ПОКА СУД ДА ТЕЛО
Попавшие под колеса тоже могут наезжать...
...Удара он не почувствовал - лишь краем глаза в боковое зеркало Андрей увидел метнувшуюся от его автомобиля тень и похолодел. Двинув со всей дури по тормозам, он вылез из машины и на деревянных от испуга ногах приковылял к лежащему на мостовой деду. Но тот вдруг зашевелился, резво встал и виновато заладил:
- Извини, сынок, я сам, понимаешь... Задумался. Да ты не боись - в порядке я. Даже синяков нет!
У Андрея отлегло:
- Фу ты... Ну давай, отец, хотя бы гаишников вызову.
Дед тихо рассмеялся:
- А вот от милиции у меня были синяки... Пустое это!
Андрей усадил деда в свою машину, привез к его дому и протянул старику наспех нацарапанный на обрывке газеты номер домашнего телефона:
- Отец, если что, ты обязательно позвони...
Через месяц, когда случившееся напоминало о себе уже только едва заметной вмятиной на заднем крыле, Андрей снова испытал панический страх - рано утром он услышал в телефонной трубке властный голос:
- Следователь Коломиец... Я прошу вас сегодня же явиться ко мне.
Следователь встретил Андрея подчеркнуто нахмуренным:
- Вам, Андрей Петрович, не повезло, - выдохнул Коломиец и положил перед ним заключение судмедэксперта, - читайте...
- Смерть Боровкова Николая Александровича, 1938 года рождения, наступила в результате... - Андрей вскинул брови: - А кто такой Боровков? И при чем тут я?
Коломиец насупился:
- Это тот человек, на которого месяц назад вы совершили наезд.УПК - уголовно-процессуальная крыша?
Череда судебных процессов, прокатившихся по Москве минувшей зимой, посеяла панику среди водителей, имевших несчастье уложить на дороге дедушку или раздавивших на своем "КамАЗе" вместе с их содержимым хрупкие "Жигули". Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, получивший прозвище "уголовно-процессуальная крыша", для виновников дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими крышей так и не стал. Более того, скроенный весьма по-хитрому, он лишил надежды на избавление от грехов всяк в судебный зал входящего...
Первой среди якобы либеральных норм, на удочку которой попались даже адвокаты-асы, стало многообещающее нововведение: на предварительном слушании уголовного дела в суде кодекс дал право "убийце по неосторожности" и его защитнику разрушать любые горы доказательств вины. Поскольку же доказательства виновности нередко собираются следователем кое-как, новый УПК подарил водителям великолепный шанс относительно легко разваливать, таким образом, и все дело. Но радость оказалась преждевременной: судьям, как выяснилось в процессе, почему-то ложатся на душу любые, даже весьма сомнительные подтверждения вины.
Второй удочкой, на крючке которой повисли адвокаты, оказалась норма, в соответствии с которой УПК предоставил прокурору право отказаться от обвинения. Всяк попавший под следствие воспрянул духом: надо, мол, лишь надавить на нервную струнку прокурора. Авось сжалится...
Да не тут-то было. Уже вскоре стало ясно: обнадеживающее нововведение - не более чем пыль в глаза. Ведь никак не может рядовой прокурор отказаться от обвинения, если его отправили в суд, чтобы обвинение поддерживать. Да и как отказаться, если обвинительное заключение самолично утвердил его прямой начальник - прокурор районный или городской... Кто осмелится перечеркнуть мнение шефа и показать тем самым, что главный прокурор, извините, дурак...
Еще одной потугой новый кодекс взялся окончательно лишить подследственных благоприятных перспектив. Если раньше суд мог вернуть следователю кое-как состряпанное им дело, а следователь, не сумев еще чего-нибудь высосать из пальца, дело прекращал, то отныне такой оправдательной практике в соответствии с новым УПК пришел конец.
