КТО ПОПАДЕТ ПОД КОЛПАК "ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ"
1 февраля нынешнего года вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Названный Закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в России лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами данного Закона должен осуществляться соответствующими надзорными органами, а также уполномоченным органом. Таким уполномоченным органом является Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 года №1263. Орган этот в народе уже прозвали "финансовой разведкой". Именно этому новому Комитету должны сообщать банки, страховые компании, почтовые организации, ломбарды обо всех подозрительных сделках, операциях с деньгами или другим имуществом.
Кто же может оказаться под колпаком "финансовой разведки"?
Согласно статье 6 Закона обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (то есть, более 20 тысяч долларов). К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся прежде всего операции с денежными средствами в наличной форме (снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме).
К подконтрольным операциям отнесено также зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств. Кроме того, подлежат контролю операции по банковским счетам (к примеру, открытие вклада в пользу третьих лиц или перевод денег за границу на счет, открытый на анонимного владельца), а также иные сделки с движимым имуществом (помещение ценных бумаг или драгоценностей в ломбард, переводы денег не кредитными организациями по поручению клиента и др.).
Сведения об этих операциях, как установлено Законом, предоставляются в уполномоченный орган (Комитет) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Предусмотрено, что работники данных организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом своих клиентов или других лиц. Иначе говоря, сообщать клиентам о том, что на них "настучали", нельзя.
Законом регламентирована также деятельность уполномоченного органа (Комитета). При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, КФМ обязан направлять соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы. Вместе с тем Комитет не имеет права вести самостоятельные следственные действия, а должностные лица несут ответственность за разглашение тайны (коммерческой, банковской и др.). Он не вправе запрашивать у сторон операции информацию об источниках происхождения средств. Не вправе Комитет запрашивать и информацию по операциям, совершенным до 1 февраля с.г. Запрашиваемая информация не должна касаться частной жизни граждан.
В заключение скажем, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученного незаконным путем, установлена уголовная ответственность. Нормы этой ответственности определены статьей 174 Уголовного кодекса РФ.
Владимир БЕССАРАБОВ., № 925, Парламентская газета
06.03.2002
|