ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА N2
КРЕМЛЬ НУЖДАЕТСЯ В СОБСТВЕННОМ КОНТРОЛИРУЮЩЕМ ОРГАНЕ
"РВ" продолжают смотр центров российской власти. В предыдущих номерах газеты придирчивому анализу наших экспертов подверглись Совет Федерации, Государственная Дума, администрация президента и правительство. Побывав соответственно на Большой Дмитровке, Охотном Ряду, Старой площади и Краснопресненской набережной, переместимся на Зубовскую. Вниманию читателей предлагаются рассуждения о прошлом, настоящем и будущем одного из важнейших нынешних инструментов подготовки к принятию политических решений в нашей стране - Счетной палаты Российской Федерации.
В российской политической системе Счетная палата занимает особое место. Для любого из остальных вышеперечисленных институтов власти - будь это правительство, президентская администрация, Госдума или Совет Федерации - будущее не сулит повышения политического веса. Возможно даже, по этому критерию лучшие времена для этой четверки уже позади. В отличие от них, Счетная палата РФ - пожалуй, единственная структура, которая на глазах набирает политический вес, не считаясь с теми жесткими ограничениями, что были наложены на нее при рождении.
Согласно Конституции РФ, Счетная палата была образована "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета" и подотчетна Федеральному собранию. И все. За семь лет, пройденных с тех пор, Счетная палата выросла из коротких штанишек думского департамента по финансовому контролю, с которым мало кто из "сильных мира сего" всерьез считался, и стала ключевым инструментом, позволяющим держать под дамокловым мечом всю элиту современной России.
Но, впрочем, обо всем по порядку. Принятый в январе 1995 года закон "О Счетной палате РФ" установил следующие организационные нормы. Коллегия Счетной палаты (далее - СП) образуется Госдумой и Советом Федерации на паритетных началах. Нижняя палата выбирает председателя СП и шесть своих аудиторов. Верхняя - заместителя председателя СП и свою аудиторскую шестерку. Общий срок полномочий аудиторов - шесть лет. В принципе аудитор может быть освобожден от должности двумя третями голосов палаты парламента, но на практике такого не случалось. Более того, и попыток таких не наблюдалось, что лишний раз подчеркивает неслучайность выбора этих кандидатур в данный исторический момент.
Момент определялся и общей политической ситуацией, и раскладом сил в том Федеральном Собрании. Напомним, первая СП формировалась в начале 1995 года, под занавес работы первой, "революционной" Государственной Думы. Выбирать шесть представителей в кипящем бульоне из восьми фракций и шести депутатских групп было архисложной задачей, не говоря ужо выборе самого председателя СП.
Только компромиссностью этой кандидатуры можно объяснить тот факт, что главой Счетной палаты первого созыва стал депутат Госдумы из далеко не самой главной депутатской группы "Новая региональная политика" Хачим Кармоков. Крупнейшие фракции первой Думы в лице КПРФ, ЛДПР, "Выбора России", АПР и ПРЕС решили не развязывать непредсказуемый по своим последствиям бой за малозначимый по функциям новый орган, а ограничиться делегированием своих кандидатур в состав рядовых аудиторов.
Бывший председатель Верховного Совета Кабардино-Балкарской республики, Кармоков до конца своих полномочий не вышел из роли олицетворения политического компромисса, как, впрочем, и остальная "думская" половина СП. Как ни парадоксально это выглядит по нынешним временам, но именно другие, "сенаторские", аудиторы примерили на себя одежду возмутителей политического спокойствия. Сейчас вряд ли кто сможет вспомнить хоть одного из той шестерки "думских" аудиторов. Совсем обратная ситуация с половиной, делегированной в СП из Совета Федерации. Заработанная на финансовых разоблачениях популярность позволила Вячеславу Любимову избраться губернатором Рязанской области, Михаилу Бесхмельницыну - едва не выиграть выборы в Белгородской области, а Вениамину Соколову - стать одним из лидеров перспективного в те годы политического движения.
Но настоящим публичным лицом СП был, безусловно, Юрий Болдырев. Один из самых ярких "демократов первой волны", этот молодой питерец, став зампредом СП, полностью затмил Кармокова. Именно с кипучей энергией Болдырева были связаны упования тех, кто надеялся на повышение политической роли СП. Но всякому овощу - свое время. Энергия Болдырева уходила в пар, в свисток, будучи невостребованной самим Федеральным Собранием.
Практически ни одна из скандальных проверок СП не получила своего дальнейшего организационного развития. Напомним, что, по Конституции, Счетная палата вправе апеллировать к парламенту и только к нему. А эпоха второй Думы, озабоченной многоходовыми комбинациями ради сохранения своих кресел, не располагала к кавалерийским наскокам. К тому стилю, который усиленно предлагался ей "болдыревской" СП. Немудрено, что аудиторы первого созыва не очень-то держались за свой статус. Четверых из них за эти годы думцам и сенаторам пришлось выбирать заново.
Новая жизнь СП началась с избрания нового председателя. На смену Кармокову, чей срок истек в апреле 2000 года, третья Государственная дума выбрала бывшего премьер-министра, министра МВД, министра юстиции и директора ФСБ в одном лице Сергея Степашина. Депутат от фракции "Яблоко", на первый взгляд, он выглядел таким же плодом компромисса между политическими монстрами типа "Единство", КПРФ, ОВР и СПС, как и его предшественник. Но, в отличие от Кармокова, у Степашина оказалось неоспоримое преимущество. Ленинградская ли биография тому виной, либо чекистские ее страницы, но он пользовался гораздо большей благосклонностью нового Кремля, чем Кармоков или Болдырев.
История в очередной раз продемонстрировала непреложную истину: ее определяют личности, но только тогда, когда они появляются вовремя, в нужный момент. СП второго созыва отличается от предыдущей и по своему кадровому составу, и по функциональному назначению. В строю остались лишь трое аудиторов прошлого созыва.
Лучшим олицетворением новой роли СП в обществе стала пара ее руководителей. Помимо уже проанализированного контраста Кармоков - Степашин, не менее наглядна и символична замена Болдырева на Александра Семиколенных, на момент назначения бывшего начальником управления инспектирования федеральных органов исполнительной власти Главного контрольного управления президента РФ. Пожалуй, в наименовании этой должности и заключена функция СП в новую историческую эпоху. Редкий случай, когда человек на своем месте.
Резкое увеличение политического веса СП проявляется прежде всего в откликах на результаты ее проверок. Возбуждение Генеральной прокуратурой РФ уголовных дел по факту проверки Счетной палатой того или иного ведомства стало повторяться с таким постоянством, что заставляет задуматься о преднамеренной скоординированности такой цепочки. Более того, учитывая явную зависимость действий Генпрокуратуры от действий Кремля, трудно не заподозрить наличие и некоего заказа в работе СП.
Ажиотаж вокруг недавно инициированной Счетной палатой проверки работы аппарата Госдумы говорит о том, что элита убеждена в неизбежности кадровых чисток, которые последуют за ревизией. Уже упоминавшийся нами аудитор СП Бесхмельницын, рассуждая о предстоящей проверке "Газпрома", предлагает заменить аудиторскую фирму, обслуживающую эту газовую монополию. Вслед за "Газпромом" Бесхмельницын обещает подвергнуть проверке РАО ЕЭС России и МПС, при этом уверенно советуя правительству отложить реструктуризацию, пока не будет проведена инвентаризация их имущества и решена проблема долгов.
Впрочем, дело не в перечне конкретных объектов. Усиление СП проходит на институциональном, то есть законодательном уровне.
Согласно недавно одобренному во втором чтении закону, СП получает право на информацию о всех сделках с недвижимостью. Но гораздо более важны для будущего Счетной палаты те поправки, которые уже ждут своего рассмотрения в Госдуме. По ним СП сможет проверять все финансовые учреждения, в том числе Центральный банк РФ, МНС, налоговую полицию и т.д.
Все банки и другие кредитные организации будут в этом случае обязаны предоставлять "документы о состоянии своих счетов и операций по ним" плюс то же самое в отношении их клиентов. Счетная палата станет проводить, кроме этого, тематические ревизии, сама определяя их "сроки, объемы и способы". По словам Степашина, СП намерена в течение пяти лет создать единую информационную базу финансового контроля бюджетов всех уровней.
Нынешнее стремление взять под свой контроль бюджет, внешние долги, анализ и оценку финансовых рисков, экспортные тарифы на энергоносители было бы невозможно без поддержки президента. И вот здесь заключается самая главная причина трансформации СП, определяющая нынешний стиль ее работы.
Новые нормы предлагают отдать право представления кандидата на должность председателя Палаты президенту России. А председатель СП, в свою очередь, сможет представлять кандидатуры аудиторов. Более того, президент страны получит право самолично поручать СП проверки того или иного ведомства, а та будет класть непосредственно ему на стол свои отчеты.
Региональные счетные палаты превратятся в филиалы федеральной - с полным подчинением ей. Это означает, что губернаторы полностью утратят контроль над ними, и СП сможет беспрепятственно чистить авгиевы конюшни в регионах, не опасаясь барского гнева. Наконец, без одобрения СП станет невозможна приватизация стратегических объектов. Очевидно, что эти поправки превращают Счетную палату в наиболее мощный контрольный орган, который будет работать в тесном контакте со спецслужбами. Создания такой единой системы государственного финансового контроля, в которой СП играла бы главенствующую роль, Степашин добивался с момента назначения.
Но двухлетние попытки провести эти поправки в закон через Госдуму были безрезультатными. И причиной тому - сильнейшее противодействие со стороны правительства и, в первую очередь, Минфина. Так, Минфин публично выступил и против поправки, дающей СП "право на исковое заявление в суд по компенсации ущерба государству", и по всем вышеперечисленным. Представитель президента в Совете Федерации уже пообещал отрицательный отзыв правительства на законопроект.
Определяющей становится позиция президента. Только его поддержка может сподвигнуть Думу на конфронтацию с правительством. То, что именно Совет Федерации стал автором инициативы резкого усиления СП, говорит о многом. Ведь нынешняя верхняя палата гораздо более прокремлевская, нежели предыдущая. Таким образом, налицо, возможно, первое публичное столкновение интересов Белого дома и Кремля.
Видимо, неслучайно и то, что намерение придать СП функции финансовой разведки последовало практически сразу вслед за созданием Комитета по финансовому мониторингу. Хотя его и называют "финансовой разведкой", но от такого первоначального замысла мало что осталось.Минфин сумел добиться того, что этот комитет вошел в структуру министерства, и следовательно, будет подконтролен ему: руководитель комитета получил должность первого заместителя министра финансов.
Но Кремль - это не Белый дом. Он нуждается в действительно независимом от правительства контролирующем органе. Похоже, что Счетной палате и суждено довести до конца замысел спецслужб, став "финансовой разведкой N 2", но уже не правительственной, а президентской.
Фото:
- Глава Счетной палаты Сергей Степашин серьезно оценивает свои перспективы.
Игорь ДМИТРИЕВ, Анна ЛУНЕВА (Центр политической информации), 8, стр. 3, Российские вести
06.03.2002
|