А недавно и вовсе все встало на свои места. Выяснилось, что даже при наличии либеральных норм в новом УПК толку от них - чуть не только по причине несуразности, но еще и потому, что откуда-то сверху спустилась правильная мысль: "ДТП с пострадавшими - это преступление. И любыми способами оно должно быть наказано". Дабы не лишиться очереди на жилье и прочих привилегий, судьи приняли девиз за план мероприятий на ближайшие несколько лет.
В одночасье сложилась практика: на доследование - нельзя, и оправдывать - нежелательно. Итоги такой политики уже подвела Генеральная прокуратура России: количество оправдательных приговоров по делам, связанным с причинением в ДТП вреда здоровью средней тяжести или повлекшим смерть, рухнуло до... одного процента.
Выкарабкиваться из болота виновнику аварии, таким образом, с некоторых пор стало невыносимо трудно...
За что бороться, чтоб не напороться
Впрочем, следует прежде оценить, чем рискует каждый наехавший на пешехода или раздавивший в автомобиле парочку пассажиров и стоит ли во избежание последствий отчаянно бороться?
Действующее законодательство предусматривает, что каждый водитель, который по своей неосторожности заставил кого-либо ходить на костылях или покоиться в могиле и вина которого полностью доказана, попадает сразу под два кодекса: уголовный и гражданский.
В соответствии с уголовным, если пострадавший не расстался с жизнью, виновник ДТП подлежит наказанию в соответствии со статьей 264 УК РФ в виде, как правило, условного лишения свободы на срок до двух лет и лишению права управления на срок до трех. Если же подвернувшийся под колеса бедняга там же и покинул сей удивительный мир, то срок будет исчисляться пятью годами и лишь в трех случаях из десяти будет условным. В порядке же гражданского производства виновник аварии нарвется на возмещение вреда здоровью потерпевшему или родственникам погибшего.
Однако условный срок за переломанную ногу может вполне стать сроком реальным, если с перепуга виновник чужой боли оставит пострадавшего в опасности и покинет место ДТП. И будет скорее всего неотвратим даже в том случае, если попавший под колеса вашего автомобиля пешеход почешет заднее место, извинится за то, что не уступил вам дорогу, и ретируется с места ДТП. Ведь к вечеру у него могут зачесаться родственники - они пожелают запустить руку в ваш карман и заявят в милицию о причинении вреда здоровью их дедушки.
По адвокатской практике известно, что замять дело, то есть добиться у следователя постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, стоит от одной до двух тысяч долларов. И многие заглатывают эту наживку вместе с крючком. Между тем на такую уловку следователя попадаться не стоит. Ведь если заплатить эти деньги ему, то даже при отказе в возбуждении уголовного дела вам придется выплачивать деньги еще и пострадавшему - за причиненный его здоровью вред. Или же семье убиенного. И класть деньги в этом случае придется сразу в два кармана.
Разумнее же заплатить один раз - пострадавшему или родственникам погибшего. Или, для начала хотя бы написать расписку: вину, мол, полностью признаю и готов компенсировать боль утраты. Причем желательно сразу же, до возбуждения уголовного дела (к чему вам судимость, пусть даже и условная?). В этом случае по причине примирения сторон в соответствии со статьей 76 Уголовного кодекса РФ следователь сможет вынести постановление о прекращении дела. Но даже возбужденное уголовное дело, если вы возместите пострадавшему вред, следователь будет обязан прекратить.
А вот обещание материально загладить причиненный пострадавшему вред, данное вами уже после приговора суда, будет уже бессмысленным набором слов - от выплат вам по-любому уже будет не отвертеться, а судимость ляжет тяжелой строкой в вашу доселе безупречную анкету...
Спасение наезжающих - дело рук самих наезжающих
Если столь мрачная перспектива - следствие, суд, компенсации - не кажется милой забавой, а ответ на вопрос "Привлекался ли к уголовной ответственности?" вызывает неуемную дрожь в коленях, помните, что спасение наезжающих - дело рук самих...
И в этом сермяжная правда.
