Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


НА ПРИНЦИПАХ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

В своем Послании народу Казахстана Президент подчеркнул необходимость дальнейшего курса на гуманизацию уголовного наказания и моратория на смертную казнь. Глава государства дал конкретное поручение Правительству по разработке уже в текущем году соответствующих изменений и дополнений в уголовное законодательство и создание условий для лиц, которые в последующем будут отбывать пожизненное лишение свободы. Это очень актуально и своевременно. Президент также поставил ряд задач, касающихся необходимости дальнейшего совершенствования деятельности судебных органов.

Закрепленные в Конституции страны цели по утверждению республики демократическим, светским, правовым и социальным государством выдвигают на первый план задачу формирования независимой и эффективной судебной власти, которая является одним из приоритетных направлений создания демократического и правового государства. В основе его построения лежат прежде всего два основополагающих принципа: верховенство закона и разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Принцип верховенства закона не может быть реализован, если суды не будут выполнять роль одного из основных гарантов прав и законных интересов граждан. В связи с этим задачи судебно-правовой реформы состоят в том, чтобы развить и закрепить основы автономной судебной системы, обеспечить самостоятельность и независимость судов по отношению к другим госорганам.

Верховный суд выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой являлись формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ставились задачи развития организационных основ системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения.

Уже сделаны значительные шаги по реализации этой реформы, окончательному устранению зависимости судов от исполнительной власти и, следовательно, более полному претворению в жизнь конституционного принципа разделения единой государственной власти.

Сегодня судебная власть обладает всеми необходимыми атрибутами и является той силой, которая способна защитить права и свободы граждан, не допустить в обществе социальных конфликтов, обеспечивая их разрешение в рамках существующего закона. Так, за последние годы была создана единая система правосудия, которая включает в себя Верховный суд и местные суды, а также система апелляционного производства, изменена процедура пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, принято новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В рамках проводимых реформ осуществлен ряд мероприятий, направленных на укрепление статуса судей, которые являются единственными носителями судебной власти и должны обладать реальными гарантиями своей независимости.

При отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону, они никому не подотчетны по конкретным делам. Это означает: если судья принял решение по делу, он не обязан никому объяснять, почему оно именно такое. Достаточно того, что участник процесса вправе обжаловать это решение в вышестоящем судебном органе.

Гарантии независимости судей установлены действующим законодательством. К ним относятся: принцип несменяемости судей и их назначаемость Главой государства на основе рекомендации Высшего судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции, процедура осуществления правосудия, запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку, его неприкосновенность, система органов судейского сообщества, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Для того чтобы обеспечить подлинную независимость судей при отправлении правосудия, с 2001 года при Верховном суде действует специальный Комитет судебного администрирования, которому из ведения Министерства юстиции были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению судебной деятельности, а также функции исполнительного производства.

Казалось бы, все, что предусмотрено программой правовой реформы 1994 года, было последовательно реализовано. Однако, как было отмечено на III съезде судей, в работе, направленной на повышение ее эффективности, немало еще недостатков. Исходя из этого, Глава государства поставил приоритетные задачи на долгосрочную перспективу, часть из которых уже претворена в жизнь.

Для их исполнения руководством Верховного суда проводится постоянная, целенаправленная работа по улучшению качества отправления правосудия в области гражданских правоотношений. Так, в частности, изменение ситуации в экономике страны, увеличение числа экономических споров и иных, связанных с ними дел, усложнение содержания этих споров послужило предпосылкой для создания в областных центрах специализированных экономических судов.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства поставил вопрос о необходимости поэтапного ввода института присяжных заседателей. В пункте 2 статьи 75 Конституции указано, что в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Однако это конституционное положение еще не нашло должного развития в уголовно-процессуальном законодательстве. Между тем введение судопроизводства с участием присяжных может сыграть позитивную роль в обеспечении состязательности процесса, укреплении принципов законности, объективности при оценке доказательств, повышении профессионального уровня участников судопроизводства, а в целом - улучшении качества предварительного следствия и судебного разбирательства. Кроме того, суд присяжных позволяет обществу через представителей народа осуществлять контроль за деятельностью судов.

Задача построения профессионального государства предполагает формирование совершенно новых подходов к системе правосудия. Высшее предназначение суда присяжных, его ценность для гражданского общества и социального государства заключается в том, что присяжные, в отличие от профессиональных судей, привносят в деятельность суда живое восприятие, жизненный опыт, общественное понятие правды и справедливости. С другой стороны, государство, осуществляющее преследование преступников, будет опираться в этой деятельности на представителей общественности.

