ВОЙНА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
Историю уже давно пишет телевидение. Особенно - историю войны. Впервые война попала на телевизионные экраны во время Вьетнама. И это ничем хорошим для ее сторонников не обернулось. Впервые ужасы войны второй половины двадцатого века были увидены всем миром. Отрезанные головы, груды костей - холокост неожиданно прорвался там, где его никто не ждал. Любопытно, что сегодня некоторые неонацисты-теоретики говорят, что никакого холокоста во время Второй мировой войны не было, и это все выдумка историков и Голливуда. Стивен Спилберг утверждал, что создать "Список Шиндлера" его побудило именно это - новые поколения теряют память. А изобразительные средства, которыми владеет и кино, и телевидение, лучше всего способны прочищать память. Но помимо умения показывать прошлое и будущее, этими средствами научились убедительно интерпретировать настоящее. Казалось бы, причем тут Ирак?
Во время войны во Вьетнаме президент США Линдон Джонсон смотрел хроникальные фильмы и отдавал приказы исправить ошибки военных, которые он видел на экране. Телевидение позволяет контролировать ход войны в прямом эфире, и только уже поэтому является важнейшим инструментом в руках военных стратегов. Естественно, они хотели бы владеть этим оружием единолично, не впутывая сюда оппонентов и общественное мнение. В 1983 году, когда американские войска высадились на Гренаду, телекомпании получили визу туда только через неделю после высадки. И тогда это было ошибкой - население Гренады весьма радостно восприняло американских солдат, а мир, не получая с места событий информацию целую неделю, воспринял высадку на Гренаду как вторжение.
Удивительно, кстати, что российские власти, зная опыт американцев, решили учиться на собственных ошибках и так наивно отнеслись к фактору телевидения в начале войны против режима Дудаева. Первые кадры знаменитой "атаки" на Грозный, во время которой "армия Дудаева" расстреляла российские бэтээры, а потом показала итог этого расстрела по телевидению, определили позицию общественного мнения относительно войны в Чечне с 1994 по 1996 годы. Отношение к картинке из Чечни у российской власти было тогда примерно на том же уровне, что и понимание, каким методом и насколько серьезно надо подходить к решению чеченской проблемы.
Ирак мы любим сравнивать с Чечней, и сегодня и нам, и миру важно то, как будет показывать телевидение войну в Ираке. Ведь как ее "покажут", так эта война и будет восприниматься - данный факт очевиден в том числе Саддаму. В октябре прошлого года из Ирака был выслан собственный корреспондент телекомпании CNN. Совсем недавно по инициативе мироборцев из Европы Саддам Хусейн разрешил установить на улицах Багдада видеокамеры с выходом в Интернет. Альтернативой телевизионной кампании будут, вполне вероятно, трансляции по сети - так прогрессивная европейская либеральная мысль решила внести свой вклад в информационную войну вокруг Ирака, которая самым непосредственным образом сопряжена с войной реальной.
В эту реальную войну, между прочим, американские телекомпании собираются вложить немалые средства. Ведь конкуренцию никто не отменял - и во время кампании, которая кажется уже неизбежной, за высокие рейтинги "иракского эфира" пойдет нешуточная борьба. Она, впрочем, уже ведется. CNN выделила 260 миллионов долларов на освещение предстоящих баталий. Заодно - нанеся удар по конкуренту. CNN обвинила телекомпанию Fox в том, что та чересчур рьяно отстаивает интересы Пентагона, становясь рупором ястребов. Мы, мол, объективнее будем… Накал медиастрастей подкосил главу CNN Уолтер Айзексон, который в преддверии иракской кампании ушел со своего поста, объяснив свое решение тем, что не очень хорошо чувствует природу телевидения - долгое время он работал в офф-лайновом "Тайме". Так что в иракской кампании уже есть первые жертвы…
Война США против "Талибана" была показана таким образом, что было непонятно, что в Афганистане происходит - съемки авиаударов и ракетных атак производились исключительно ночью. Понятно, почему. Просто война шла ночью. Но почему война шла ночью? Если поразмыслить, никаких других причин для выбора этого времени суток у Пентагона не было - только затем, чтобы не было возможности ее показывать в прямом эфире днем. Задачей США в Афганистане была быстрота по наведению порядка, без особого шума и уж тем более, без затягивания процесса. Ночной режим ведения войны непосредственным образом связан с этой задачей.
Операция 1991 года "Буря в пустыне" была обставлена в телеэфире лучше не придумаешь. Считается даже, что Ирак проиграл войну с минимальными потерями в живой силе еще до того, как она началась, и именно поэтому войскам Саддама удалось избежать крупных жертв. Телевидение подробно и скрупулезно объясняло, как, какими силами и насколько быстро американские соединения нанесут сокрушительные удары по позициям иракской армии. И это не было отвлекающей пропагандой. Пентагон свое слово (анонс, так сказать, эфира) сдержал.
Примерно так же обставлялась и операция НАТО против Югославии. Противники ударов - прежде всего российская дипломатия во главе с Евгением Примаковым - пытались не допустить бомбардировок в центре Европы. И США вышли из столь щекотливой ситуации, сочетая точечные удары с точечными трансляциями, которые подчеркивали технологичность той войны. По телевидению были показаны считанные разрушения гражданской инфраструктуры Югославии - точечность военной операции, направленная лишь на военные объекты югославской армии, была явлена миру с неопровержимыми телевизионными доказательствами.
Пентагон в сегодняшней своей иракской политике умело пользуется медиаприемами. Генеральный секретарь США Колин Пауэлл представлял доводы к войне перед Советом Безопасности ООН, используя видео из космоса и другие мультимедийные технологии, чтобы добавить аргументам американской дипломатии больше веса. Важной частью подготовки к военной операции стала и информационная политика Пентагона. Журналисты проходят аккредитацию в стане американской армии по правилам, которые устанавливает Пентагон. И вся информация о потерях с той и другой стороны, конечно, будет дозироваться в тех же традициях, что и во всех других войнах. Вот только сегодня к этим традициям добавилась новая черта. Пентагон, без сомнения, не просто будет цензурировать эфир из Ирака. Он постарается представить собственную красочную версию событий, и сделает этот как можно более оперативно, профессионально "по правде". В последнем нас особенно постараются убедить.
Игорь Рябов, Политком.ru
28/02/2003
|