БАНКИ ПОНЕСЛИ СОР ИЗ ИЗБЫ
С февраля в России заработал закон о противодействии отмыванию преступных доходов. Итоги первых дней, по мнению главы Комитета по финансовому мониторингу Виктора Зубкова, "превзошли все ожидания" - столько банки прислали информации. Но пока контролеры могут ее измерить только в мегабайтах, а не в "подозрительных сделках". Между тем от этого будет зависеть, исключит ли FATF Россию из "черного списка" стран, не борющихся с отмыванием "грязных" денег.
Мегабайты "грязных" сделок
По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, уже в первые дни система показала свою работоспособность: за два дня из банков получено 6, 3 мегабайта информации о подозрительных сделках.
Перевести мегабайты в количество подозрительных сделок Мельников затруднился. Дело в том, что вся информация поступает в ЦБ в зашифрованном виде, причем имеется два уровня ее защиты. Специалисты ЦБ доступа к ней не имеют. Расшифровка осуществляется в Комитете по финансовому Мониторингу. Роль же ЦБ как посредника объясняется отсутствием у комитета электронной связи со всеми 3000 банками страны, которая зато есть у ЦБ. Зубков тоже не стал "расшифровывать" количество сделок. Так что пока контролеры могли похвастаться только скоростью сбора информации.
Скорость - не главное
Но FATF, отказавшийся в конце прошлой недели исключить Россию из "черного списка", не склонен судить об успехе борьбы с "грязными" деньгами по количеству собранных мегабайтов. Эксперты организации, которые посетят Россию в марте, намерены рассмотреть "всю цепочку" - вплоть до числа возбужденных на основании полученной информации уголовные дел. Пока сложно оценить, каким будет вал подозрительных сделок. В Великобритании, например, их набирается до 30 тысяч в год, хотя "порог подозрительности" там - 10 тысяч долларов (у нас - 20 тысяч), в Италии банки присылают информацию о 400 миллионов "плохих" сделок в год. Но ведь отличаются и законы об отмывании. Где-то в них прописано максимально возможное количество критериев подозрительности сделок. Где-то, как в США, законодатели предоставили на этот счет карт-бланш исполнительным органам власти. В российском законе четко прописано только 15 критериев подозрительности сделки. А в Италии, например, 37.
Банки полны рвения
Основным подспорьем в борьбе с "отмыванием средств" должны стать российские банки, которые будут судить о подозрительности сделок "на основании своего опыта". Президент Ассоциации российских банков Сергей Егоров заявил о готовности АРБ сотрудничать с Комитетом по финансовому мониторингу и ЦБ. Он напомнил, что именно АРБ была инициатором создания закона, противодействующего "отмыванию" средств. Из-за отсутствия в России этого закона в прошлом году наблюдалось массовое, по словам Егорова, закрытие корсчетов российских банков в иностранных кредитных организациях. Правда, статистика на этот счет неизвестна, поскольку банки-"жертвы" тщательно скрывали информацию о западных "гонениях" на них.
Однако, по мнению начальника инвестиционно-аналитического управления КБ "Космос" Сергея Половских, помощь банков не будет эффективной. "На какое-то время объемы "отмывки" сократятся, однако затем, скорее всего, "грязные" деньги найдут иные пути и механизмы для своей легализации. Вопрос заключается в том, удастся ли ЦБ и комитету с помощью банков воспрепятствовать нежелательным процессам", - отметил Газете эксперт. Представитель другого банка, пожелавший остаться неизвестным, был более резким в своих оценках. "Вводится тотальный контроль за деятельностью банка, тотальная слежка. Результат у всего этого может быть только один: объемы сделок по корсетям резко сократятся, притом уйдут не только "грязные", но и "чистые" деньги", - заявил он Газете. Впрочем, хотят банки сотрудничать с комитетом или нет - неважно: им все равно придется предоставлять ЦБ всю информацию о сомнительных сделках.
"Мелочь" на терроризм
Однако все эти усилия правительства и ЦБ могут пропасть втуне. Дело в том, что одной борьбы с нелегальными доходами уже недостаточно - FATF сейчас готовит новый список, в который будут внесены страны, не противодействующие финансированию терроризма. Среди них может оказаться и Россия, как, впрочем, и любая другая страна. Проблема заключается в том, что пока даже трудно представить себе, какими будут критерии новых "подозрительных" сделок. Сентябрьские теракты в США показали, что их финансирование осуществляется не из "грязных" денег и, к тому же, мелкими транзакциями - примерно от 6 до 8 тысяч долларов.
Чтобы избежать внесения в новый "черный список" FATF, Россия может сыграть на опережение. Например, устроить показательный процесс над теми, кто финансирует террористические организации. Первый кандидат на такую "показательную" порку уже нашелся: недавно правоохранительные органы России обвинили в финансировании терроризма известного предпринимателя Бориса Березовского.
Фото:
- Виктору Зубкову открыты двери во все российские банки Фотограф: Юрий Штукин/Газета
АНАСТАСИЯ СКОГОРЕВА, НАТАЛЬЯ ИЛЬИНА, 22, стр. 9, Газета
07.02.2002
|