НА ПРИНЦИПАХ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
В своем Послании народу Казахстана Президент подчеркнул необходимость дальнейшего курса на гуманизацию уголовного наказания и моратория на смертную казнь. Глава государства дал конкретное поручение Правительству по разработке уже в текущем году соответствующих изменений и дополнений в уголовное законодательство и создание условий для лиц, которые в последующем будут отбывать пожизненное лишение свободы. Это очень актуально и своевременно. Президент также поставил ряд задач, касающихся необходимости дальнейшего совершенствования деятельности судебных органов.
Закрепленные в Конституции страны цели по утверждению республики демократическим, светским, правовым и социальным государством выдвигают на первый план задачу формирования независимой и эффективной судебной власти, которая является одним из приоритетных направлений создания демократического и правового государства. В основе его построения лежат прежде всего два основополагающих принципа: верховенство закона и разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Принцип верховенства закона не может быть реализован, если суды не будут выполнять роль одного из основных гарантов прав и законных интересов граждан. В связи с этим задачи судебно-правовой реформы состоят в том, чтобы развить и закрепить основы автономной судебной системы, обеспечить самостоятельность и независимость судов по отношению к другим госорганам.
Верховный суд выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой являлись формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ставились задачи развития организационных основ системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения.
Уже сделаны значительные шаги по реализации этой реформы, окончательному устранению зависимости судов от исполнительной власти и, следовательно, более полному претворению в жизнь конституционного принципа разделения единой государственной власти.
Сегодня судебная власть обладает всеми необходимыми атрибутами и является той силой, которая способна защитить права и свободы граждан, не допустить в обществе социальных конфликтов, обеспечивая их разрешение в рамках существующего закона. Так, за последние годы была создана единая система правосудия, которая включает в себя Верховный суд и местные суды, а также система апелляционного производства, изменена процедура пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, принято новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В рамках проводимых реформ осуществлен ряд мероприятий, направленных на укрепление статуса судей, которые являются единственными носителями судебной власти и должны обладать реальными гарантиями своей независимости.
При отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону, они никому не подотчетны по конкретным делам. Это означает: если судья принял решение по делу, он не обязан никому объяснять, почему оно именно такое. Достаточно того, что участник процесса вправе обжаловать это решение в вышестоящем судебном органе.
Гарантии независимости судей установлены действующим законодательством. К ним относятся: принцип несменяемости судей и их назначаемость Главой государства на основе рекомендации Высшего судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции, процедура осуществления правосудия, запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку, его неприкосновенность, система органов судейского сообщества, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Для того чтобы обеспечить подлинную независимость судей при отправлении правосудия, с 2001 года при Верховном суде действует специальный Комитет судебного администрирования, которому из ведения Министерства юстиции были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению судебной деятельности, а также функции исполнительного производства.
Казалось бы, все, что предусмотрено программой правовой реформы 1994 года, было последовательно реализовано. Однако, как было отмечено на III съезде судей, в работе, направленной на повышение ее эффективности, немало еще недостатков. Исходя из этого, Глава государства поставил приоритетные задачи на долгосрочную перспективу, часть из которых уже претворена в жизнь.
Для их исполнения руководством Верховного суда проводится постоянная, целенаправленная работа по улучшению качества отправления правосудия в области гражданских правоотношений. Так, в частности, изменение ситуации в экономике страны, увеличение числа экономических споров и иных, связанных с ними дел, усложнение содержания этих споров послужило предпосылкой для создания в областных центрах специализированных экономических судов.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства поставил вопрос о необходимости поэтапного ввода института присяжных заседателей. В пункте 2 статьи 75 Конституции указано, что в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Однако это конституционное положение еще не нашло должного развития в уголовно-процессуальном законодательстве. Между тем введение судопроизводства с участием присяжных может сыграть позитивную роль в обеспечении состязательности процесса, укреплении принципов законности, объективности при оценке доказательств, повышении профессионального уровня участников судопроизводства, а в целом - улучшении качества предварительного следствия и судебного разбирательства. Кроме того, суд присяжных позволяет обществу через представителей народа осуществлять контроль за деятельностью судов.
Задача построения профессионального государства предполагает формирование совершенно новых подходов к системе правосудия. Высшее предназначение суда присяжных, его ценность для гражданского общества и социального государства заключается в том, что присяжные, в отличие от профессиональных судей, привносят в деятельность суда живое восприятие, жизненный опыт, общественное понятие правды и справедливости. С другой стороны, государство, осуществляющее преследование преступников, будет опираться в этой деятельности на представителей общественности.
На протяжении многих веков суд присяжных играл свою созидательную и цивилизаторскую роль в обществе, необходимость его введения назрела и в Казахстане.
В Послании Президента говорится также об усилении судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного преследования, вплоть до внедрения института судебного санкционирования ареста, что является обязательным атрибутом правового государства.
Чем прочнее правопорядок и законность в государстве, тем реальнее права и свободы граждан. Чем больше самостоятельности обретают юридические лица, тем в большей мере принудительное применение права становится правомочием только суда. Эта закономерность сохраняет свое действие и значение в условиях демократического общества.
Дальнейшее укрепление законности и усиление охраны прав, свобод и законных интересов граждан всегда было неразрывно связано с усилением роли суда и расширением его компетенции как по применению права, так и по контролю за его применением другими государственными и общественными органами. Именно суд создан для выполнения этих задач, и поэтому только судьи, действительно независимые от посторонних воздействий и строго придерживающиеся закона, могут служить оплотом и охраной законности в современном обществе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конституции арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Для реализации этого конституционного положения необходимо выработать на основе международных стандартов механизм дачи судами санкции на арест и содержание под стражей. Безусловно, это будет способствовать защите одного из основных прав граждан страны - права на свободу.
Особое значение в Послании уделяется повышению профессиональной и гражданской ответственности судей, формированию надежного и высокопрофессионального кадрового потенциала, созданию в лице судов инструмента защиты прав граждан и восстановления справедливости, так как внимание и забота государства к нуждам судебной системы обязательно должны сопровождаться повышением требовательности к самому судейскому корпусу.
В этой связи следует отметить, что в настоящее время кардинальным образом изменился подход к разрешению кадровых вопросов. Так, судьям предоставлена возможность самим принимать участие в отборе кандидатов на должности судей и председателей, рассматривать вопросы, связанные с освобождением их от должности и привлечением к дисциплинарной ответственности.
В целях обеспечения гласности и прозрачности процедуры назначения на должность судьи введены нормы, устанавливающие порядок осуществления отбора на должности районного и областного судьи на конкурсной основе.
Для повышения требований к кандидатам утверждено положение о прохождении ими стажировки, основной целью чего является изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суде, приобретение необходимых практических и организаторских навыков.
В Казахстане действуют органы судейского сообщества, которые являются выразителями интересов судей. Это сообщество образуют судьи судов всех уровней. Важнейшими органами судейского сообщества являются, в частности, съезд судей, Союз судей РК и дисциплинарно-квалификационные коллегии судей. Их задачами являются содействие дальнейшему совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Они служат утверждению авторитета судебной власти, обеспечивают выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Только органы судейского сообщества в лице дисциплинарно-квалификационных коллегий судей наделены правами привлечения судей к дисциплинарной ответственности за грубые нарушения закона и положений кодекса судейской этики, а также досрочного прекращения их полномочий.
Сегодня существуют реальные законодательные механизмы, позволяющие принимать адекватные меры к лицам, которые порочат высокое звание судьи. Повышенные требования к профессиональным качествам и моральному облику предъявляются Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей РК", в котором предусмотрено право освобождения судьи не только за грубое нарушение законности при осуществлении правосудия, но и за совершение проступка, который противоречит нормам судейского поведения.
Так, решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей судов Павлодарской области в 2002 году в отношении судьи Щербактинского района, назначившей чрезмерно мягкое наказание наркоторговцу, был поставлен вопрос об освобождении от должности судьи. Данное решение коллегии было поддержано и республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегией.
Этот и другие факты свидетельствуют о том, что судейское сообщество само заинтересовано в очищении своих рядов от нерадивых служителей закона. Укрепление судебной власти, повышение роли права требуют, чтобы судьи не только отвечали всем требованиям судебной этики, но и были высокообразованными юристами.
Ровно год назад в Алматы открылся Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы при Верховном суде, ректором которого является Т. Айтмухамбетов, имеющий за плечами большой опыт работы в судебной системе. Для придания системности и результативности мероприятиям по подготовке, переподготовке и стажировке судей было бы целесообразно создание на его базе высшего учебного заведения - академии правосудия, задачами которой стало бы повышение квалификации судей, работников аппарата судов и Комитета по судебному администрированию, проведение методической и научно-исследовательской работы.
Комплексный подход к совершенствованию судебной системы страны отвечает интересам всех граждан и является существенным фактором устойчивого развития нашего государства и общества на современном этапе.
Нурлан МОМБЕКОВ, председатель Павлодарского областного суда, кандидат юридических наук, 100-101, Казахстанская правда
09/04/2003
|