РАССЛАБЬТЕСЬ, ВЫ ПОД ФИНАНСОВЫМ КОНТРОЛЕМ.
С сегодняшнего дня в России официально начинает действовать комитет финансового мониторинга (КФМ), более известный как финансовая разведка. Отныне все сделки, совершаемые гражданами или организациями на сумму свыше 600 тысяч рублей, будут автоматически попадать в поле зрения КФМ и проверяться на предмет чистоплотности и происхождения денег. Короче говоря, граждан станет контролировать еще одна государственная структура с не вполне ясными полномочиями и компетенцией, зато с вполне ясными установками, целями и задачами.
Подкузьмили российским гражданам, к слову сказать, иностранцы - есть такая международная организация с аббревиатурой FATF. Расшифровывается приблизительно как организация по борьбе с отмыванием денег. Несколько лет назад (кажется, сразу после приснопамятного дефолта 1998 года) эти товарищи вдруг озаботились происхождением русских капиталов, оседающих и осевших за границами нашей Родины. Мол, там есть и бандитские деньги, и доходы от проституции, и от наркоторговли кое-что, а может, даже и финансы террористов... Короче, озаботилась FATF не на шутку и включила Россию в список стран, не борющихся с отмыванием денег.
Последнее, в свою очередь, не совсем понравилось правительству и президенту, который и подписал указ о начале действия с 1 февраля 2002 года комитета по финансовому мониторингу. Россию быстренько исключили из списка, посулили инвестиции и настойчиво порекомендовали уделять больше внимания контролю за прозрачностью финансовых потоков.
Из весьма скупых сообщений центральных СМИ известно, что комитет по финансовому мониторингу возглавил Виктор Зубков. Новоиспеченная спецслужба на первых порах будет являться структурным подразделением Министерства финансов и заниматься аналитической работой по предупреждению и отслеживанию злоупотреблений в финансовой сфере. Штатным расписанием КФМ на сегодня утверждены 300 сотрудников, однако известно, что в скором времени подразделения КФМ появятся и в регионах.
Корреспонденты "ВЧ" заинтересовались перспективами появления КФМ в Челябинской области.
Для начала мы позвонили в управление Министерства по налогам и сборам (МНС), в отдел по принудительному взысканию недоимки. Начальник отдела Валерий Рыжиков на вопрос, не станет ли с появлением КФМ у отдела меньше работы, ответил следующее: работы становится только больше, о КФМ он пока ничего не может сказать - слишком мало информации.
Из разговора с одним из сотрудников аппарата главного федерального инспектора по Челябинской области выяснилось, что на данный момент никакого взаимодействия и сотрудничества между структурами полпредства и КФМ также не происходит: финансовая разведка существует скорее виртуально, на страницах газет и экранах компьютеров и телевизоров. Зато сотрудник Валерия Третьякова поделился с нами другой новостью, не менее, кстати, ошеломляющей: говорят, что в ближайшее время в регионах могут появиться не только подразделения КФМ, но и структурные подразделения вообще всех федеральных министерств и ведомств. Которые будут возглавлять люди в ранге, скажем, заместителя министра. Ну примерно так, как это уже существует в Екатеринбурге, где с определенного момента появилось главное управление Генеральной прокуратуры РФ по Уральскому федеральному округу. И возглавил ее, кстати, Юрий Золотов, зам. министра Владимира Устинова. Так что, похоже, нет дыма без огня.
А вот челябинцам, занимающимся неблаговидными операциями по отмыванию денег и преступных доходов, стоит, наверное, крепко задуматься. Может статься, что они уже сегодня окажутся "под колпаком у Мюллера", вернее, Зубкова.
Денис ЛУЗИН, 19, стр. 2, Вечерний Челябинск
01.02.2002
|