ЗА ЧТО САЖАЮТ И БУДУТ САЖАТЬ
У предпринимателей, менеджеров и финансистов появились новые способы угодить в тюрьму
Поводов для того, чтобы загнать предприимчивого человека за Можай, в российском законодательстве всегда было с избытком. По большому счету, любой человек, решивший открыть здесь свое дело - неважно, булочная это или телеканал, - подвергает себя риску предстать перед судом или вообще оказаться на нарах. Примерно в таком же положении находятся и наемные работники - топ-менеджеры, банкиры, трейдеры, риэлторы, бухгалтеры...
А главное, при всех разговорах о либерализации и дебюрократизации рисков такого рода года от года меньше не становится. Скорее даже наоборот.
За что можно сесть уже сегодня
Очередное тому подтверждение -вступившие в силу с 1 февраля 2002 года изменения в Уголовный кодекс, закон "О рынке ценных бумаг" и закон "О банках и банковской деятельности", которые касаются отмывания грязных денег.
Вот уже три недели как за совершение операций с крупными денежными суммами "или другим имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем" можно попасть в тюрьму на срок до четырех лет с уплатой штрафа в размере 100 МРОТ (вариант - штраф от 500 до 700 МРОТ или в размере зарплаты за пять-семь месяцев). Если же такие операции на сумму более 2000 МРОТ будут совершенны группой лиц, срок лишения свободы возрастает до десяти лет.
Напомним: крупная денежная сумма - это, согласно законододательству, более 2000 минимальных размеров оплаты труда, то есть с учетом действующего сейчас МРОТ для расчета штрафов - более 200 тыс. рублей. Не так уж и много.
Но это нововведение в конце концов прежде всего касается настоящих уголовников - воров, бандитов, убийц, скупщиков краденого... А вот за отмывание денежных средств или имущества, приобретенного незаконным путем, можно при необходимости привлечь и вполне нравственного банковского служащего, брокера или риэлтора. В этом случае он может угодить в тюрьму на срок до пяти лет (более мягкий вариант - штраф от 700 до 1000 МРОТ). Если же отмывание будет носить групповой характер, соучастникам преступления светит от пяти до пятнадцати лет.
Все эти новации, как уже неоднократно писали СМИ, стали возможны благодаря закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Согласно ему, в России был создан комитет по финансовому мониторингу, который с 1 февраля обязан отслеживать все финансовые операции с денежными средствами и имуществом на сумму свыше 600 тыс. рублей. Причем банкам, которые должны всячески способствовать пресловутому мониторингу, запрещено информировать об этой деятельности своих клиентов. Проще говоря, за вами будут следить, а вы и не узнаете.
Как заявил первый заместитель министра финансов РФ, глава комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков, все эти меры направлены прежде всего против "белых воротничков", которые помогают криминалу отмывать преступные доходы, оказывая ему финансовые услуги. И это, безусловно, очень хорошо. Плохо же то, что теперь у российских предпринимателей и наемных служащих появилось больше возможностей ненароком нарушить закон. А у их недоброжелателей - соответственно больше возможностей этим воспользоваться.
За что можно сесть в ближайшем будущем
В начале февраля Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки к Уголовному кодексу РФ, касающиеся усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг. Соответственно в скором времени их должен одобрить Совет Федерации, потом они попадут на подпись президенту, и, если Главное правовое управление не усмотрит в поправках каких-нибудь противоречий действующему законодательству, вступят в законную силу.
На этот раз нововведения к настоящим уголовникам никакого отношения не имеют. Во всяком случае трудно представить, чтобы воры, убийцы, бандиты и скупщики краденого занимались еще и "внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации", а также размещали бы бумаги, выпуск которых не прошел государственной регистрации. Это все-таки прерогатива директоров предприятий и сотрудников инвестиционных компаний или банков.
Предполагается, что если такие деяния причинят крупный ущерб гражданам, организациям или государству, виновных можно будет наказать штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. То есть недобросовестные директора-одиночки все-таки останутся на свободе. Но вот если они будут нарушать права инвесторов коллективно или вообще по предварительному сговору, придется им провести в тюрьме до трех лет. Крупным ущербом опять-таки признается ущерб, в две тысячи раз превышающий МРОТ, то есть те же 200 тыс. рублей.
