ЖАЛКИЙ ЖРЕБИЙ -БЫТЬ ПОТЕРПЕВШИМ
Судебно-правовая реформа, о которой так много говорится и на которую брошены огромные средства, для рядового россиянина пока что пустой звук. Если кто и ощутил на себе блага нововведений, то пока только нарушители законов, права которых теперь неукоснительно соблюдаются. А законопослушный гражданин боится суда, как огня) и мог бы выразиться словами Александра Грибоедова: "Минуй нас пуще всех печалий...", сказанными, правда, по другому поводу. То, что суд повсеместно не стал и еще долго не станет для наших сограждан инструментом борьбы с преступником и зарвавшимся чиновником, это однозначно. Как бы ни хотелось отцам-реформаторам представить дело в лучшем свете, вряд ли это удастся. Особенно заметно отсутствие успехов в провинции. Хотя со статистическими данными и показателями и здесь все в полном порядке.
Не без скрытого раздражения заметил это и Президент РФ В.В. Путин на координационном совещании в Генеральной прокуратуре России, подчеркнув, что около сорока процентов преступлений просто не регистрируется. Об этих проблемах шел разговор на традиционной пресс-конференции журналистов республиканских СМИ с руководящим составом Прокуратуры РМ.
Диалог с прессой инициаторы встречи провели без единой дидактической ноты. Скорее сотрудники прокуратуры старались заручиться пониманием и поддержкой четвертой власти в непростых условиях, в которых очутилась страна, приняв ряд революционных законов. По выражению первого заместителя прокурора РМ Ивана Кандрина, их разработали теоретики с адвокатами, а Госдума приняла благодаря демократам-радикалам в попытках догнать и перегнать Запад.
Чего мы этим достигли? Прежде всего, законы хороши в идеале, но на практике они опередили само время.В этом абсолютно убежден заместитель прокурора РМ Вячеслав Катков. "Мы просто забыли, в какой стране мы живем". И действительно, к примеру, в США иск домохозяйки к президенту страны воспринимается как само собой разумеющееся. "У нас же, - с грустью констатировал Вячеслав Алексеевич, -граждане милицию и чиновников боятся больше, чем бандитов".
В этих условиях почему-то фигура судьи поднята на небывалую нравственную высоту вопреки гениальной фразе того же Грибоедова: "А судьи кто?" Правильно, судьи наши с вами товарищи, юристы, выросшие на социалистической почве и страдающие теми же недостатками, что и все граждане постсоветской эпохи. Поэтому совершенно непонятно, почему прокурор отодвинут в сторону от правозащитных функций. Для него очерчен лишь узкий круг дел, по которым он имеет право вступить в процесс.
При таком раскладе работникам прокуратуры самое время умыть руки и спокойно переждать лихолетье в рамках своих полномочий.
Однако прокуратура в отличие от других структур пока еще не исчерпала кредит доверия населения. Это подтвердил прокурор республики Сергей Куденеев: получено 10 тысяч писем, 6 тысяч граждан пришли на личный прием в органы прокуратуры. Но главное - 39 процентов жалоб удовлетворены. Это говорит о серьезных нарушениях прав и свобод в нашем обществе. Да и правовая культура у нас на очень низком уровне. Но поскольку иметь личного юриста может позволить себе далеко не каждый, а на адвоката нужны приличные деньги, вот нищий народ и идет по старой памяти в прокуратуру, где его принимают бесплатно. Осилить судебный марафон в состоянии только богатый. Более того, как рассказал журналистам Иван Семенович Кандрин, на практической деятельности следователей новые законы пока что отражаются самым пагубным образом. К примеру, ночью оперативные работники задержали члена преступной группировки с огнестрельным оружием. Санкцию на арест теперь должен дать судья. В федеральном суде был получен отказ на том основании, что задержанный имеет в Саранске постоянное местожительство. Нарушителя пришлось отпустить, так как ни на экспертизу, ни на какие другие действия времени по новому УПК не хватает. Позже выяснилось, что из оружия, изъятого у задержанного, были совершены убийства. Однако члена ОПГ и след простыл. Так, по данным прокуратуры, у нас числятся в бегах 25 убийц...
Более-менее удовлетворительно на этом фоне смотрится общенадзорный блок, который курирует заместитель прокурора РМ Александр Базин. Здесь работа в целом не претерпела пока революционных преобразований.
Что же касается следствия и надзора за судами, которые по образному выражению В.А. Каткова, два крыла у птицы, то и тут законодатель непреминул столкнуть их лбами. Следствие, и ранее не блиставшее результатами по ряду объективных причин, теперь совсем ослаблено: разбазарены профессиональные кадры, а молодежь в новых условиях надо еще вырастить. Поэтому государственный обвинитель в суде обречен на неблаговидную роль по отношению к своим коллегам. Как заверил присутствующих В.А. Катков, даже при абсолютной убежденности в правильности версии следствия, его подчиненные не станут поддерживать и протаскивать "дохленькое" обвинительное заключение.
Да, кстати, гособвинителю теперь по статусу отведена роль наравне с адвокатом - участника процесса. Ни о каком надзоре за судами и речи нет, протест как правовой акт на стадии разбирательства почил в бозе, а гособвинитель лишен права истребовать из суда для проверки дело. На очередную жалобу он может лишь написать ответ под копирку: дескать, в соответствии с новым УПК вы с вашей жалобой идите-ка, дорогой товарищ, в Верховный суд. Там и ищите правду.
У судей же напротив: статус ответственности и корпоративности ставит их теперь выше всех. Оно, может быть, и правильно, и было бы совсем хорошо, если бы наши судьи, как уже было сказано, не варились вместе со всем обществом в одном котле, где нравственные ориентиры потеряны и оплеваны. А уж коли институт ответственности не создан, то тогда судья отвечает только сам перед собой, а не перед людьми и законом. Хотя если быть абсолютно объективным, то главным в этой цепочке должно быть следствие. И если его загубить на этом этапе, то не нужны будут ни адвокаты, ни судьи. Ведь потерпевший с его проблемами и сейчас никому не нужен. Эту несправедливость и жестокость сразу ощущает на себе каждый, кому судьба определила жалкий жребий - быть потерпевшим.
Справедливости ради надо добавить, что законодатель, видно, и сам догадался, какого монстра в виде УПК произвел на свет. Тому свидетельство - огромное число поправок и дополнений, которые уже принимались трижды.
Видимо, на заботу о простом народе направлены и последние инициативы о либерализации карательной практики. Только опять же неизвестно, чем это обернется для законопослушных граждан, которые, скорее всего, будут расплачиваться своими тощими кошельками, нехитрыми пожитками да запасами на зиму, чтобы было чем поживиться мелкому ворью. Так что поживем -увидим.
Вот такой нелегкий разговор состоялся в прокуратуре республики в прошлую пятницу, где ее работники предстали перед журналистами уже в новом качестве и с урезанными полномочиями. Хотя правосознание и притязания у населения остались на прежнем уровне, когда на незавезенную вовремя капусту в магазин народ реагирует однозначно: "Куда смотрит прокурор?"
Пресс-конференция завершилась просьбой к журналистам: при подаче информации большой общественной значимости взвешенно подходить к этим вопросам.
Людмила ПРЕСНЯКОВА, 42, стр. 3, Известия Мордовии
21/03/2003
|