большая часть этих средств связана не с каким-то совсем "черным" бизнесом, а с различными схемами ухода от налогов, которые балансируют где-то на грани нарушения закона. Если мы доведем уровень теневой экономики в России хотя бы до 10 - 12 %, то это даст колоссальное пополнение бюджета, что позволит решить множество социальных проблем и резко повысить качество жизни населения.
Таким образом, у предпринимателей, работающих в тени, появляется выбор - либо легализоваться, либо переходить к каким-то совсем "черным", противозаконным схемам и дрожать по ночам. То есть новый закон должен способствовать уходу от "серых" денег. А вот какими они станут, "черными" или "белыми", покажет время.
Есть, конечно, и еще один путь - полностью перевести капиталы за рубеж, уехать туда самому и в Россию больше никогда не возвращаться. Но дело в том, что, как я уже отмечал, во всем мире усиленно интересуются происхождением "неизвестно откуда" взявшихся капиталов. Для России важно лишь в этом деле не "бежать впереди планеты всей", проявлять взвешенность и разумную осмотрительность, чтобы борьба с отмыванием не превратилась в шумную, но бесплодную кампанию, которая приведет лишь к бегству капиталов и их владельцев из страны.
Фото:
- Весь мир сквозь призму доллара.
Подготовил Владимир Баршев, 7, стр. 8, Российская Бизнес-газета
19.02.2002
|