Предусмотрено в уголовном кодексе и наказание за "злостное уклонение от предоставления информации" об эмитенте инвесторам, а также предоставление им заведомо неполной или ложной информации. Если такое поведение директора или сотрудника предприятия-эмитента причинит инвесторам крупный ущерб, виновника оштрафуют на 500-700 МРОТ или на сумму зарплаты/иного дохода за период от пяти до семи месяцев. Еще в таком случае могут предусматриваться обязательные работы на срок от 180 до 240 часов либо исправительные работы на срок от одного до двух лет. Хорошо хоть в тюрьму не посадят.
Приведенные здесь поправки разработаны Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, первоочередной задачей которой, как известно, является защита прав и законных интересов инвесторов. По словам председателя ФКЦБ России Игоря Костикова, "новая редакция закона направлена в первую очередь на повышение ответственности участников российского рынка ценных бумаг за злоупотребления при осуществлении эмиссии ценных бумаг, а также за злостное уклонение от раскрытия информации". Теперь, говорит он, закон позволяет значительно усилить и сделать более эффективной защиту прав всех добросовестных участников рынка, как эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и инвесторов, включая рядовых граждан.
Все это так, все это, безусловно, справедливо, и законодательную инициативу ФКЦБ можно только приветствовать, особенно рядовым гражданам, которых в данном случае могут только защитить и ни в коем случае не посадить. А вот профессиональным участникам фондового рынка надо быть поосторожнее: у них может появиться возможность познакомиться со вкусом баланды. Даже действующая нормативная база, при ее грамотном применении, способна доставлять вполне благонамеренным компаниям нешуточные проблемы.. А Уголовный кодекс - это уже совсем серьезно.
За что можно сесть в отдаленной перспективе
На минувшей неделе председатель думского подкомитета по фондовому рынку Владимир Тарачев в онлайновой конференции рассказывал всем интересующимся о том, как государство будет бороться с использованием инсайдерской информации на фондовом рынке. Для этого Тарачев вместе с коллегами-депутатами внес в Госдуму соответствующий законопроект.
Под инсайдерской информацией авторы закона понимают "любые нераскрытые сведения, относящиеся к ценным бумагам и операциям с ними, а также к эмитенту этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которых может оказать существенное влияние на рыночную цену указанных ценных бумаг" (то есть вызвать манипулирование ценами на фондовом рынке). А под инсайдерами - всех, кто может этими сведениями обладать и пользоваться, включая даже и журналистов. Последнее в законопроекте, правда, не оговорено. Зато об этом уверенно рассуждает депутат Тарачев: мол, сотрудники СМИ - потенциальные инсайдеры и манипуляторы, и на них распространяются те же запреты, что и на прочих инсайдеров.
Вступление в силу закона "Об инсайдерской информации", по словам депутата, запланировано до конца 2002 года. Принятие необходимых подзаконных актов - на первую половину 2003 года. Создание "всеобъемлющей системы мониторинга рынка ценных бумаг и производных с участием бирж и ФКЦБ и использованием европейских технологий" - 2003-2004 годы. Наконец, первые громкие инсайдерские дела должны, по его замыслам, раскрыться к середине 2003 года.
Единственное, что пока радует, в законопроекте не предусмотрена уголовная ответственность для нарушителей. Речь идет только о штрафах, хоть и довольно ощутимых; кроме того, инвесторы, пострадавшие от действий инсайдера, вправе взыскать с него сумму ущерба в судебном порядке. При этом Тарачев недвусмысленно заявляет: "Если станет понятно, что противники закона чрезмерно сильны, придется идти на уступки.
Лучше уж двух-трехлетний мораторий на уголовное и административное преследование, чем полное отсутствие закона".
Но слова "уголовное преследование" все же произнесены. А значит, профессиональным участникам рынка есть о чем задуматься. Время для этого, во всяком случае, еще имеется.
Валентина ТАЙКУНОВА, 7, стр. 1, 2, Деловой Урал
26.02.2002
|