"ПОЛИТИЧЕСКИЙ БАРРЕЛЬ"
На багдадских базарах охотно рассуждают о международной политике. "Russia? - интересуется хозяин медной лавки. - Putin - good!"... Дальше объяснение обычно происходит на языке мимики и жестов. Английская речь в Ираке гораздо менее популярна, чем нефтедоллары, а российский президент Владимир Путин в Багдаде по популярности уступает лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому.
Жириновский прославился здесь еще до своего пламенного ненормативного выступления в защиту иракского народа. Выступлением, кстати, частично смогли насладиться завсегдатаи багдадских чайных заведений, куда обычно ходят играть в нарды и смотреть телевизор.
"Заходил он к нам на базар в прошлом году. Золото хотел купить, - вспоминает Хасан. - Я знаю хозяина самого лучшего ресторана. Жириновский туда ходил. Стюардесс приводил. Кальян предлагали. Всем понравилось".
Российские политики ухитряются конвертировать свою популярность не только в любовь иракского народа, но и в нефтяные дивиденды. "Политический баррель - у нас давно устоявшийся термин, - говорит собеседник Газеты, знакомый со спецификой предоставления квот российским компаниям в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". - Были времена, когда Жириновскому выделяли до 10 миллионов баррелей за одну фазу. Проблем с реализацией у него вроде не было".
А вот у Сажи Умалатовой - в прошлом радикальной коммунистки, а сейчас горячей политической поклонницы Владимира Путина - нефтяной бизнес не заладился. Говорят, несколько лет назад она обращалась за помощью к трейдерам, но ее не устроила выручка - в 5 раз меньше, чем она рассчитывала. С тех пор к иракской нефти она вроде бы охладела.
Глава ТПП Евгений Примаков, по информации источников Газеты, тоже пользуется "большим уважением в регионе". Правда, о том, насколько успешно продвигается нефтяной бизнес Евгения Максимовича, ни в Москве, ни в Багдаде не распространяются.
Несмотря на уважение иракцев к нефтедолларам, лозунг Down USA в Багдаде - больше, чем фигура речи.
Министр торговли Мухаммед Салех убеждал московских журналистов, что главная цель США - "наложить руки на иракскую нефть, захватить контроль над нефтью Персидского залива, чтобы определять будущее мира и свести роль России в регионе к нулю". По его оценкам, за время действия санкций наша страна потеряла не менее 60 млрд. долларов, хотя "блокада нанесла ущерб не только России, но и Ираку".
Тем не менее министр уверен, что американцам до иракской нефти не добраться: "Мы выроем им могилу раньше, чем они доберутся до наших месторождений", - заверил он корреспондента Газеты.
На случай войны министерство торговли позаботилось о том, чтобы в домах граждан Ирака имелся пятимесячный продовольственный запас. Продукты первой необходимости - мука, бобы, вода, керосин. Многие пытались запасаться бензином, но в Багдаде это быстро запретили. Говорят, что в целях безопасности.
Продукты же выдаются раз в месяц - в каждом селе по-разному. Но очереди выстраиваются везде одинаковые - как в советские времена на распродажах.
* * *
Издающаяся в Лондоне арабская газета "Ашарк Аль-Аусат" сообщила вчера о том, что представители Ирака направили на имя президента США секретное послание с предложением о передаче США права распоряжаться всеми крупнейшими нефтяными скважинами Ирака. В обмен Вашингтон якобы должен отказаться атаковать страну и выдвигать требования о свержении режима нынешнего президента страны Саддама Хусейна. Однако, как пишет "Ашарк Аль-Аусат", тайное послание, отправленное напрямую президенту США Дж. Бушу, было категорически отвергнуто. Аналогичное письмо было отправлено Багдадом через высокопоставленного международного посредника, имя которого не сообщается. Газета подчеркивает, что источником этой информации является высокопоставленный представитель МИДа одного из арабских государств. В самом Ираке о возможных контактах с США и Великобританией рассуждают "чисто теоретически". Так, на прошлой неделе министр торговли Мухаммед Махди Салех заявил, что Багдад сотрудничает "со всеми странами, у которых нет нездоровых устремлений относительно Ирака. У нас хорошие отношения со всеми, кроме Соединенных Штатов и их сателлита Великобритании. Если их политика изменится, мы не замедлим пойти им навстречу, но пока этого не наблюдается", - подчеркнул министр.
ЛЮДМИЛА РОМАНОВА БАГДАД, 27, стр. 12, Газета
18/02/2003
|