Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


Защитить гражданина может только ПРОКУРОР

И в Краснодаре, и в Чечне, и в Волгограде закон должен быть един для всех

Правда, город городу рознь, и в каждом течет своя, не похожая на другие жизнь, есть свои криминальные авторитеты и объекты преступных посягательств. Годы работы в прокуратуре - это не только опыт, интуиция, знание людской психологии, но и умение анализировать процессы, происходящие вокруг, видеть изнанку той или иной тенденции и порой даже предвосхищать события.

Кто считает, что прокурорская работа из разряда сугубо кабинетных, ошибается очень сильно. Дороги и разъезды - привычное состояние для тех, кто избрал своей профессией защищать людей и законы.

Немало пришлось поколесить по стране и нынешнему прокурору нашего города Геннадию Сергеевичу Кижаткину. Причем компас судьбы распорядился своеобразно: родом с Севера, из прекрасных карельских краев, о чем, кстати, подсказывает и фамилия, созвучная знаменитым Кижам, ему довелось немало покочевать по Югу России. Так получилось, что всю жизнь его сопровождали горы: здоровье отца-фронтовика требовало определенного климата, и семье довелось пожить и на Алтае, и в Средней Азии близ Тянь-Шаня, и в Крыму.

В юности мы зачастую бросаемся в крайности, выбирая профессию. Что касается Геннадия Сергеевича, то он свое будущее, как "ни странно для школьника, видел четко: если работать, то только в прокуратуре. Купив стандартный справочник для поступающих в вузы, будущий прокурор сам сделал свой выбор - юридический факультет Кубанского госуниверситета. Во время учебы, помимо стандартного набора для будущих юристов - истории права, криминалистики, психиатрии, с удовольствием занимался немецким языком и, кроме всего прочего, имеет специальность переводчика-правоведа. Впрочем, в районе, куда распределили после окончания университета новоиспеченного следователя, немецкий язык не пригодился ни разу. Динской район Краснодарского края, где довелось стажироваться молодому специалисту, был сугубо сельскохозяйственным. Поэтому уголовные дела, которые приходилось расследовать, были самым тесным образом связаны с производством, а так называемая "бытовуха" одинакова везде и чаще всего бывает замешана на неуемном потреблении алкоголя. Здесь, в Динской прокуратуре, молодой следователь постигал все нюансы работы, иной раз здорово отличающиеся от теории, изложенной в учебниках. Пришлось и протоколы составлять, и изъятия-выемки проводить, и трупы в морге осматривать, и конечно же принимать участие в судебных процессах. Среди самых крупных дел тех времен в памяти остались дела по чиновникам: злоупотребление служебным положением не было редкостью и в те времена. Краснодарский край, край неизменно высоких урожаев, не обошли стороной хищения - и раньше зерно нового урожая было предметом преступных посягательств.

Через два года дороги привели молодого прокурора в следственное управление краевой прокуратуры, потом довелось поработать в Главном управлении Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе. Здесь и масштабы работы, и се направление были совсем иными, чем в Динском районе. Ростов, Адыгея, Ставрополь, Краснодар, Калмыкия - вот когда пришлось поездить, занимаясь надзором за исполнением законодательства Южным Управлением по борьбе с оргпреступностью МВД России. Тогда и Пришлось столкнуться с действительно крупными, имеющими большой общественный резонанс, преступлениями.

- Много было экономических преступлений, фактов коррупции в высших органах власти, - говорит Геннадий Сергеевич. - Некоторые работники администрации порой вели себя как удельные князья, для которых и закон был не писан. В те годы (а на дворе был 1998 год) только-только разворачивалась торговля лекарствами, и нарушений в этой сфере было более чем достаточно. В это же время хлынул поток мигрантов, напуганных военными действиями, были организованы миграционные службы, и как это часто случается на первых порах, когда контроль за действиями чиновников еще не отлажен окончательно, косяком пошли многочисленные махинации и хищения средств, выделенных на святое дело - приобретение жилья для обездоленных людей. Довелось столкнуться и с таким жестоким и бесчеловечным видом преступлений, как похищение людей. Опять-таки прокуратура вместе с РУБОПом вышла на след банды из пяти человек, которые похищали детей банкиров, богатых предпринимателей, требуя за них солидный выкуп.

- Действовали они по привычному сценарию, - рассказывает Геннадий Сергеевич, - похищенного держали на даче, сумму выкупа назначали очень солидную - до двух миллионов рублей, по тем временам это были огромные деньги, потом начинали по телефону торговаться, постепенно снижая цену...

Насколько реально сохранять бесстрастность, общаясь с закоренелой, в которой не осталось ни капли светлого, особью, назвать которую человеком просто язык не повернется? В том-то и заключается профессионализм человека в синей прокурорской форме, чтобы взвешенность и бесстрастность вкупе с безупречным знанием закона стали главными критериями работы.

Все эти качества здорово пригодились в Чечне, куда приказом исполняющего обязанности Генерального прокурора Устинова был направлен Геннадий Кижаткин. В те горячие годы - 1999-2000 само слово "законность" вызывало у жителей Надтеречного горькую и язвительную усмешку. Слишком много лет прожили люди в беззаконии и под гнетом шариатского суда, ничего общего не имевшего со справедливостью, и вот на тебе, приехали чужие восстанавливать закон. Поначалу относились настороженно и к прокурору, и к русским сотрудникам Надтеречного РОВД, только-только начавшим наводить порядок в районе. Но дела говорят за себя лучше любой рекламы, и постепенно потянулся народ и к прокурору.

- Вот когда пришлось нелегко, - вспоминает Геннадий Сергеевич, - я был "сам себе прокурор": и следователь, и юрист, и консультант в одном лице. Сам возбуждал дела, сам их расследовал. 06 экспертном подразделении, работа которого обеспечивает доказательную базу, приходилось только мечтать: все материалы приходилось возить на экспертизу в Моздок, а это не ближний свет.

Как и везде, основной задачей, стоящей перед русским прокурором чеченского района, было соблюдение законности. Проблемы, с которыми заходили в его наспех оборудованный кабинет местные жители, были трагичны и особым разнообразием не радовали - поиск пропавших родственников, тяжелым занятием было разоблачение членов бандформирований, которые норовили замаскироваться под мирных жителей и отсидеться до лучших времен.

- Как-то выловили из Терека неопознанный труп бойца, - вспоминает то горячее время Геннадий Сергеевич, - всех секретов выдавать не буду, но личность его все же установили, дезертиром оказался, сбежал, и по дороге его чеченцы "грохнули"...

Тема оружия постоянно звучала в районе, где самые разнообразные "стволы" были непременным элементом домашнего убранства в любом чеченском доме. Угрожали и новому прокурору, причем неоднократно.

Видно, слишком рьяно взялся за дело, потянув за те ниточки, которые не стоило бы трогать.

Тем не менее он работал, мешая дни с ночами и не особенно прислушиваясь к выстрелам, к которым успел привыкнуть за полгода службы в Чечне. Устойчивой телефонной связи тогда в районе не было, и традиционное "жив, здоров, работаю" удавалось передать домой, семье от случая к случаю.

Уголовные дела, венец всей оперативной работы, за неимением судов в Чечне уходили в главк и далее - в Верховный суд России, который направлял их на рассмотрение в региональные суды. Но самый, пожалуй, главный результат - это то, что народ действительно поверил во власть и закон. И очень многие ситуации разрешались не коротким выстрелом в ночи, а в законном порядке.

С тех пор немало коллег и друзей осталось у Геннадия Сергеевича в Чечне и Ставрополе, Москве и Адыгее, Ростове и Краснодаре.

И в мирное время в мирном городе работы у прокурорских работников хватает.

- Прежде всего, - считает прокурор города Волгограда, - мы должны стоять на страже интересов рядового человека. Ведь не секрет, что сейчас зачастую преступник, подозреваемый, обвиняемый чувствуют себя куда увереннее, чем потерпевший и его свидетели. Ему, преступнику, государство обязано предоставить адвоката, соблюсти все процессуальные нормы, и не дай Бог на каком-нибудь из этапов будет допущена ошибка - впоследствии даже любая малость сможет "развалить" дело, несмотря на то, что есть потерпевший и свидетели, относительно которых закон практически молчит, никак не обеспечивая их безопасность. Прокурорские работники, к сожалению, не законотворцы, хотя их квалификация прекрасно позволяет видеть все огрехи и недоработки в нынешнем законодательстве. Тем не менее и ныне действующие законы могут и должны работать, защищая людей от произвола. Чаще всего волгоградцы обращаются в прокуратуру с исками о восстановлении на работе, жалобами на работу милиции, суда, на волокиту и произвол чиновников.

Поток дел и обращений граждан порой растягивает и без того безразмерный рабочий день допоздна. Работа в выходные, постоянные дежурства стали нормой жизни. Значительно "веселее" стало жить с новым УПК, согласно нормам которого только прокурор, и никто другой, может дать согласие на арест. Никто не снимал с прокуроров святую для них обязанность - принимать участие в судебных заседаниях, мало того, категории таких дел расширились. Вполне естественно, что с такими нагрузками не до лирики.

