НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ «ГРЯЗНЫХ» ДЕНЕГ
Александр МИХАЙЛЕНКО, профессор Московской Академии МВД РФ, генерал-майор милиции
По оценкам экспертов, до 23% ВВП в России находится «в тени». Это неконтролируемое обществом производство и распределение услуг и товаров. Преступники получают огромные средства от торговли наркотиками, порнографией, оружием, контрабанды, сутенерства, сомнительных финансовых операций. Чтобы создать видимость законного характера источников получения этих средств, наиболее часто они вкладываются в недвижимость (46%), легальный бизнес (38%), ценные бумаги (24%). 13% инвестируется в иные незаконные сделки и операции.
7 августа 2001 г. принят закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в котором дается определение: «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями». Введена также новая редакция ст. 174 УК: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, — так называемое «чистое отмывание»; и ст. 174.1.: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
В настоящее время предпринимаются меры, направленные на реализацию положений Закона. В связи с этим представляется полезным анализ опыта расследования преступлений, связанных с отмыванием грязных денег, который был накоплен на основе действовавшей с 1997 г. статьи 174 УК России. Вот только некоторые цифры: количество выявленных преступлений возросло за это время в 7 раз, а размер имущества, арестованного в результате выявления фактов отмывания, — почти в 20 раз, в 5 раз увеличилось количество уголовных дел, направленных в суд.
В соответствии с действующим законодательством подобного рода преступления делятся на две группы:
- наркобизнес, незаконное изготовление и торговля оружием, управляемая проституция, торговля людьми, рэкет и др. — материальная выгода (теневой капитал) от совершения которых, как правило, уходит «в тень»; по оценкам международных экспертов, наличный оборот от таких операций составляет от 4 до 12 % ВВП;
- преступления в сфере экономической деятельности и высоких технологий; незаконное присвоение денежных средств (в том числе бюджетных) или иного имущества путем хищения, мошенничества, ложного банкротства, подделки платежных документов, контрабанды, — материальная выгода (теневой капитал) от совершения которых сопровождается хоть какой-то долей безналичного оборота и составляет около 28%, что приблизительно соответствует оценкам государственной статистики.
Процесс легализации представляет собой сложную схему последовательных действий, направленных на запутывание истинных источников получения доходов. Он затрагивает многие сферы деятельности и в большинстве случаев тесно граничит с абсолютно правомерными действиями экономического характера. Выявление признаков легализации тесно связано с распознаванием состава преступления и охватывает комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а также оперативный и аналитический поиск.
При выявлении признаков легализации преступных доходов оперативные сотрудники обычно сталкиваются со следующей информацией:
- использование множества «текущих» вкладов, что позволяет снимать с них наличные деньги без декларирования (для России этот уровень — $10000);
- осуществление различных операций с имуществом лицом, которое ранее никогда не занималось этим бизнесом;
- погашение корпоративных чеков в коммерческих финансовых учреждениях;
- покупка большого числа банковских чеков, аккредитивов, иных ценных бумаг, осуществление множества почтовых и телеграфных денежных переводов и т.п.
- использование финансистов-профессионалов и их подставных счетов для скупки акций и собственности по поручению подозреваемых преступников;
- наличие индивидуальных или корпоративных счетов, используемых не для деловых операций, а в качестве временного хранилища криминальных денег;
- многочисленные вклады, несоизмеримые с типом бизнеса, которым занимается вкладчик, а также значительное количество переводов денег со счета на счет;
- наличие лиц, совершающих банковские переводы в, из или через транзитные страны, известные закрытостью банковского законодательства;
- использование большого количества пунктов обмена валюты для конвертации значительных сумм наличности;
- организация подставных компаний и «фирм-однодневок», имеющих разветвленную зарубежную сеть филиалов и банковских счетов;
- использование подпольных банковских систем, таких как «хавала» (Индия), «фей чьен» (Китай) и «хунди» (Пакистан);
- переводы через специализированные «компании по обслуживанию денег» больших денежных сумм за рубеж.
Можно условно вывести девять правил, которыми руководствуются преступники при легализации противоправных доходов:
1. Чем лучше механизм отмывания денег имитирует характер и процедуры законных сделок, тем меньше вероятность его обнаружения.
2. Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для их институционального и функционального разделения.
3. Чем ниже доля незаконных средств в легальных финансовых потоках, тем сложнее их выявить.
4. Чем выше удельный вес сферы услуг в экономике страны, тем легче в этой стране «отмывать» деньги.
5. Чем больше деловая структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких фирм, тем труднее отделить законные сделки от незаконных.
6. Чем меньше возможности использования чеков, кредитных карточек и других безналичных инструментов оплаты для осуществления незаконных финансовых операций, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.
7. Чем выше степень финансового саморегулирования законных сделок, тем сложнее отслеживать незаконные денежные потоки.
8. Чем меньше доля незаконных потоков в объеме законных поступлений в страну из-за границы, тем труднее их обнаружить.
9. Чем острее противоречие между глобальным характером финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.
Обобщение опыта показывает, что эффективное расследование обеспечивает комплекс мероприятий, в который должны входить (минимум):
- наведение справок об акционерах, учредителях и руководителях материнских и дочерних структур; представителях и руководителях аккредитованных иностранных фирм, а также их родственниках и других лицах;
- исследование документов, полученных из различных источников, — налоговая отчетность, сведения из ГИБДД о количестве автотранспорта, справки из бюро технической инвентаризации о занимаемой площади, акты проверки органами санэпидемнадзора, пожарной инспекции и иные сведения.
Сравнительный анализ полученной информации позволяет установить разницу между действительным объемом производства предприятия и «бумажным», вычленить так называемые «фирмы-однодневки». Приведу только один пример: в Санкт-Петербурге в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности зарегистрировано около 6000 предприятий и организаций, а экспорт продукции, по данным Северо-Западного таможенного управления ГТК России, осуществляют только две тысячи. Можно допустить, что среди оставшихся четырех тысяч огромное количество «фирм-однодневок», созданных для проведения одной-единственной операции по переводу «грязных» денег из России в адрес таких же «бабочек» в офшорных зонах.
Сеть «фирм-однодневок» — основной механизм незаконного изъятия денежных средств из экономики России. По данным налоговых органов, из 3 миллионов юридических лиц более миллиона не представляют отчетность, либо отчитываются «нулевыми» балансами. Они и составляют основу «теневой» экономики.
Обилие схем отмывания диктует необходимость в комплексном использовании возможностей различных государственных структур, а также привлечении специалистов в сфере экономики, банковского и биржевого дела. В связи с этим интересен опыт, накопленный Межведомственным центром при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, который был сформирован решением Правительства РФ в июле 1999 года. В состав Центра вошли сотрудники органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции, представители Минэкономики, Минфина, Министерства по налогам и сборам и Банка России.
Основная цель Центра — формирование механизма государственного контроля незаконных финансовых потоков, позволяющего не только выявлять и документировать эти процессы, но и конфисковать незаконные доходы. Свою работу Центр строил по двум основным направлениям:
- обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере борьбы с легализацией доходов;
- осуществление предварительной проверки полученной информации с использованием оперативно-розыскной деятельности, исходя из полномочий вошедших в его состав сотрудников правоохранительных структур.
Межведомственный центр более двух с половиной лет был единственным органом в России, организующим борьбу с отмыванием «грязных» денег. На этой основе в ноябре 2001 года указом Президента России образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу. Его основные задачи — сбор, обработка и анализ информации об операциях, подлежащих обязательному контролю; создание единой информационной системы и ведение федеральных данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы.
Таким образом у правоохранительных органов появилась возможность вполне легально получать из Комитета по финансовому мониторингу сведения о подозрительных сделках. По мнению экспертов Банка России, только из банковского сектора ожидается поступление до 10 тысяч единиц информации о подозрительных сделках.
Практика создания межведомственной базы данных в Межведомственном центре при МВД России, а также зарубежный опыт свидетельствуют: возможность сведения различной ведомственной и государственной отчетности в единую базу данных позволяет эффективно применять методы автоматизированного поиска и установления подозреваемых лиц, что особенно актуально в эпоху глобализации экономики и информационных систем.
Совместными усилиями полицейских органов и ряда международных специализированных структур в последние годы были разработаны весьма эффективные методики отслеживания финансовых операций по легализации незаконных доходов. Суть их заключается в том, что, кроме обязательных уведомлений о подозрительных операциях, компетентные органы ориентируются на систематический анализ информации о движении капиталов. Такая система эффективно действует в США, Германии, Франции, Великобритании, Австралии и ряде других стран. Россия стремится войти в число пользователей этой системы.
В ее основе — отчеты кредитно-финансовых институтов об операциях на крупные (выше пороговой) суммы и справки о подозрительных операциях, а также электронное сопоставление и первичный анализ документов, по результатам которых конкретные лица или фирмы могут быть взяты в активную оперативную разработку. С помощью компьютерной техники сотрудникам правоохранительных органов удается создать полную картину совершения процесса легализации незаконных доходов. Благодаря этому появляются важные улики и убедительная доказательная база. Самое сложное в данном процессе — найти ту цепь звеньев, которая должна идентифицировать и связать воедино фрагменты информации. Роль этой «цепи» выполняет специальное программное обеспечение.
Приведу в подтверждение несколько примеров.
Летом 2001 года подразделениями БЭП Дальневосточного региона совместно со службой береговой охраны США и таможенной службой проводились оперативные мероприятия, по результатам которых возбуждено 7 уголовных дел по фактам незаконной добычи морепродуктов (Камчатка) и легализации незаконных доходов. Только на территории США наложен арест на имущество на сумму свыше $17 млн.
Примером успешного сотрудничества между Министерствами внутренних дел России и Испании может служить совместная разработка под условным наименованием «Кобальто». Она завершилась возбуждением уголовного дела, которое находится в производстве Главного следственного управления г. Москвы по признакам преступления, предусмотренного ст.ст. 159 ч. 3 п.п. «а» и «б», 174 ч. 3 УК РФ в отношении граждан: Вигарева А. И. (Председатель Правления КБ «Н»), Вигаревой С. А., Терепова Л. Н., Грузлина А. И. (в связи с продолжающимся расследованием уголовных дел фамилии фигурантов изменены).
Поводом для проведения проверки послужила оперативная информация, полученная от источников как в России, так и в Испании, где проживали Вигарев А. И. и соучастники. В ходе предварительного расследования было установлено, что в 1996 году из ЗАО «Примавера» (г. Москва), владельцем которого являлся Грузлин А. И., в Испанию на счет фирмы «Джи энд Пи Проджектс Инверсионз» было направлено $2 млн. 700 тыс. Учредителями данной фирмы являются Грузлин А. И. и супруга Вигарева А. И. Указанные денежные средства были похищены из КБ «Н», расположенного в Краснодарском крае, и незаконно легализованы в Испании, путем приобретения дорогостоящей недвижимости. Ранее из Московского филиала «Н», было незаконно отправлено $386980 на личный счет Вигарева А. И. в Испании. О незаконном перечислении Вигарева стало известно в Межведомственном центре. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности КБ «Н» в Новоросссийск была направлена информация о перечислении Вигаревым денег из филиала, а налоговым службам города предложено провести проверку банка. Ее результатом стало возбуждение УФСНП по Новороссийску уголовного дела по факту хищений.
Однако поскольку выявленные хищения произошли достаточно давно и ряд документов был уничтожен, расследование уголовного дела зашло в тупик. Основной же подозреваемый к этому времени выехал в Испанию. Учитывая это, сотрудники МВЦ обратились к испанским коллегам с просьбой установить место жительства Вигарева, изложив мотивы подозрения. По согласованию с руководством МВД России и Испании оперативные подразделения полиции г. Мабелья установили за виллой, где проживал фигурант, наблюдение, а также прослушивание телефонных переговоров. Совместная операция правоохранительных организаций двух стран получила название «Кобальто». Вскоре были установлены новые фигуранты, являющиеся «криминальной крышей» Вигарева, — члены преступной группировки Терентьев и другие, что позволило установить всех соучастников преступления, их роли. Именно Вигарев, используя свои банковские связи, обеспечил отмывание преступных доходов, получаемых членами этой ОПГ от предприятий Московского региона. В процессе анализа действий Терентьева было установлено, что он являлся заказчиком одного из убийств на территории России.
За период преступной деятельности Вигаревым совместно с соучастниками только из государственного бюджета России было похищено свыше $50 млн. (за рубеж из банка была выведена сумма таможенных платежей Новороссийской таможни).
На основании информации, предоставленной российской стороной, суд первой инстанции г. Марбелья возбудил уголовное дело в отношении российских граждан (членов организованной преступной группировки) по подозрению в вымогательстве и отмывании денежных средств, на их имущество наложен арест.
В процессе успешного сотрудничества Межведомственным центром были получены дополнительные сведения, послужившие основанием для проведения в России оперативно-розыскных мероприятий, выполнения следственных действий различными подразделениями правоохранительных органов (РУБОП, ГУУР, ГУБЭП МВД России, НЦБ Интерпола в РФ, ФСНП, ГТК России), В результате скоординированных действий:
- Прокуратурой ЦАО г. Москвы в апреле 2000 г. возбуждено уголовное дело в отношении лиц, занимающихся легализацией незаконных денежных средств;
- СУ УФСНП по Краснодарскому краю возобновлено уголовное дело по факту сокрытия доходов от налогообложения;
- установлено местонахождение лиц, подозреваемых органами Прокуратуры в похищении человека и убийствах, ГУБЭП МВД России с помощью сотрудников Межведомственного центра было выявлено и задержано лицо, находившееся в федеральном розыске за совершение мошенничества.
Тема отмывания денег, полученных от преступной деятельности, в последнее время является предметом постоянных дискуссий. Россия не меньше других стран заинтересована в том, чтобы грязные деньги, имеющие российское происхождение, не отмывались через зарубежные банки и иные финансовые институты. Но в то же время наша страна не должна стать и местом отмывания грязных денег международными преступными синдикатами. Главная цель борьбы с отмыванием денег состоит в том, чтобы нанести удар по транснациональным преступным организациям в самом уязвимом месте. Денежные доходы, полученные в результате преступной деятельности, трудно скрыть; в некоторых случаях они служат главным доказательством преступления. Денежные переводы преступных организаций в рамках финансовых систем поддаются выявлению, если созданы необходимые контрольные механизмы. И российские правоохранительные структуры предпринимают соответствующие меры, направленные на пресечение данного вида преступной деятельности.
Банковское дело в Москве
15.02.2002
|