ЮСТИЦИЯ - ЗНАЧИТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
6 апреля исполняется 40 лет со дня образования органов предварительного следствия в системе МВД. В канун юбилея мы попросили ответить на ряд вопросов заместителя начальника ГУВД Москвы, начальника Главного следственного управления при ГУВД генерал-майора юстиции Ивана Алексеевича ГЛУХОВА.
- Иван Алексеевич, что сегодня значит быть следователем?
- Эта профессия всегда считалась особо престижной, однако быть следователем совсем непросто. Путь к высокой профессиональной зрелости сложен и тернист. Каждый раз, получая для расследования новое уголовное дело, следователь может столкнуться с такой областью жизни, которую до сих пор не знал. Приходится изучать литературу по различным отраслям, сотни документов, вникать в технологию производства.
- Следователь - от слова "исследовать". Есть в этом что-то общее с научным поиском?
- Можно сказать и так, поскольку главная цель - установление истины, и тут система постижения действительно схожа с научным поиском. Нужно глубоко вникать в суть предмета, иногда так же глубоко, как вникают специалисты в определенных областях знания. К тому же следователь обязан хорошо знать психологию. Без этого он неследователь, а чиновник, оформитель бумаг, подшивающий материалы дела.
Закон дает следователю серьезные властные полномочия. Поэтому особенно важны для наших работников такие качества, как объективность, добросовестность, гуманность, чувство ответственности за судьбу человека. И еще - особая осторожность. Не семь, а много раз по семь нужно отмерить, прежде чем решить вопрос о задержании, аресте гражданина, привлечении к уголовной ответственности. Не случайно для следственных работников введено специальное звание - офицер юстиции. Юстиция - с латинского переводится как справедливость, законность.
- Кто сегодня работает в следственном аппарате ГУВД столицы? Насколько остро стоит кадровая проблема?
- Честно говоря, состояние кадров у меня вызывает некоторую озабоченность. Костяк следствия сегодня - молодежь. Образовательный уровень следователей высок: 82 процента имеют высшее юридическое образование. Однако 74 процента следователей работают на следствии до 5 лет, из них почти 26 процентов - до 1 года. И лишь 8 процентов следователей и 32 процента руководителей имеют стаж работы на следствии свыше 10 лет. Естественно, это отражается на качестве работы в нелучшую сторону. Становление настоящего специалиста занимает несколько лет, и только после этого его можно назвать высоким словом "следователь", а не оформителем уголовных дел.
Омоложение кадров в немалой степени связано с тем, что, несмотря на некоторое повышение зарплаты, материальное обеспечение сотрудников следствия, как и сотрудников МВД в целом, еще недостаточно, особенно в столице с высоким прожиточным минимумом. Это главная причина интенсивного оттока кадров. Опытных профессионалов с удовольствием берут коммерческие банки, юридические фирмы, где оплата труда во много раз выше, да еще и при нормированном рабочем дне. Уходят не только в коммерцию, но и в прокуратуру, суд, где оклады тоже выше при меньшей нагрузке.
В прошлом году от нас ушли 337 следователей. Вновь приняты на работу в МВД 144 следователя. Перешли из других служб III человек. Пополнили наши ряды и выпускники учебных заведений МВД России -164 человека.
- То есть престиж службы, материальную заинтересованность необходимо поднимать?
- Конечно. И делается для этого немало. С целью стабилизации кадрового состава начальником ГУВД во все подразделения направлены указания о материальном поощрении следователей. Введен порядок выплаты ежеквартальной премии из премиального фонда, исходя из 0, 6 оклада денежного содержания сотрудника. Руководителям предоставлено право выплаты премий следователям на основании принятой в подразделении схемы материального поощрения с установленными критериями оценки.
Кроме того, мэром Москвы принято решение о повышении до 80 процентов доплаты из городского бюджета к денежному содержанию следственных работников с января этого года.
Но не все меряется деньгами.
Как я уже сказал, сегодня у нас работает много молодежи. Они приходят к нам, обладая юридическими знаниями, но без практического опыта. И следователи со стажем не только помогают им овладеть избранной профессией, но и прививают гордость за нее. С этой целью в ГСУ вновь возрожден некогда незаслуженно забытый институт наставничества.
- Сегодня следователи работают с новым Уголовно-процессуальным кодексом. Многие юристы считают, что некоторые непродуманные новации резко снизили эффективность работы всей правоохранительной системы. Не говоря уж о том, что "приработка" к новому закону требует значительного времени, которого и так нет. Какое ваше мнение по этому вопросу?
- Действительно, переход на новый УПК - процесс сложный и болезненный. В течение 2002-2003 годов особое внимание уделялось глубокому изучению всеми следственными работниками нового закона, практической отработке действий всех правоохранительных органов в новых условиях с целью нейтрализации возможных негативных последствий, связанных с отсутствием практики, а также решению проблемы методического и организационного обеспечения деятельности органов предварительного следствия. И, конечно, решению финансовых и материально-технических вопросов организации работы органов предварительного следствия, выработке единых позиций по применению нового закона с прокуратурой, судейским и адвокатским корпусами.
Принимались реальные меры к конструктивному взаимодействию между правоохранительными органами, проводились рабочие встречи-совещания в прокуратуре города, на которых решались наиболее актуальные, спорные вопросы применения нового законодательства.
Были организованы постоянный сбор информации и оперативное исследование по актуальным проблемам правоприменительной практики в условиях действия нового УПК.
