Политическое поражение
Вашингтон потерпел его, еще не начав войну в Ираке
На днях американский журнал «Ньюсуик» поместил на обложке своего номера портрет задумавшегося Джорджа Буша под заголовком «Америка в одиночестве». Нынешний президент США, во многом унаследовавший команду и внешнеполитическую концепцию не только и не столько от отца, сколько от его предшественника Рейгана, ничего другого и не мог ожидать в ответ на свой воинственный курс.
События вокруг Ирака ясно демонстрируют, что Соединенные Штаты так и не сумели перебороть свое тяготение к «сверхдержавному одиночеству». Сегодня становится очевидным, что стране, привыкшей к «монологу» в международных отношениях, крайне трудно перейти на рельсы политики в режиме постоянного «диалога» с внешним миром. Слишком часто она остается глухой к голосам своих партнеров, презрительно игнорируя их. Более того, любое несогласие со своей позицией Белый дом тут же квалифицирует как проявление непростительных заблуждений и антиамериканизма.
Никто не спорит – сегодня Америка сильна, как никогда. По словам директора Института США и Канады, доктора наук РАН Сергея Рогова, США, располагая менее чем 5 процентами мирового населения, производят 21 процент валового мирового продукта. Военные расходы Пентагона составляют 40 процентов от мировых. В год США тратят на «пушки» 400 миллиардов долларов. И несмотря на все это, ученый убежден: администрация президента Джорджа Буша-младшего, по сути дела, потерпела политическое поражение, еще не начав войны в Ираке. Хотя и очевидно, что США и их союзники начнут войну против режима Саддама Хусейна даже без мандата Совета Безопасности ООН, поскольку «Америка намерена продемонстрировать всему миру, что готова применить силу в отношении тех, кто не хочет играть по ее правилам», а это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Более того, сейчас Вашингтон открыто игнорирует и мнение так называемой «старой Европы» – некогда верных союзников США по НАТО. В первую очередь речь идет о Германии и Франции, которые, как известно, высказываются против развязывания новой войны в Персидском заливе – они не считают, что Саддам Хусейн представляет такую уж серьезную опасность. Армия Ирака сейчас слабее, чем была в 1991 году, когда проводилась операция «Буря в пустыне». К тому же Багдад выполнил практически все требования мирового сообщества, уничтожив имевшиеся у него запасы оружия массового поражения – страна практически беззащитна. Против кого воюем, господа? В этом и суть «политического поражения» США.
Первым звонком, оповестившим об опасности взятого Вашингтоном курса на войну с Ираком, была позиция России. Поддержав США в ходе антитеррористической операции в Афганистане, Москва недвусмысленно заявила о том, что на этот раз не видит никаких оснований для применения силы в отношении Ирака.
Вторым звонком стала позиция Франции, Германии и ряда других европейских стран, категорически выступивших против силовой акции Вашингтона. Это уже означало раскол в НАТО. А прокатившиеся по европейским столицам антиамериканские митинги и демонстрации, собравшие сотни тысяч людей, показали, что даже в тех странах, чье руководство поддерживает США, например в Испании, подавляющая часть населения не одобряет агрессивных намерений Вашингтона. Согласно опросу Pew Centre, мнение о том, что Америка ведет «войну против терроризма» в основном лишь в своих собственных интересах, разделяют 80% французов, 85% немцев и 73% британцев. Более того, один из опросов обнаружил, что около 30% французов именно в США видят главного врага их страны.
И наконец, третий звонок: турецким парламентом было принято решение не в пользу американцев, несмотря даже на то массированное давление, которое все последнее время Вашингтон оказывал на Стамбул, пугая его по многим направлениям, включая и замораживание очень нужной для Турции финансовой помощи. Надо сказать, что такое решение турецкого парламента, несмотря на то, что оно уже состоялось, может быть и пересмотрено. Во всяком случае, на это очень надеются американцы, и они в смысле продолжения давления наверняка не сидят сложа руки.
В этих условиях дипломатические маневры вокруг Ирака достигли пика интенсивности. По поручению Путина в Багдад летал Евгений Примаков, к Путину в Москву прилетал Герхард Шредер, в Вашингтоне вел переговоры Александр Волошин, а Игорь Иванов согласовывал наши позиции с Китаем в Пекине.