Между тем Геннадий Сергеевич находит время на любимые детективы, из фильмов предпочитает советские комедии, где и душе, и уму, и сердцу есть что найти. Любимое время года прокурора Кижаткина уже наступает - ранняя весна и столь же ранняя осень с их акварельной прозрачностью. Особенно хороши в эту пору горы. Ежегодное свидание с ними - добрая традиция в семье Геннадия Сергеевича, который, между прочим, является еще и инструктором - горником". Самая большая высота, на которую приходилось взбираться, - ни много ни мало четыре тысячи метров. Самая заветная, пока не осуществленная мечта как горника, как прокурора, так и просто человека - это организовать вылазку в горы группы трудновоспитуемых подростков вместе с подготовленными инструкторами.

- Горы лечат, - убежден Геннадий Сергеевич, - и как знать, может быть, восхождение на небольшую даже высоту позволит им не скатиться в пропасть и найти свою вершину в жизни.

У "подгорных" жалоб нет работой ЦРБ кумылжане тоже довольны

В прошлом году вокруг районного здравоохранения ходило много разных слухов-кривотолков. Особенно после проведения комплексной проверки комитетом народного контроля районной Думы, причиной которой послужили многочисленные жалобы жителей.

Конечно, контролеры сделали немало замечаний. Но ни один бюджетный рубль "не превысил своих полномочий", тратился только по назначению.

Решение коллегии райадминистрации поставило в этом деле точку: финансовых нарушений не обнаружено, выявленные недостатки легко устранить без дополнительных средств. В том числе - руководству ЦРБ усилить контроль за персоналом и работой фельдшерско-акушерских пунктов. Кстати, больше всего нареканий на ФАПы было из "Подгоры" - так местные называют территорию, примыкающую к правому берегу Медведицы - под горой, вдоль которой расположились станицы Глазуновская, Скуришенская, хутора Краснянский, Седова, Чиганаки-1 и II, Ярской II. Причина жалоб: медпункты работают нерегулярно, часто меняются медработники, а постоянно обращаться в участковую Глазуновскую больницу не с руки. От иных хуторов она за сорок верст.

Вот в эту "Подгору" и повез меня главный врач центральной районной больницы В. А. Поляков - в Глазуновскую участковую, которая курирует все шесть ФАПов и отвечает за здоровье почти четырех тысяч человек.

По рассказам старожилов, Глазуновская - старейшая больница в районе, сто лет назад с земской начиналась и до сих пор стоит на том же месте. К ней сделали пристройку, построили поликлинику. Здесь ведут прием терапевты, педиатры и зубной врач. Есть процедурный и физиокабинеты.

В этом году в больнице надо делать ремонт. Райадминистрация обещала помочь. В прошлом году, кстати, она тоже помогала - с установкой мини-котельной. Не сказать, чтобы глазуновцы раньше мерзли. Но требовалось более 300 тыс. рублей на жидкое топливо ежегодно. Теперь сэкономленные таким образом более 200 тысяч рублей пойдут на другие цели: на медикаменты, перевязочный материал, инструментарий, на бензин для машины "скорой помощи", которую получили недавно.

Жители "Подгоры" говорят, что им крупно повезло в прошлом году. Теперь все шесть ФАПов укомплектованы фельдшерами и акушерками. Все жители прошли плановый медосмотр с помощью бригады врачей участковой больницы. Не страшна и госпитализация:

в больнице тепло, как дома, чистая больничная постель, приличное питание. Правда, один недостаток - мало лекарств. Поэтому приходится покупать их за свои деньги. Пациенты не возражают. "Лечиться-то надо, - говорят, - спасибо медикам, что назначают эффективные лекарства. Хоть не впустую рубли тратим".

Селяне уважительно относятся к медицинским работникам, доверяются во всем и при встрече, как в старые добрые времена, кланяются, шапки снимают. Как не снимешь шапку, например, перед терапевтами В. Перевышиным и У. Маликовым, двадцать лет назад приехавшими из города и навсегда оставшимися в Глазуновке? Первый ушел на пенсию с должности главврача и работает рядовым доктором, второй сегодня больницу возглавляет, но оба пекутся, чтобы их медучреждение было лучшим в районе.