Упаси вас бог на месте автокатастрофы привлекать к делу группу поддержки, сочувствия или, того хуже, личного адвоката. Появление на поле брани толпы лишних свидетелей, а тем более толкового юриста заставит сотрудника ГИБДД держать ухо востро. У вас будет свой адвокат - у него тотчас же возникнут свои понятые. У вас будут свои свидетели - он тотчас же найдет своих. И в этом случае будет стараться все делать с толком, с расстановкой, то есть по уму. И, возможно, оформит материалы дела так, что вся Международная коллегия адвокатов со штаб-квартирой на Лэйбл-стрит не найдет, за что зацепиться.
Не напрягайте выездного дежурного - не мешайте ему ошибиться. Один его маленький прокол, не исключено, рано или поздно поможет вам с треском развалить все ваше большое дело.
Для самостоятельного проведения каких-либо процедур активно используйте промежуток времени до приезда сотрудника ГИБДД: пока вы ему неподконтрольны, перепишите номера проезжавших мимо и стоящих неподалеку автомобилей (чем больше - тем лучше!), а в дальнейшем попробуйте установить их собственников (без приобретения регистрационных баз данных ГИБДД, продающихся под каждым кустом, вам не обойтись). Связавшись с теми, кто видел обстоятельства ДТП, вы отсеете ненужных свидетелей и получите тех, кто сумеет помочь вам установить подлинную картину происшествия. И потребуйте у следователя их вызова на допрос в качестве свидетелей.
Если в вашей машине случайно, как рояль в кустах, не завалялся фотоаппарат, вызывайте друзей или недругов, тещу или тестя - пусть везут вам и тихо, незаметно передают камеру-обскуру. Вам предстоит (не привлекая внимания, из-под полы) заснять место столкновения, дорожные знаки, разметку, механические повреждения на автомобилях. Но - самое главное - сотрудника ГАИ с рулеткой. Ведь только так вы потом сумеете доказать, что фотографии были сделаны вами не тремя днями спустя (когда все в этом мире изменилось), а тотчас же, по горячим следам...
Не удивляйтесь, если сотрудник ГИБДД по прибытии проявит интерес не к вашим "Жигулям", а к иномарке: ему ближе тот, у кого карман шире. По оценкам экспертов, более чем в половине случаев инспектор ГАИ уже в первую минуту наметанным глазом определяет, на кого будет работать, и немедленно решает вопрос о стоимости его услуг. Таким образом, исход событий, как правило, им уже предопределен.
Сами в дело не суйтесь: попросите кого-нибудь ненавязчиво постоять рядом с инспектором, когда тот будет делать замеры. Помните, что его добровольные помощники всегда держат конец рулетки, имеющий нулевую отметку. Какие цифры на другом ее конце - одному богу известно. А потому нередко в схеме возникает не та полоса, по которой вы ехали, а место ДТП и вовсе - на соседней улице...
Отказываясь от дачи письменных объяснений, не вставайте в позу: "Все расскажу только в присутствии адвоката!". Пока забудьте о нем. Отказ от объяснений прокомментируйте кратко: "Не могу, командир, руки дрожат...". Или же сошлитесь на плохое самочувствие. Но ни в коем случае не намекайте, что после такого удара с головой не в ладах. Иначе вас выведут из игры как очевидца: что, мол, взять с ушибленного? Не дайте признаться в этом и вашим пассажирам: ваши жена и любовница не должны говорить, что стукнулись лбами, после чего в глазах потемнело. Иначе их тоже уберут из дела, в то время как у противной стороны, заказавшей музыку, найдется "могучая кучка" свидетелей.
Обязательно познакомьтесь с понятыми, которые наверняка так и не поняли, что делали и за что отвечают. И потребуйте вызвать их в суд. Вряд ли они смогут что-либо удостоверить. Если одного понятого, таким образом, удастся вывести из игры, при одном оставшемся дело можно будет развалить. Ибо одного, как известно, маловато будет.
И помните, что водители переселяются на тюремные нары или попадают на деньги, как правило, не за то, что лишили бабушку жизни. А за то, что там, на дороге, после всего случившегося совершили еще кучу непоправимых ошибок...
Виктор ТРАВИН, 84, стр. 9, Московский Комсомолец
18/04/2003
|