СОРОК ЛЕТ - ЕЩЕ НЕ СРОК
6 апреля - день рождения службы милицейского следствия. Праздник совпал с переменами - и в центре, решившем, похоже, отправить в милицию безработных налоговых полицейских, и у нас: ушел, отработав в следствии 25 лет, начальник следственного управления при УВД Юрий Сапожников. Обязанности его сейчас исполняет подполковник юстиции Виктор Чирков. Отпадет ли "и. о.", зависит от Москвы. Киров и Нижний Новгород кандидатуру утвердили.
- Виктор Николаевич, пятьсот человек в подчинении - это все-таки больше, чем райотдел, и специфика не та. Справитесь ли?
- Так я же не то чтобы сам захотел и пришел - на должность назначают. Значит, считают нужным. А принципы управления и в среднем звене, и выше сходны. И дело тут не в числе сотрудников, а в создании условий для нормального расследования дел. Это к вопросу о специфике: "чистый" следователь хорош как профессионал, зато начальник райотдела знает проблемы всех служб, без взаимодействия с которыми качественно расследовать уголовное дело невозможно.
- Но теперь придется спрашивать и с бывших коллег - начальников РОВД?
- Наверное, не лучше было бы, если бы им пришлось работать с кем-то приезжим из того же, скажем, Нижнего, с человеком, совершенно не знающим жизнь наших районов.
- "Чистым" следователем вам поработать все же пришлось, да еще при социализме. Заметна ли разница: "сейчас" и "тогда"?
- Тогда нагрузка была велика: четыре следователя на район, по 20 - 25 дел в месяц на каждого. Но она и сейчас немаленькая. Раньше проще было вот в чем: если человека вызывают к следователю, то редкий случай, чтобы он не пришел. Сейчас редкий случай, чтобы явился. А принцип работы остался тем же - законность без брака. Самый большой брак - оправдательный приговор: значит, мы с первого момента работали некачественно.
- Но в иных делах, особенно мошеннических, фигуранты сразу настроены на оправдание, вне зависимости от собранных доказательств: свидетели меняют показания, адвокаты работают...
- Адвокаты, конечно, говорят, что ограждают клиента от беззакония. Дай Бог, чтобы так. Но иногда они просто помогают ему избежать ответственности. Поэтому нам и надо учиться доказывать умысел так, чтобы не оставалось процессуальных "дыр".
- Вы знаете, наверное, что все кассационные жалобы начинаются одинаково: осужден незаконно, признался потому, что следователь давил...
- Это тоже одна из форм защиты: когда доказательства собраны и крыть нечем, заявляют, что признания "выбиты". Зачем нам давить во время следствия, если новый УПК позволяет суду не брать за основу наши первоначальные доказательства?
- Виктор Николаевич, из налоговиков никто еще к вам не приходил?
- Пока нет. Кстати, мне идея упразднения полиции нравится: одиннадцать лет они занимались практически тем же, чем ОБЭП, и при этом сманивали у нас лучшие кадры.
- А вообще желающие работать следователями есть? Недавно был отток...
- Отток известно из-за чего: большой разрыв в зарплате по сравнению с прокуратурой, судом, теми же полицейскими. Но тут уж каждый выбирает для себя: многие остались, и молодые приходят - иначе жизнь остановилась бы.***
Справка
Служба следствия в системе МВД СССР создана Указом Президиума Верховного Совета от 6 апреля 1963 года "О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка". В штат следователей в области тогда вошло 92 человека (нагрузка на одного - 30 дел в год). До указа расследованием тяжких преступлений занималась прокуратура, "легких" - милицейское дознание.
***
Виктор Чирков, 45 лет. Родился в Рязани. Служил на Дальнем Востоке. Учился в Саратове (юридический институт, секретарь комсомольской организации). 3,5 года - следователь в Юрье, 3,5 года - замполит в Мурашах, 13 лет (после академии МВД) - начальник Юрьянского райотдела. С августа прошлого года - заместитель начальника отдела следственного управления. Женат, имеет двоих сыновей. Старший заканчивает нашу юридическую академию и думает о прокуратуре - в отличие от отца, раз и навсегда выбравшего милицию (потому что считает, что из всех правоохранительных органов милиция - самая близкая народу; как бы ее ни ругали, но со всеми проблемами идут сюда). Первый и единственный милиционер в семье: на эту дорогу не ступал никто из родственников (врачей, учителей). Первое дело - кража магнитофона из общежития у студенток, приехавших в Юрью "на картошку". Первая сигарета (она же последняя) - в 9 классе: отравился и "сам собой закодировался".
***
Фраза
Мне кажется, нормальные люди преступления не совершат, какими внешними факторами ни обуславливай. В равно тяжелых жизненных условиях один человек пойдет на кражу, а другой ни за что не преступит закон. Я не говорю, что разделяю антропометрию Ломброзо: череп плоский - значит, вор. Но, судя по практике, по каждому второму делу назначается психиатрическая экспертиза. Видимо, внесоциальные причины преступности есть, и теории, это подтверждающие, имеются. Правда, исследованы и доказаны они еще не до конца.
Елена ФАДЕЕВА, 26, стр. 3, Губернские вести
04/04/2003
|