А.ПУЗЫРЕВ СЛЕДСТВИЕ ПУСТЬ ВЕДУТ ЗНАТОКИ
Сорок лет назад, 6 апреля 1963 года, был создан следственный аппарат в системе МВД. В течение этого срока постоянно расширялась компетенция следователей органов внутренних дел. Сегодня милицейский следственный аппарат - крупнейший в правоохранительной системе, он обеспечивает расследование более трех четвертей всех зарегистрированных преступлений и подавляющее большинство тех из них, предварительное следствие по которым обязательно.
За четыре десятилетия следственный аппарат при УВД области наряду с оперативными службами стал одним из ведущих подразделений в борьбе с преступностью. Мы беседуем с заместителем начальника УВД - начальником следственного управления А.ПУЗЫРЕВЫМ.
- Анатолий Борисович, профессии следователя можно научить или это все-таки особый дар, который дается свыше?
- У одних есть такое призвание, и они следователи от Бога. А есть люди, которым, может быть, это не дано изначально, но их можно научить, было бы желание работать. Причем не просто за плату, а вкладывая в дело душу, ответственно и добросовестно. Профессионализм нарабатывается с годами. Вот в прошлом году от нас ушло пятьдесят человек. Кого-то я могу понять - может, не устраивала материальная сторона, а семью кормить надо. Но одно дело, когда человек, проработавший длительное время, уходит в другую правоохранительную систему, допустим, в суд, другое - в коммерческую структуру. Таких я считаю предателями наших интересов. В прошлом году у нас повысили денежное содержание. Да, оно ниже, чем у судей и прокуроров, но мы понимаем, что кубышка у государства не бездонная, нужно платить зарплату и учителям, и врачам.Надо потерпеть.
На место ушедших приходят молодые - и юноши, и девушки. Хорошая молодежь. Бывает, они попадают в коллективы, которые полностью состоят из молодых - и руководители, и следователи, опыта у них для передачи недостаточно. И тогда наша задача - обучить пополнение. Теорию в учебных заведениях они получают, но иногда теория с практикой расходится.
- Не раз слышала от работников правоохранительных органов, мол, этот уже отработал три года, он опытный. Более чем у половины ваших сотрудников стаж до трех лет. Как все-таки это обстоятельство отражается на качестве следствия? Сколько нужно проработать в вашем ведомстве, чтобы стать профессионалом?
- Объективно скажу: чтобы стать хорошим следователем, надо отработать минимум пять лет. Много значит возраст, у молодых жизненного опыта недостаточно. Знания нормативной базы - тоже необходимо время, чтобы их накопить. И, пожалуй, главное - опыт общения с людьми. Следователь контактирует с разными категориями - потерпевшими, очевидцами, обвиняемыми и другими участниками процесса (прокурор, адвокат). Это умение сразу не дается. При любой степени теоретической подготовки (многие с красными дипломами приходят) для адаптации необходимо время. И потом, если с другой стороны подойти, ведь и преступник значительно поумнел. Сейчас много преступлений корыстной направленности. Преступники получают серьезную подпитку из наркобизнеса, незаконного оборота оружия, сферы экономики. Они иногда знаниями, жизненным опытом превосходят наших следователей.
И все же, несмотря на то, что у нас 63 процента молодежи, у которой стаж до трех лет, показатели нашей работы неплохие. Судите сами: по итогам прошлого года первое место по Центральному федеральному округу и 16-е - по России. Мы занимаемся с молодежью - проводим практические занятия, обобщаем практику уголовных дел по определенной направленности, мы можем и опекать конкретное подразделение, где много молодых сотрудников, используем такой институт, как наставничество.
- Скажите, фактор молодости виноват в том, что мы никогда не достигаем стопроцентной раскрываемости, или есть другие объективные причины?
- Как-то давно на совещании один из руководителей сказал: "А почему нельзя добиться 101 процента раскрываемости?"
- Почти анекдот, но в 37-м году такое было.
- Одни мы, следственный аппарат, не в состоянии раскрывать даже то, что сейчас раскрывается. Когда создавался следственный аппарат в системе органов внутренних дел, замысливалось взаимодействие трех служб - следствия, тогда уголовного розыска, а сейчас оперативных служб и экспертно-криминалистического подразделения. А мы еще говорим: оперативное обеспечение в расследовании уголовных дел и экспертно-криминалистическое. Есть ряд преступлений, когда мы можем сами заниматься их раскрытием. А есть такие, которые заранее готовятся и совершаются в условиях неочевидности. Здесь невозможно обойтись без взаимодействия трех названных служб.
Там, где взаимодействие хорошо организовано, молодость следователя не помеха. Хотя, конечно, в определенной мере и этот фактор влияет на результаты.
- Можете ли вы вспомнить какое-нибудь дело, после которого в душе осталась ссадина, досада и неудовлетворенность? И, наоборот, такое, которым будете гордиться и через много лет?
- Есть такие дела. Вот знаем, что этот человек совершил преступление, но доказать не можем, потому что с момента совершения не удалось закрепить какие-то доказательства. Но, бывает, проходит время, он снова совершает преступление, попадается, и тогда вину доказываем. А недавно, например, в ходе успешной операции изъяли более 6,6 кг наркотика, который поступил из Молдавии. Многих фигурантов задержали, дело пошло в суд, и, думаю, им там воздастся. Все профессионально сработали: и следователи, и оперативные работники ОБНОН. Конечно, мы удовлетворение получили. Даже не потому, что дело до суда довели, а потому, что перекрыли серьезный канал поступления наркотиков.
- Среди сотрудников правоохранительных органов бытует мнение, что новый УПК на руку преступникам.
- Закон есть, и мы обязаны его выполнять.
Конечно, в Англии, например, столетиями отрабатывались уголовные законы. В России свой опыт копился лет двести - отказались в одночасье. Пока по новому УПК мы работаем девять месяцев. Да, есть нерешенные вопросы, в частности, материально-технического характера. Многие механизмы пока не отработаны, имеются различные неувязки с практической точки зрения. Но, думаю, будут рассмотрены и внесены поправки, конкретные предложения есть.
Но я бы не сказал, что этот закон на руку преступникам. Например, статьей 91 УПК на задержание подозреваемых определено 48 часов (раньше было трое суток). Мы скорее психологически не привыкли к этому сроку. Однако есть и другое положение, которое при необходимости позволяет, разумеется, с разрешения суда, задерживать подозреваемого до пяти суток.
Тем не менее я сторонник того, чтобы в УПК было больше правовых норм, которые бы защищали потерпевших.
- Есть ли у вас, следователей, свой кодекс чести?
- Это чистота поступков, не только в служебном плане, но и вообще по жизни. Неуклонное соблюдение буквы и духа закона.
- А за что караете своих сотрудников?
- Этот глагол я бы не употреблял. Да, есть следователи, которых мы привлекаем к дисциплинарной ответственности, в основном за волокиту по делу, некачественное расследование. Но это чисто профессиональные параметры. Причем если длительное время не выполнялись какие-то следственные действия, то не умышленно, а из-за большой нагрузки. Если некачественное расследование или ошибка в квалификации - получаем дела на доследование. А нарушений служебной дисциплины мало.
- Допустим, человек безукоризненно работает, но груб с подследственными, их родственниками.
- Такие жалобы поступают от граждан, но, знаете, часто это оговоры по принципу "лучшая защита - нападение". Если сигнал имеет под собой реальную почву, для начала - дисциплинарная ответственность. Если факты повторяются, с такими мы расстаемся. Я сам длительное время следователем работал и всегда ставил себя на место потерпевшего и даже обвиняемого. Надо всегда быть предельно уравновешенным и корректным.
- Поздравьте своих коллег с профессиональным праздником.
- Следователь, как заключительное звено, практически несет ответственность за разные службы отдела внутренних дел. От того, насколько он результативно и качественно завершит дело, зависит в целом результат работы всей структуры. Сегодня, несмотря на всякие трудности, у нас очень много преданных профессии людей. Их и ветеранов поздравляю, желаю побольше оптимизма, верьте в будущий день, всем крепкого здоровья, творческих успехов и удачи!
Только цифры и факты
За последние пять лет снизилась прекращаемость дел по реабилитирующим основаниям на 33,3 процента.
Улучшились качественные характеристики следствия. Абсолютное количество уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, сократилось в два раза.
За пять лет в ходе расследования уголовных дел следственным путем было дополнительно выявлено и раскрыто по уголовным делам 21 226 преступлений.
В 2002 году в отношении организованных преступных групп было окончено производством с направлением в суд 10 дел и по ним к уголовной ответственности привлечено 42 обвиняемых, которым предъявлено обвинение по 137 эпизодам преступной деятельности.
Направлены в суд уголовные дела о 344 экономических преступлениях, из них 3 уголовных дела о взяточничестве, по которым к ответственности привлечено 5 обвиняемых.
Следственной частью окончены производством уголовные дела, возбужденные по ч.1-4 ст.228 УК РФ, о 189 фактах сбыта наркотиков, по которым привлечено к уголовной ответственности 183 обвиняемых.
Людмила СТАЦЕНКО., 89-90, Весть
05/04/2003
|