ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА ЗАРАБОТАЛА В ПОЛНУЮ СИЛУ
1 февраля
Вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Чуть раньше Россия ратифицировала Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Напомним, что эти законодательные шаги являются требованиями FATF - специальной комиссии по проблемам отмывания капиталов при Организации экономического сотрудничества и развития. В противном случае западные страны ввели бы против России и ее резидентов жесткие финансовые санкции - запрет западным банкам на открытие и обслуживание счетов российских граждан и компаний, ограничения на международные расчеты и кредитование, а также на обращение российских ценных бумаг и т. д.
Полугодовая отсрочка с вступлением в силу Закона была вызвана необходимостью подготовить российские финансовые организации, прежде всего банки, к исполнению норм нового законодательства. Банкам, например, нужно было укрупнить отделы внутреннего контроля, разработать собственные процедуры контроля за подозрительными сделками клиентов. Кроме того, предстояло создать специальный орган, который будет заниматься анализом информации о подозрительных операциях и направлять имеющие судебную перспективу данные в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. С 1 февраля этот орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу при Минфине России, неофициально именуемый "финансовая разведка", - заработает в полную силу.
Контроль будет организован по следующей схеме. Из всей массы финансовых операций своих клиентов банки и иные агенты контроля (профучастники рынка ценных бумаг, страховщики, почта, ломбарды и т. д.) будут "отсеивать" операции, отвечающие критерию подозрительности. Контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс.руб. (в других странах эта сумма несколько меньше). Виды подозрительных операций перечислены непосредственно в Законе и включают наиболее популярные в теневом секторе сделки по инвестированию или перемещению капитала - операции с денежными средствами в наличной форме (например, снятие со счета юридического лица наличных средств без особой необходимости, покупка инвалюты), по банковским счетам (например, открытие вклада на предъявителя, операции по счетам недавно созданных или малоактивных фирм и т. д.), прочие операции (получение страховки, сдача ценностей в ломбард, переводы по почте или платежным системам, сделка с резидентом страны, которая не борется с отмыванием, и т. д.). После "отсева" подробную информацию о таких сделках банки и иные агенты будут направлять в КФМ РФ. Он будет анализировать характер сделок, сопоставлять с данными из других источников, а при наличии достаточных оснований полагать, что операция связана с отмыванием преступных доходов, направлять материалы по операции в правоохранительные органы. Например, при покупке гражданином ценных бумаг, стоимость которых явно несоразмерна его доходу, и при наличии дополнительных сведений (например, что ранее он обвинялся в мошенничестве и т. д.) Комитет направит все материалы в правоохранительные органы, которые могут провести оперативно-разыскные мероприятия для сбора доказательств и возбудить уголовное дело. Однако основная работа Комитета придется на выявление более изощренных международных схем отмывания капитала, где фигурируют переводы по подозрительным внешнеторговым контрактам, анонимные счета в офшорных банках и т. д. Напомним, что в России установлена уголовная ответственность за отмывание преступных доходов: ст. 174 УКРФ предусматривает за это преступление наказание в виде лишения свободы вплоть до 10 лет с конфискацией имущества.
Законопослушным гражданам и организациям новая форма контроля не должна доставить неприятностей. Однако в ряде случаев, возможно, придется доказывать легальность совершаемой операции. Так, банки могут разрабатывать и собственные программы контроля для выявления необычных и подозрительных сделок. Их примерные критерии приведены в Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Письмо Банка России от 28.11.2001 N 137-Т). Например, о подозрительности сделки может свидетельствовать необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент, или то, что операция клиента не имеет явного экономического смысла, или внезапное изменение номера счета получателя средств, погашение кредита за счет неизвестных источников средств и т. д. В таких случаях банк вправе потребовать разъяснений о смысле необычной сделки. Наконец, сразу предупредим: не пытайтесь избежать контроля, раздробив сумму сделки на суммы, меньшие контролируемого порога в 600 тыс. руб., поскольку такие действия рассматриваются как подозрительные. Банк поймет, что вы пытаетесь избежать контроля, и тогда уж точно информация о вас и всех ваших операциях будет направлена в Комитет.
Диаграмма: Криминальные доходы, в среднем легализуемые в некоторых странах, млрд. долл.
Материалы доступны в бумажной версии
3, стр. 4-5, Главная книга
11.02.2002
|