КЛИЕНТЫ ПОПАЛИ ПОД СЛЕЖКУ
Сегодня вступает в силу Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Операции с денежными средствами и иным имуществом попали под усиленный контроль со стороны государства.
Противодействие отмыванию денег, согласно закону, как раз и заключается в контроле подозрительных операций. Для юридических и физических лиц действие закона выразится в том, что информация об их действиях будет направляться в уполномоченный орган (Комитет по финансовому мониторингу), который в случае связи операции с отмыванием направит материалы в правоохранительные органы.
Большие братья
Обязанность следить возложена на банки, профучастников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды, организации почтовой, телеграфной связи и иные организации, осуществляющие перевод денежных средств.
Клиентам этих организаций будет полезно ознакомиться с перечнем операций, подлежащих обязательному контролю. В качестве критерия подозрительности выбран уровень в 600 тысяч рублей. Сумма операции должна быть больше или равна данной сумме, а сама операция должна входить в список, подлежащих обязательному контролю (см. врезку). Данный список составлен в соответствии с международной практикой и практически лишает возможности уйти из-под контроля любое физическое или юридическое лицо, проводящее крупные сделки. Впрочем, даже если сумма операции меньше 600 тысяч рублей, банк или инвестиционная компания, заподозрившая клиента в отмывании денег, может сообщить о ней.
Тренировка на банках
Наибольшую активность проявил Банк России, еще в ноябре подготовивший пакет "противоотмывочных" документов. Для банков начало этого года прошло в лихорадочной подготовке соответствующих положений, назначении уполномоченных сотрудников и выяснении у ЦБ порядка осуществления их новых обязанностей. В своем рвении ЦБ издал документы, рекомендующие банкам даже более полно контролировать операции клиентов, чем этого требует закон.
С сегодняшнего дня противодействие отмыванию денег в банках начнется с анкетирования клиентов (как физических, так и юридических лиц). При этом будут запрашиваться, например, сведения о постоянных контрагентах клиента, изменениях в характере деятельности, прошлых финансовых проблемах, репутации и т.п.
Сотрудники банка занесут в анкету данные по всем операциям клиента, дадут характеристику операций и, главное, оценят риск "осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем". Банку рекомендуется разработать критерии оценки риска в соответствии с предложениями ЦБ.
Сам Центробанк полагает, что высокий риск отмывания наблюдается, в частности, при осуществлении внешнеэкономических операций, в туристской деятельности, в игорном бизнесе, торговле недвижимостью и любой другой деятельности, связанной с интенсивным оборотом наличности.
Также определены признаки государств (территорий) высокого риска. Это государства, где не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, где незаконно производятся или переправляются наркотические вещества и т.д.
Точный список таких государств Правительство совместно с ЦБ пока не определило.
Если риск отмывания клиентом денег с учетом вышеназванных критериев оценивается как высокий, то операциям по его счетам уделяется повышенное внимание. Самое живое удивление в банках вызывает рекомендация направить своего сотрудника на место осуществления деятельности клиента в целях проверки информации.
Помимо выявления операций, подлежащих обязательному контролю по закону, банкам предписывается отслеживать и иные операции, связанные с отмыванием доходов. Определению необычных сделок должен способствовать набор критериев, позволяющий связать с отмыванием денег еще больший спектр операций. Например, о возможном отмывании денег может свидетельствовать излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.
Была ли тайна
Нормативные документы ЦБ пока вызывают множество вопросов банков, касающихся юридических и технических аспектов противодействия отмыванию денег. В связи с огромным объемом и важностью предоставляемой информации встает и вопрос о конфиденциальности предоставляемых сведений о счетах и операциях клиентов банка.
"Благодаря четко прописанному в законе порядку предоставления необходимой информации банки имеют возможность объяснить клиенту, на основании чего произошло разглашение банковской тайны, и избежать ее огульной выдачи", - считает руководитель службы внутреннего контроля ОАО "Санкт- Петербургский банк реконструкции и развития" Сергей Соломко.
Закон может привести к новому этапу конкуренции между банками. Свои расходы на организацию обязательного контроля кредитные организации будут в той или иной степени перекладывать на клиентов. Кроме того, поскольку многие моменты осуществления контроля оставлены на усмотрение банка, строгость "слежки" за клиентами будет теперь рассматриваться как один из факторов выбора финансового института.
***
Операции, подлежащие обязательному контролю
Снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности
покупка или продажа наличной иностранной валюты
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме
размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад(депозит) на предъявителя
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме
перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца
зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)
денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента
Вадим Бараусов, 15, стр. 1-ф, Деловой Петербург
01.02.2002
|