ЖИЗНЬ ПОД ФИНАНСОВЫМ "КОЛПАКОМ".
Если финансовая разведка будет работать в соответствии с государственными, национальными интересами, она способна серьезно оздоровить экономическую ситуацию в стране.
Есть все основания предполагать, что финансовая разведка будет работать примерно в том же формате, в котором работает сегодня Генпрокуратура, выполняя заказы определенных политических группировок,
С начала этого месяца для большинства граждан России, способных совершать крупные покупки, наступила новая эпоха. Вступил в силу закон "О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем" и одновременно внутри Минфина официально начал работу Комитет по финансовому мониторингу. Эту загадочную структуру уже прозвали финансовой разведкой. В государственных структурах считают, что более 40 процентов экономики находится в тени, а потому объектов слежки хватит на целую армию фискалов.
Судя по первым заявлениям руководителя финансовой разведки Виктора Зубкова, оказавшегося в этом кресле, кстати, благодаря давнему знакомству с В. Путиным, Кремль намерен всех вывести на чистую воду. Подозрительными становятся практически все банковские операции.
Вот некоторые выдержки из рекомендаций по разработке банками правил внутреннего контроля. Финразведчики считают, что высокому риску в смысле отмывания денег кроме прочих подвержены операции, связанные с интенсивным оборотом наличности (магазины), туристическая деятельность, торговля недвижимостью, лизинговые компании, ломбарды и т. д. Инструкция вносит в разряд подозрительных любого гражданина, купившего квартиру или автомобиль стоимостью выше 600 тыс. рублей. Однажды попав в базу данных разведчиков, выйти из нее можно только через пять лет. А в течение этого времени каждая финансовая операция будет тщательно анализироваться.
Сейчас полным ходом идет работа по созданию сети и обобщающей базы данных.Премьер Михаил Касьянов не пожалел на закупку программно-технических комплексов и мощного компьютера для КФМ 171 млн рублей. Эти деньги были взяты из резервного фонда правительства. В будущем разведчики хотели бы заполучить еще один сверхмощный компьютер, способный совершать до полумиллиарда операций в секунду.
"Грязные" деньги в мире ищут давно, и уже накоплен колоссальный опыт в этом деле. В развитых странах финансовой слежкой занимаются специализированные структуры. В США это Группа по борьбе с финансовыми преступлениями, входящая в структуру Министерства финансов, в Великобритании - Национальная служба криминальной разведки при МВД страны, во Франции - Центр сбора и анализа информации о финансовых сделках, в Италии - одно из специализированных подразделений финансовой гвардии, являющееся автономной структурой в составе МВД страны. Только в Швейцарии функции финансовой разведки выполняют одновременно три подразделения: специальный отдел Министерства финансов, финансовая полиция и служба по борьбе с отмыванием денег. Вероятно, потому, что в Швейцарии всегда было много разных денег.
Похоже, и у нас денег много, так как поиском подозрительных сумм отныне будут заниматься пять (!) ведомств и служб. Помимо новой структуры - КФМ функции финансового контроля могут осуществлять МВД, департамент экономической безопасности ФСБ, Генеральная прокуратура и Федеральная служба налоговой полиции, Дело в том, что этим силовым ведомствам предоставлено право оперативно-розыскной деятельности. Короче, "был бы закон, а шея всегда найдется".
У нас есть еще Финансовая инспекция, Главное контрольное управление президента и Счетная палата. О ней разговор особый. Не так давно Сергей Степашин встречался с Михаилом Касьяновым. Путин дал им задание "помириться" и подготовить совместную концепцию единой системы государственного финансового контроля.
Возможно, такой параллельный сыск - для России благо. Ведь предстоящим летом нам снова придется отчитываться перед Международной организацией противодействия отмыванию капитала. Напомню, что именно эта служба полтора года назад послала нам "черную" метку. То есть занесла в список стран, которые не борются с отмыванием денег. В результате Россия составила компанию Лихтенштейну, Израилю, Филиппинам, Панаме, Ливану, офшорным зонам Карибского моря и Тихого океана.
В Великобритании за несообщение полиции о факте отмывания денег виновному грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. В нашем законодательстве таких суровостей пока нет. Так что говорить всерьез о крутом переломе в данной сфере слишком преждевременно. Скорее всего спешка и помпезность, с которой раскручивается новая система сыска, адресованы партнерам по большой "восьмерке", чтобы они не рассматривали Россию в качестве "черной дыры". Тем не менее западные банки всегда отличались консервативностью. Они еще долго будут с пристрастием отслеживать все финансовые сделки с российскими деньгами.
Василий КОНОНЕНКО, политический обозреватель "ФР", 4, стр. 2, Финансовая Россия
07.02.2002
|