На протяжении многих веков суд присяжных играл свою созидательную и цивилизаторскую роль в обществе, необходимость его введения назрела и в Казахстане.

В Послании Президента говорится также об усилении судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного преследования, вплоть до внедрения института судебного санкционирования ареста, что является обязательным атрибутом правового государства.

Чем прочнее правопорядок и законность в государстве, тем реальнее права и свободы граждан. Чем больше самостоятельности обретают юридические лица, тем в большей мере принудительное применение права становится правомочием только суда. Эта закономерность сохраняет свое действие и значение в условиях демократического общества.

Дальнейшее укрепление законности и усиление охраны прав, свобод и законных интересов граждан всегда было неразрывно связано с усилением роли суда и расширением его компетенции как по применению права, так и по контролю за его применением другими государственными и общественными органами. Именно суд создан для выполнения этих задач, и поэтому только судьи, действительно независимые от посторонних воздействий и строго придерживающиеся закона, могут служить оплотом и охраной законности в современном обществе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конституции арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Для реализации этого конституционного положения необходимо выработать на основе международных стандартов механизм дачи судами санкции на арест и содержание под стражей. Безусловно, это будет способствовать защите одного из основных прав граждан страны - права на свободу.

Особое значение в Послании уделяется повышению профессиональной и гражданской ответственности судей, формированию надежного и высокопрофессионального кадрового потенциала, созданию в лице судов инструмента защиты прав граждан и восстановления справедливости, так как внимание и забота государства к нуждам судебной системы обязательно должны сопровождаться повышением требовательности к самому судейскому корпусу.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время кардинальным образом изменился подход к разрешению кадровых вопросов. Так, судьям предоставлена возможность самим принимать участие в отборе кандидатов на должности судей и председателей, рассматривать вопросы, связанные с освобождением их от должности и привлечением к дисциплинарной ответственности.

В целях обеспечения гласности и прозрачности процедуры назначения на должность судьи введены нормы, устанавливающие порядок осуществления отбора на должности районного и областного судьи на конкурсной основе.

Для повышения требований к кандидатам утверждено положение о прохождении ими стажировки, основной целью чего является изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суде, приобретение необходимых практических и организаторских навыков.

В Казахстане действуют органы судейского сообщества, которые являются выразителями интересов судей. Это сообщество образуют судьи судов всех уровней. Важнейшими органами судейского сообщества являются, в частности, съезд судей, Союз судей РК и дисциплинарно-квалификационные коллегии судей. Их задачами являются содействие дальнейшему совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Они служат утверждению авторитета судебной власти, обеспечивают выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Только органы судейского сообщества в лице дисциплинарно-квалификационных коллегий судей наделены правами привлечения судей к дисциплинарной ответственности за грубые нарушения закона и положений кодекса судейской этики, а также досрочного прекращения их полномочий.

Сегодня существуют реальные законодательные механизмы, позволяющие принимать адекватные меры к лицам, которые порочат высокое звание судьи. Повышенные требования к профессиональным качествам и моральному облику предъявляются Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей РК", в котором предусмотрено право освобождения судьи не только за грубое нарушение законности при осуществлении правосудия, но и за совершение проступка, который противоречит нормам судейского поведения.

Так, решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей судов Павлодарской области в 2002 году в отношении судьи Щербактинского района, назначившей чрезмерно мягкое наказание наркоторговцу, был поставлен вопрос об освобождении от должности судьи. Данное решение коллегии было поддержано и республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегией.

Этот и другие факты свидетельствуют о том, что судейское сообщество само заинтересовано в очищении своих рядов от нерадивых служителей закона. Укрепление судебной власти, повышение роли права требуют, чтобы судьи не только отвечали всем требованиям судебной этики, но и были высокообразованными юристами.

Ровно год назад в Алматы открылся Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы при Верховном суде, ректором которого является Т. Айтмухамбетов, имеющий за плечами большой опыт работы в судебной системе. Для придания системности и результативности мероприятиям по подготовке, переподготовке и стажировке судей было бы целесообразно создание на его базе высшего учебного заведения - академии правосудия, задачами которой стало бы повышение квалификации судей, работников аппарата судов и Комитета по судебному администрированию, проведение методической и научно-исследовательской работы.

Комплексный подход к совершенствованию судебной системы страны отвечает интересам всех граждан и является существенным фактором устойчивого развития нашего государства и общества на современном этапе.


Нурлан МОМБЕКОВ, председатель Павлодарского областного суда, кандидат юридических наук, 100-101, Казахстанская правда
09/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации