МОСКОВСКИЙ ШЕПОТ
Слухи. Прогнозы
Волошин решил в Америке судьбу Ирака
По всем признакам война в Ираке неизбежна. Прогнозируется дата начала боевых действий против Ирака. По одним данным, это ночь с 3 на 4 марта. По другой версии, война начнется в интервале с 16 по 23 марта. Время торопит. Потом в Ираке начнется жара, которая может значительно затруднить антииракской коалиции ведение войны и приведет к большим потерям. Пока же, по некоторым данным, коалиция планирует ограничиться "малой кровью". Некоторые эксперты оценивают возможные потери США и их союзников на уровне потерь в Афганистане - порядка 200 человек за всю кампанию. В общем-то, ничтожная цифра по сравнению со значимостью задач, решаемых США в Ираке. Как ни кощунственно это звучит, но такие жертвы американцы могут себе вполне позволить. И именно с военной точки зрения война против Ирака практически неизбежна.
В преддверии начала военных действий поспешно расставляют последние точки над "i" политики и дипломаты. Американцы придерживаются предельно жесткой позиции: мир однополярен, и право устанавливать в нем порядки принадлежит только им. Остальным странам остается небольшой выбор: безоговорочно поддержать политику США и принять непосредственное участие в боевых операциях (причем далеко не без выгоды для себя) или формально осудить войну, отстаивая свои взгляды на принципы мировой политики, фактически оспаривая приоритет США на мировое лидерство.
Существует и некий компромиссный третий путь, которым, похоже, пытается идти Россия. Что за последнее время нашло свое отражение в спешно сколачиваемой геополитической оси Москва - Берлин - Париж. Тем не менее, по некоторым данным, трезвая оценка расклада сил на мировой арене доминирует в Кремле. США начнут войну независимо от существования "новой Антанты". И для России остается единственный маневр попытаться сохранить лицо. Формально выступить против войны, наложив вето в Совете Безопасности ООН на резолюцию, разрешающую войну против Ирака. Но в то же время попытаться договориться с США "об учете российских интересов" в послевоенном Ираке, и не только в нем. Судя по некоторым фактам, именно этим занималась в последнее время российская дипломатия. Собственно, попытка предотвратить войну, уговорив Саддама Хусейна сложить властные полномочия и покинуть страну, похоже, не удалась. Визит в Багдад старого друга иракского диктатора Евгения Примакова, как говорят, не принес никаких результатов (а ведь ходили слухи о том, что Саддам готов согласиться на политическое убежище в России).
Тогда настала очередь "договариваться" с США. Эта деликатная миссия была весьма неожиданно для многих экспертов и аналитиков поручена главе администрации президента Александру Волошину, ранее никуда далее стран СНГ не выезжавшему, а теперь направившемуся в Америку, причем де-факто визит был обставлен почти на самом высшем дипломатическом уровне, соответствующем визиту первого лица страны. Поговаривают, что в Америке Волошин вел переговоры об очень важных для России вещах, то есть о гарантиях американцев об учете российских интересов в послевоенном Ираке: возврате значительных иракских долгов, продлении контрактов на разработку иракских нефтяных месторождений для российских компаний. Одновременно в Москве на "тихом, но весомом" уровне замминистров иностранных дел обсуждались и другие ключевые вопросы российско-американских отношений: условия ратификации Договора об ограничении стратегических вооружений, согласие России на американский проект создания национальных ПРО, возможности России получить серьезные финансовые вливания Запада на ликвидацию оружия массового поражения в рамках программы Глобального партнерства "восьмерки".
Что касается самого политического маневра - мол, Волошин обо всем договаривается с американцами, а Путин формально выступает против войны, то это, похоже, единственный способ извлечь ощутимую выгоду из заведомо проигрышной для России геополитической ситуации и попытаться сохранить лицо российского президента в глазах своих основных европейских партнеров.
Как говорят, американцы на Ираке не остановятся. на пути устранения "оси зла". Аналитики думают уже о другом: кто следующий после иракского диктатора?
Валентин Шевченко
Дежурил в приемной Игорь Мартынов, 8, стр. 16, Версия ( Совершенно Секретно )
03/03/2003
|