Как не будешь благодарен заведующей Скуришенским ФАПом фельдшеру Н. Бурав-левой и акушерке Л. Варначевой, которые по первому вызову придут, чтобы оказать помощь - в пургу, слякоть, дождь, пешком? Нет такого дома в станице, где бы не побывали медики. Тепло отзываются местные жители о молодом фельдшере Н. Златиной, Л. Деветаевой, Н. Котельниковой, Ю. Харламовой.34 медработника обслуживают территорию, на которой проживают около четырех тысяч человек. И, как утверждают главы сельских администраций и председатель районного комитета по здравоохранению В. Игнатьев, отсюда меньше всего поступает жалоб на медиков. Потому что они, медики, многие проблемы решают самостоятельно, привлекая на помощь хозяйствующие субъекты, фермеров, население.

- Прошлый год стал для района годом здравоохранения, - рассказывает главный врач НРБ Виктор Александрович Поляков. - Во-первых, районная администрация последние два года выделяет на нужды здравоохранения все, что было запланировано в бюджете, и даже больше. Например, на капитальный ремонт предполагалось 120 тыс. руб., а вылился он в полмиллиона. Для кого-то эта сумма, может, и небольшая, но для нас заметная. Капитально отремонтировали Слащевскую участковую больницу, сделали новую кровлю на Бухановской, большой косметический ремонт провели в Суляевской больнице и на детской молочной кухне...

И главврач пригласил меня посмотреть палаты. Лет шесть назад мне довелось побывать в терапевтическом корпусе ЦРБ и выслушать немало жалоб от больных. Теперь не узнал я тех палат: идеальная чистота, светлый линолеум, белые стены, еще пахнут свежей краской окна, новые кровати застелены чистым бельем (кстати, все белье - больничное).

- Редко кто нуждается в передачах из дома, - вступил в разговор больной с хутора Красноармейский. - Больничной пищи вполне достаточно. Каждый день мясо, молоко, супы-борщи, даже "солку" дают, не говоря о кашах и макаронных изделиях. Дома так не едим. Все свежее. Словом, на питание не жалуемся. Поварам дай Бог здоровья.

Готовить есть из чего.По словам Полякова, вот уже три года подряд ЦРБ работает по договору с овощной плантацией хуторского казачьего общества "Кумылженское". Овощи-фрукты отпускают через расчет с районным бюджетом и по себестоимости. Также сотрудничают с мельзаводом "Кумылженский" по муке, хлебу, макаронным изделиям и крупам. Самым дорогим оказывается молоко. Свой молзавод не работает, с михайловского возят. Куры, цыплята, фарш и другие полуфабрикаты в больницу поступают с бройлерной птицефабрики "Кумылженская" - опять же через бюджет.

За последние три года, по признанию медиков, было сделано очень много для районного здравоохранения. Переведены на газовое отопление три участковые больницы, расходовавшие за отопительный сезон до миллиона рублей, сейчас в шесть-семь раз меньше. Из 29 фельдшерско-акушерских пунктов теперь только семь отапливаются углем и дровами.

Однако и проблем в здравоохранении уйма.

Часть их может решить новый терапевтический корпус, который строится более десяти лет. И конца стройке не видно. Депутат Госдумы В. Плотников по своим каналам "выбил" из федерального бюджета два миллиона рублей. Но чтобы средства получить, нужны проектно-сметная документация и экспертиза долгостроя. Областные организации никак не могут приступить к этой работе, и районные медики уже не верят, что стройка когда-нибудь возобновится.

Проблемы в Кумылженском районе и с так называемыми узкими специалистами. Сегодня необходимо еще десять докторов: гинеколог, травматолог, педиатр, хирург, терапевт, чтобы избавить пациентов от очередей и лечить более качественно. Райадминистрация даже жилье обещала, но пока никто не откликнулся. В поликлинике говорили: приезжала, мол, семья медиков, но, узнав, что в районе плохо с зарплатой, уехала.

А с зарплатой действительно дело обстоит худо. Медикам, признаться, все равно, из какого бюджета и фонда будут поступать деньги на зарплату. Пока они не поступают ниоткуда. А люди в белых халатах выходят на работу, ведут прием, назначают и делают процедуры, выписывают необходимые лекарства, лечат, словом, поддерживают. И у кумылжан сегодня нет претензий ко всему медицинскому персоналу.

Зато у медработников есть претензии к власть предержащим. Мало инструментария и медикаментов, необходимо заменить часть устаревшего оборудования и добавить недостающую аппаратуру. Обновить автопарк, особенно кареты "скорой помощи", 75 процентов которых изношены уже до предела. И, конечно, зарплата. Такая задержка ни в один закон не вписывается.

Кто же поможет району, дотируемому на 80 процентов из областного бюджета, разрешить накопившиеся проблемы?


Екатерина МАШКОВА, Александр ЧУШКИН, 80, стр. 33, Волгоградская правда
07/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации