Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


ПОД КОЛПАКОМ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ

Стукачество как элемент банковской этики

ИТАК, пресловутый закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", подписанный президентом полгода назад, вступил в силу. Его основные тезисы за минувшие полгода усвоил, пожалуй, каждый законопослушный (и не очень) гражданин, имеющий какие-нибудь отношения с банковской системой. Но на всякий случай напомним, что в целях борьбы с легализацией преступных доходов законодательно закреплено понятие подозрительной сделки (правда, расплывчато и описательно: пока есть шесть признаков этого явления, но в Минфине обещают расширять список). Информация о таких сделках должна направляться банками в специально созданный орган - Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), в банковском просторечье сразу же поименованный финансовой разведкой. Кроме того, закон устанавливает границу "автоматической" подозрительности сделок - 600 тысяч рублей. Выше нее начинается область неминуемого финансового контроля. В Комитете по финансовому мониторингу вся эта информация будет анализироваться и направляться по назначению: к примеру, в налоговую службу, в ФСБ, в прокуратуру.

Замминистра финансов Юрий Львов подчеркнул, что "внимание закона концентрируется именно на наличной форме денег", скажем, на сделках по покупке валюты в объемах, превышающих 600 тысяч рублей, обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, внесении в уставный капитал организаций большой суммы наличных денег. Он пояснил, что основная задача закона - пресекать процесс вливания в экономику денег, полученных преступным путем: из сферы наркобизнеса, рэкета и тому подобное. Не секрет, что средства из этих "сфер" составляют в РФ весьма незначительную долю теневого капитала. Гораздо большие суммы становятся нелегальными из-за бегства от налогов, "серого" импорта и тому подобных явлений. Именно против них и будет направлен новый закон.

Итак, закон обязывает финансовые организации сообщать в уполномоченный орган о подозрительных сделках. Вместе с тем в нем предусмотрено наказание за разглашение информации, полученной уполномоченным органом, в частности, с целью конкурентной борьбы. Юрий Львов отметил, что за финансовыми операциями граждан России и юридических лиц за пределами России контроль будет вести КФМ совместно с аналогичными органами других стран. Под действие закона не будут подпадать сделки с недвижимостью.

ТЕПЕРЬ о реакции на новый закон. С самого начала этот нормативный акт был встречен, мягко говоря, недружелюбно. Наиболее безобидные зарубежные экспертные оценки сводились к тому, что он был принят под сильным давлением ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), желающей видеть Россию в числе стран, борющихся с отмывкой денег. Кроме того, пресловутая FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) не исключила РФ из своего черного списка неблагонадежных в этом отношении стран. Это, дескать, и подтолкнуло Москву к принятию закона. Утверждают также, что в России закон - то самое дышло, а что касается реальной борьбы с легализацией незаконных капиталов, то ее у нас как не вели, так и не собираются вести. Россия прилагает массу усилий в стремлении влиться в мировую экономическую систему, но они, увы, не подразумевают действительной борьбы с отмывкой денег. Как отмечают далее иностранные эксперты, в нашей стране господствует немодное на Западе пристрастие к наличности; это, по их мнению, создает благодатную почву для отмывания денег и затрудняет в принципе борьбу с финансовыми махинациями. Прибавьте сюда сложившийся за 90-е годы имидж России: засилье мафии и всесилие олигархов, коррупция, бездействие законов и тому подобное. International Herald Tribune пишет в этой связи, что "типичным для России остается избирательное исполнение финансового законодательства, а экономические преступления преследуются от случая к случаю", так что и новый закон "едва ли возымеет серьезный эффект".

Общественное мнение в нашей стране подтверждает зарубежные оценки. "Банкам велено стучать на своих клиентов" - вот какой вывод сделали россияне из нового закона. "КФМ - новая спецслужба, не ограниченная в своих действиях жесткими рамками закона, она имеет право вторгаться в личную финансовую жизнь". Тот факт, что практика отслеживания подозрительных сделок, не воспринимаемая как стукачество, активно распространяется во всем мире (от Австрии до Замбии и от острова Доминика до ОАЭ), ни о чем нам не говорит. Наши СМИ, что тоже показательно, в отличие от западных не баловали закон своим вниманием. Пока речь не зашла о том, что с 1 февраля у банков действительно появилось обязательство подавать информацию об определенных сделках. Тут сразу же заговорили о банковской тайне и о правах клиентов.

ЛОГИКА тех, кто недоволен законом с точки зрения его "стукаческого" характера, такова: существует и действует новый Уголовный кодекс (образца 1997 года), где в статьях 174 и 174 прим. вполне в соответствии с Венской конвенцией 1988 года раскрывается понятие "отмывки денег" как уголовного преступления ("совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем"). И если есть статья, есть правоохранительные органы, преследующие и карающие по этой статье, то зачем, спрашивается, принимать новый, по сути дублирующий закон и создавать новое правоохранительное (а скорее, выходит, правонарушительное) учреждение?