Многие нормы не прописаны достаточно четко, а некоторые из них просто мешают полноценному установлению истины, дают излишние права преступникам в ущерб их жертвам. В прокуратуру Москвы, Следственный комитет при МВД России, в Московскую городскую думу нами направлялись конкретные предложения по внесению в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс. В том числе об отмене процедуры согласования возбуждения уголовного дела с прокурором, в результате чего на ранней стадии порой мы не имеем возможности полноценно закрепить доказательства и должны выпускать преступников. Далее: о расширении полномочий начальника следственного отдела, о закреплении в законе обязанности заведующего юридической консультацией в течение 24 часов выделять адвоката, об увеличении срока задержания подозреваемых, об ограничении времени ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела - сегодня оно вообще не ограничено ничем, в отличие от срока содержания под стражей, при таких условиях теоретически можно избежать даже пожизненного заключения. Также о совершенствовании норм, регламентирующих порядок производства дознания. Но вообще УПК - это тема для отдельного разговора.
- Какие наиболее громкие уголовные дела направлены в суд?
- Сотрудниками следственного аппарата ежегодно расследуются сложные, многоэпизодные преступления, большинство из которых носит межрегиональный характер. Среди наиболее громких и интересных хотелось бы назвать дело по организованной преступной группе некоего Карлова. Преступники совершили 18 мошеннических действий путем провоцирования аварийных ситуаций на автотрассах. Практика по таким делам ранее была вообще не наработана.
Сложным было и дело о хищении президентом и вице-президентом финансово-строительной корпорации Шульманом и Клименковой около 90 миллионов долларов, полученных из Сбербанка России под строительство офисного комплекса. Эти деньги впоследствии обвиняемыми были "отмыты" и легализованы в иностранных банках.
Громкое было дело по обвинению Костюкевича и других лиц, совершивших открытое хищение предметов, имеющих особую культурную и художественную ценность, у коллекционера Кутателадзе на общую сумму около 220 миллионов рублей. Взяли преступники и два десятка картин известных русских художников. Все полотна возвращены потерпевшему.
Не могу не вспомнить еще два уголовных дела: о краже уникального музыкального инструмента - альта, принадлежащего Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации, стоимостью около 2 миллионов рублей, и о картежном мошенничестве, тогда следователям удалось доказать вину преступников в хищении у граждан около 170 тысяч рублей...
Вообще, перечислять уголовные дела можно долго. При раскрытии от наших сотрудников потребовались профессионализм, принципиальность и верность долгу.
- Не секрет, что в отчетах не всегда отражается истинная картина борьбы с преступностью. Какая оценка деятельности реально показывала бы положение дел?
- Для повышения эффективности борьбы с преступностью необходимо, чтобы все службы Органов внутренних дел - оперативные, дознание, следствие, экспертные подразделения - работали на конечный результат, которым является направление уголовных дел в суд. Только тогда будут налажены должное взаимодействие, скоординированность действий по сбору и закреплению доказательств, изобличающих преступников.
До тех пор, пока работа оперативных служб будет оцениваться по количеству выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел, а следствия и дознания - по направленным делам в суд, каждый будет работать сам на себя.
- Иван Алексеевич, какие следственные подразделения вы назвали бы сегодня в числе лучших?
- Это следственные управления при УВД Восточного округа (начальник - полковник юстиции Николай Кукоба), Юго-Западного округа (начальник - полковник юстиции Виктор Стоякин), Северо-Западного округа (начальник - подполковник юстиции Виктор Богачев), следственные части при УВД Юго-Восточного округа (начальник - майор юстиции Сергей Никонов) и при УВД Северного округа (начальник - майор юстиции Андрей Михалев), следственные отделы при ОВД Черемушки (начальник - Этибар Гасанов), Зюзино (начальник - Николай Сергуняев), Ясенево (начальник - Виталий Семин), Теплый Стан (начальник - Антон Дедов), Северное Измайлово (начальник - Владимир Крючков), Чертаново Центральное (начальник - Валерий Брикет), Нагатино-Садовники (начальник - Сергей Зверев).
- Что вы хотели бы пожелать коллективу следователей в юбилей службы?
- Прежде всего я хочу поблагодарить всех работников следственного аппарата столичной милиции за огромное чувство ответственности и добросовестность, с которыми они выполняют свой долг.
Сегодня мы празднуем 40-летие нашей службы. Я от всей души поздравляю ветеранов, следователей, руководителей следственных подразделений, вольнонаемных сотрудников. Желаю своим дорогим коллегам добра, счастья, крепости духа, мужества, здоровья, удачи. И главное - преданности нашему общему делу.
***
После службы в Вооруженных Силах СССР Иван Алексеевич Глухов окончил Волгоградскую следственную школу МВД СССР. Работал следователем, старшим следователем Следственного отдела Кировского РУВД, следователем, старшим следователем 2-го отдела Следственного управления ГУВД, заместителем начальника следственного отдела Гагаринского РУВД, заместителем начальника 7-го отдела СУ ГУВД, начальником следственного отдела УВД ВАО, заместителем начальника УВД ВАО.
С декабря 1999 года - начальник Главного следственного управления при ГУВД Москвы.
Награжден медалью "За боевые заслуги" (в период службы в Вооруженных Силах, 1973-1975 гг.), орденом Почета, именным оружием - пистолетом Макарова.
Фото Андрея ТЕРЕХОВА
Материалы вкладыша подготовила Татьяна СМИРНОВА, 13, стр. 7, 8, Петровка 38
02/04/2003
|