Примаков убеждал Хусейна пойти на все требования ООН, чтобы предотвратить войну, Шредер убеждал Путина и впредь поддерживать франко-германскую позицию, Волошин выяснял в Вашингтоне, что именно может получить Москва в обмен на лояльность, а Иванов в Пекине, а затем в Лондоне и Париже заверял, что Россия может воспользоваться своим правом вето.
Но это не остановит американцев. Ведь каждый день пребывания американской военной группировки в зоне Персидского залива обходится Пентагону, по меньшей мере, в миллиард долларов. И это только начало. Администрация Буша собирается запросить у конгресса дополнительную смету на финансирование грядущей войны – от 60 до 95 миллиардов долларов. Этой суммы должно хватить на ведение военных действий и ликвидацию последствий войны.
По подсчетам газеты «Уолл-стрит джорнэл», война 1991 года обошлась Вашингтону в 76 миллиардов. Но в тот раз 80 процентов этой суммы покрыли другие страны. Сейчас платить придется американцам. Поэтому они спешат, как никогда. Тот же Рогов прогнозирует, что боевые действия в Персидском заливе начнутся уже в этом месяце. По его оценке, военная акция США и их союзников в Ираке «повлечет за собой серьезные негативные политические последствия», в частности дестабилизацию ситуации в регионе. Более того, военная операция против Ирака может поставить под угрозу само существование многонациональной антитеррористической коалиции, которая возникла после трагических событий 11 сентября 2001 года в США. И тогда не исключено, что нынешние отношения «доверительного партнерства» между Россией и США, как их назвал Президент РФ Владимир Путин, также могут пострадать.
Война с Ираком и последующая за ней оккупация страны могут вызвать самую непредсказуемую реакцию других стран. Так, война в Персидском заливе способна подтолкнуть Индию к более решительным действиям в Кашмире и усилению конфронтации с Пакистаном, а нынешнее руководство Израиля может воспользоваться ситуацией, чтобы избавиться от Ясира Арафата, а то и вообще ликвидировать Палестинскую автономию.
Короче, всех нас ждут тяжелые времена. В том числе и Америку. По прогнозам Сергея Рогова, Джордж Буш, одержав военную победу в Ираке, может проиграть на следующих президентских выборах. Три года тому назад в США был «профицит бюджета в 2 процента от ВВП». Сегодня же в стране наблюдается бюджетный дефицит в 3 процента, «не считая повышения цен на нефть». Не исключено поэтому, что к следующим президентским выборам в США, которые состоятся в 2004 году, нынешний президент приведет страну к дефициту в 4 – 5 процента ВВП, что ввергнет США в серьезный экономический кризис.
Возникает закономерный вопрос: а зачем Америке нужна эта головная боль? Серьезные аналитики говорят, что США решились на войну с Ираком из-за иракской нефти, желания защитить интересы Израиля, проверить новые системы вооружения на поле боя или стремления оживить свою нездоровую экономику военными заказами. Все это правильно. Но главное заключается в другом. Если война с Ираком начнется, она ознаменует официальное превращение Соединенных Штатов в центр глобальной империи, где Вашингтон вершит судьбы правительств, делит чужие экономические богатства и учреждает демократию в своем, американском понимании. Не случайно Сергей Рогов уверенно говорит о том, что после того, как США «наведут порядок» в Ираке, Северная Корея и Иран – другие государства так называемой «оси зла» – будут иметь основания опасаться, что скоро настанет и их очередь...
А пока Вашингтон стремительно идет к войне. Войне, которая может закончиться всемирным Чернобылем. Как указывают представители «Гринпис», если запылают полторы тысячи иракских нефтяных скважин, а именно так Хусейн собирается ответить на агрессию США, – экологическая катастрофа неизбежна.
Дело в том, что нефть в малых количествах содержит радиоактивные вещества, например радий-226. Если выгорит 500 миллиардов тонн, то есть все запасы в зоне боевых действий, то в атмосферу, по самым скромным подсчетам, будет выброшено свыше 2,5 миллиона кюри. Предельно допустимая доза радиации для всей планеты Земля при равномерном распределении составляет 1,5 миллиона кюри. Так и будет создан всемирный Чернобыль.
Борис ИВАНОВ, Гудок (online)
13/03/2003 22:58:00
|