"ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА" ПРОВЕРИТ ВСЕХ.
Если хоть в ком-то усомнится
Россия, закончив реформирование вертикали власти, начинает медленно, но неуклонно определяться с внешнеполитическими акцентами. Уже сейчас понятно, что новая международная политика администрации Путина будет кардинально отличаться от взглядов, доминировавших в ельцинскую эпоху. В первую очередь изменения коснутся порядка дипломатических взаимоотношений с партнерами по СНГ. Оказывается, для этого лучше всего годятся инструменты экономические.
Полезно напомнить, что недавно была изменена законодательная база в области взаимных поездок граждан. В декабре "ЭК" уже писал о том, что серьезной корректировке подвергнут список документов, являющихся, как записано в законе, "основными идентификаторами личности", а проще говоря, удостоверяющих личность и гражданство того или иного лица, пересекающего границу РФ. В частности, теперь казахстанцы смогут пересечь российскую границу, предъявив паспорт (прежний перечень документов предусматривал возможность въезда и по удостоверению личности, и по военному билету, и по свидетельству о рождении). Новым порядком регистрации прибывших из стран Содружества установлен максимальный срок пребывания - три месяца, правда, с возможностью продления. Не исключение и студенты дневных отделений российских вузов, приехавшие учиться из Казахстана, - даже им придется стать регулярными посетителями паспортных столов и отделений милиции.
Очередное новшество во взаимоотношениях наших стран, еще не получившее четких правовых очертаний, но уже вызывающее серьезную тревогу общественности, последовало с образованием Комитета по финансовому мониторингу при министерстве финансов РФ (КФМ). Ведомство, начавшее свою деятельность первого февраля и уже получившее более понятное название "финансовая разведка", призвано контролировать легальность доходов граждан. Декларируемая цель благородна и проста - борьба с отмыванием "грязных" денег.
Однако в реальности существование такого контроля немыслимо без критериев проверки сделок - установить тотальную слежку за всеми банковскими операциями и наличными расчетами невозможно. И такие критерии были изобретены и отражены в законе. Подозрительными признаны все сделки, совершающиеся на сумму свыше 20 тысяч долларов США. Но под особый контроль попадут все сделки, "совершенные на территории или с участием иностранных партнеров из неблагонадежных государств".
В перечень стран, в отношении которых у правительства России имеются сведения о незаконном производстве наркотических веществ, а проще говоря, в черный список "неблагонадежных государств" из всех бывших советских республик попал только Казахстан. (Всего в списке 18 стран - Афганистан, Пакистан, Таиланд, Мьянма, Вьетнам, Колумбия, Мексика, Гватемала, Боливия, Перу, Китай, Марокко, Нигерия, Индия, Южная Африка, Казахстан, Египет, Ямайка). То есть в соответствии с новым российским законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" любая сделка любого гражданина Казахстана или казахстанского юридического лица с любой российской фирмой или гражданином РФ, совершенная на сумму от двадцати тысяч долларов США и выше, будет подвергнута обязательной проверке.
Сообщать о факте сделки в КФМ обязаны банки, нотариальные конторы, ломбарды, фондовые, инвестиционные, страховые и лизинговые компании - словом, все учреждения, где может быть зарегистрирован договор на приобретение тех или иных товаров и услуг. При этом под подозрение может попасть любая сделка без ведома сторон, ее совершающих. В частности, банкам категорически запрещено информировать клиентов о том, что информация, касающаяся их деятельности, передана компетентным сексотам из КФМ.
Также остается неясным, какими характеристиками сделки новая финансовая разведка будет руководствоваться, чтобы признать ее сомнительной. Нет ответа и на вопрос, равнозначны ли понятия "сомнительная сделка" и "противозаконная сделка" - иными словами, имеет ли комитет по финансовому мониторингу право передавать собственные материалы в прокуратуру для возбуждения уголовных дел. Остается гадать, какими именно бюрократическими проволочками или законодательными препятствиями будет чревата для казахстанских предпринимателей ситуация, в которой их деятельность покажется новоявленным комитетчикам "сомнительной". Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что в современной юридической практике сомнение трактуется как правовая единица впервые.
Повсюду в мире борьба с отмыванием грязных денег - дело государственной важности. Но практически ни в одной стране для этого не используется банковский шпионаж - примерно так отреагировали на появление закона и факт создания КФМ ведущие мировые СМИ.
Андрей ДОРОНИН. Москва, 25, Экспресс-К
12.02.2002
|