"БОЙ С ТЕНЬЮ", ИЛИ КОМАРИНЫЕ УКУСЫ.
В феврале нас известили об очередном витке борьбы с отмыванием нелегальных доходов. С благой, конечно, целью - пресечь уход от налогов, пополнить казну и улучшить наше с вами благосостояние. Ощутить веяние этого прогрессивного нововведения неожиданно пришлось и мне. Хотя - клятвенно вас в том заверяю - ни теневым, ни каким другим капиталом я не располагаю. Да и о механизме увода денег и их отмывания представления не имею ни малейшего.
Совсем недавно решил я в очередной раз перевести деньги своему сыну на счет в материковском Сбербанке. Зашел в конце рабочего дня в один из сбербанковских филиалов Южно-Сахалинска и даже порадовался своей небольшой удаче - я успевал сделать перевод, хотя до закрытия филиала оставалось полчаса, не больше. Правда, очередь надолго застыла на стоявшей передо мной пенсионерке - ей переоформляли вклад, заполняя кучу бумажек и сверяя их с кучей документов, и на меня времени не оставалось. Но работница банка отправила меня в свободное окошко к заведующей филиалом. Я подумал даже о благоприятном для меня расположении звезд, отсутствии магнитных бурь и пр., однако... В следующую минуту женщина в окошке спросила у меня паспорт, чему я удивился - никогда раньше при переводе денег в другое отделение Сбербанка этого удостоверения личности не требовалось. Я ведь не получал деньги, а отправлял их. Служебное же удостоверение, имевшееся при мне, оказывается, не годилось.
Из Москвы пришло новое распоряжение, объяснили мне популярно. Одним словом, не говори "гоп", пока не перепрыгнешь: отправить деньги своему сыну в тот день я так и не успел. На следующий день, вооружившись паспортом, пришел в Сбербанк через пятнадцать минут после его открытия. В очереди оказался третьим и выйти из стен кредитно-финансового учреждения смог почти через час. Двоих клиентов передо мной оформляли где-то минут сорок. Та же куча бумажек, куда вписывается масса цифр, куча удостоверений. Вот ведь интересно - рабочие места в Сбербанке оборудовали компьютерами, а времени на работу с клиентами уходить стало больше. В самом деле - напиши сначала кучу бумажек, распишись, поставь печати, и чтобы все без ошибок. Потом работница банка должна занести все это в компьютер. И не дай бог, если она ошибется хотя бы в одной цифре или буковке. Или же ошибешься сам, поставишь подпись не там или чернилами другого цвета. А уж если зависнет компьютер - пиши пропало. В смысле - время. Либо переписывать все придется долго и нудно. Либо ждать, когда загрузится компьютер. Либо все разом. А говорили, что компьютеризация должна облегчить и ускорить процесс. Тут, видимо, все по принципу - хотели как лучше, а получилось как всегда...
Отправив деньги, я еще раз поинтересовался - с чего это вдруг возникли такие сложности. Ведь не какую-то умопомрачительную сумму я переводил - всего-то 700 рублей. Оказалось, что эта и другие меры - следствие ужесточения борьбы с отмыванием нелегальных доходов и создания комитета по финансовому мониторингу. Финансовой разведки то есть. Я, как законопослушный гражданин, не имею ничего против борьбы с отмыванием денег и с другими финансовыми аферами. Вот только достигнут ли в Москве желаемой цели при таком подходе?
Недавно на глаза попался материал в "Деловом вторнике" - "Уха из мелочи". Как раз к вопросу о создании этого комитета. Согласен с автором статьи К. Сорокиным - замысел хорош, но исполнители впали в раж, отчего теперь чуть ли не каждая банковская операция подпадает под подозрение. И в конечном счете жертвами новой операции "Чистые руки" окажутся совсем не воротилы теневого бизнеса. А уж по законопослушным гражданам борьба с отмыванием ударит - будьте уверены. Аналогичные ощущения от таких благих намерений государства мы уже испытывали. Ну в самом деле - из-за нововведения мне в первый день пришлось уйти из Сбербанка ни с чем, простоять в ожидании маршрутки добрых полчаса, потому что наступил час пик, а на следующий день я опоздал на работу. Об испорченном настроении уже молчу.
А кому-то ведь придется еще хуже. Возьмите тех же пенсионеров, которые составляют весомую часть клиентов Сбербанка, - какие еще новые документы и справки будут с них требовать, дабы предотвратить вывоз их гигантских пенсионно-теневых капиталов в сомнительные офшорные зоны? Сколько времени и нервов потеряют люди, несущие свои грошовые сбережения на сберкнижки? Настоящим воротилам теневого бизнеса, я больше чем уверен, все эти потрясения "по барабану". Борьба с отмыванием денег для них - как комариный укус для слона. Вот только мы не слоны. И будем долго чесаться от укусов.
К. ПОДОЛЬСКИЙ, 38, Советский Сахалин
01.03.2002
|