В свое время, когда в России разворачивалась кампания по борьбе с организованной преступностью, был принят отдельный закон о борьбе с этим нехорошим явлением. Юристы недоумевали: зачем это нужно, когда в уголовном законодательстве записана, прокомментирована и тщательно истолкована статья "Бандитизм"? Вся оргпреступность аккуратно под нее попадает, только лови и сажай. Но такова была политика: усилить борьбу с оргпреступностью. Под это дело просто необходимо было принять новый закон. И сейчас, очевидно, политика задает тон законодательству. Причем политика внешняя. Зампредседателя банковского комитета ГосДумы Владимир Тарачев считает, что "по большому счету закон готовили для потребления снаружи, а не внутри, то есть для отчета перед FATF". Так что не стоит его переоценивать: "...при рассмотрении этого закона а ГосДуме его содержание было выхолощено".

Но многие полагают все же, что не только ради мнения FATF это было придумано, да и не все выхолощено. Экспертам видится в новом законе, и особенно в создании КФМ, проявление все того же процесса усиления центральной власти, который прослеживается в России при президенте Путине. Вот теперь создается могущественный следственный орган, специализирующийся на экономике, способный контролировать финансовые потоки, к тому же не связанный жесткими рамками уголовно-процессуального законодательства. Для регламентации его деятельности и принят "отмывочный закон". Он в отличие от УК и УПК четкостью формулировок не отличается, особенно в том, что касается правомочий КФМ по сбору подозрительной информации, а также соответствующих обязанностей банков. То есть власть нашла новый способ практически бесконтрольного влияния на общество и граждан. Единственным четким критерием подозрительности является, как уже говорилось, сумма сделки - свыше 600 тысяч рублей. Но эффективность этой нормы ставится экспертами под большой вопрос: не очень законопослушные граждане могут ведь догадаться разбить перечисление 1 млн. рублей на две операции по 500 тысяч! Снова возникает ощущение, что эффективность борьбы с отмыванием денег не главная цель принятого закона.

Так не наступит ли в финансовой сфере России 37-й год? Вряд ли. Там, где деньги лежат (или ходят), это почти невозможно. Вспомнить хотя бы времена создания налоговой полиции: юристы тогда сильно волновались, что полномочия налоговых полицейских по вторжению в частную жизнь намного превосходят соответствующие возможности "классических" правоохранительных органов (вплоть до права нарушения неприкосновенности жилища). Однако практика показала, что налоговики - тоже люди и с ними всегда можно договориться. Жалуются только иностранцы: они договариваться не умеют. Так что и КФМ, очевидно, тоже будет вести с кем-то переговоры, только это будет более высокий уровень. Эксперты предрекают КФМ политическую карьеру.

Сейчас банкиры наперебой успокаивают самих себя и своих клиентов: дескать, новый закон вовсе не нарушает банковской тайны и почти не усложняет работу. "Это мировая практика, и так действует каждый профессиональный банк, - подчеркивает вице-президент банка "Кредит-Москва" Михаил Брейтерман. - Что касается механизма контроля за сомнительными сделками, то мы заблаговременно подготовились к новым правилам. У нас уже существует рабочая группа, которая занимается сбором информации, а в ближайшее время будут утверждены внутренние правила банка, соответствующие рекомендациям ЦБ. Я не думаю, что это нововведение затруднит работу банка с клиентами, поскольку у каждого из них проверенная временем кредитная история". Ну тут уж, как говорится, счастлив тот банк...

Зампредседателя правления Собинбанка Андрей Серебренников признает, что вступление в силу нового закона внесет определенные коррективы в текущую деятельность банка. Однако он не думает, - что это осложнит его работу, тем более - как-то отразится на качестве обслуживания клиентов. "Законодательные и регулирующие органы оставили банкам достаточно времени для соответствующей подготовки внутренней нормативной и технической базы", - утешает он.

Но дамоклов меч неопределенности в признаках подозрительной сделки и в полномочиях КФМ все же повис над российской банковской сферой. Председатель правления Ист-Бридж банка Валерий Калачев полагает, что рекомендации ЦБ РФ по выполнению требований "антиотмывочного" закона "могут значительно осложнить жизнь банков". "Эти рекомендации оставляют немало технических вопросов, связанных, в частности, с анкетированием клиентов. Я думаю, что большинство банков творчески переосмыслят и переработают рекомендации Центробанка с тем, чтобы оптимизировать клиентские операции в соответствии с федеральным законом", - считает Валерий Калачев. Он также высказал опасение, что базы данных об операциях клиентов банков "теоретически могут попасть в руки их конкурентов". "Конечно, клиенты банков не будут в восторге от того, что контроль за их операциями существенно возрастет".

Так что ни эксперты, ни банкиры, ни клиенты банков не в восторге от вступившего в силу закона. И FATF, кстати, ничего пока не обещает. Мало, говорит, принять закон, надо бы посмотреть, как он будет применяться. Тогда и вернемся к вопросу об исключении России из списка стран, не борющихся с отмыванием денег. Создается впечатление, что пока от отмывочных нововведений в России выиграла только власть.


Андрей МИЛОВЗОРОВ, 35, стр. 6, 15, Хакасия
22.02.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации