В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ СТАНЕТ ПОСВОБОДНЕЕ
Новый порядок задержания и заключения под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, предусмотренный Конституцией РФ 1993 года, получил отражение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и начал действовать с 1 июля 2002 г. Конечно, нововведения, которые содержит новый УПК, в значительной степени приблизили наш уголовный процесс к международным правовым стандарИ еще - это те нормы права, которые не могут не интересовать каждого гражданина, - в силу жизненных коллизий,стечения обстоятельств любой может оказаться в роли подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Недаром народная мудрость гласит: от сумы да от тюрьмы не зарекайся...
По новому законодательству задержание, как вид ограничения свободы, применяется на непродолжительный срок к подозреваемому, которому еще не предъявлено обвинение, и составляет 48 часов. Основание задержания, порядок задержания и другие вопросы, связанные с этой процедурой, регулируются статьями 91-96 УПК. По истечении 48 часов задержанный автоматически освобождается, если не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания до окончательного принятия решения об избрании меры пресечения еще на 72 часа по ходатайству как стороны обвинения, так и со стороны защиты для того, чтобы собрать необходимые доказательства для освобождения подозреваемого или обвиняемого, или для избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу.
По старому УПК санкцию на арест давал прокурор, и он это делал довольно формально, знакомясь только с материалами дела, а зачастую только с постановлением следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об аресте.
Заключение под стражу по прежнему УПК было делом обычным, повседневным и применялось зачастую по делам о преступлениях небольшой тяжести даже тогда, когда личность подозреваемого была установлена, он имел место жительства, работу и признавал свою вину... Короче, прежний уголовно-процессуальный порядок носил ярко выраженный карательный характер.
Заключение под стражу, согласно ст. 108 нового УПК, в качестве меры пресечения осуществляется только по судебному решению. Таким образом, конституционная норма о судебном порядке заключения под стражу получила свое реальное отражение в новом УПК. Согласно этой статье, определен следующий порядок избрания этой исключительной меры пресечения. Прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора при принятии им решения применить в качестве меры пресечения заключение под стражу возбуждает перед судом своим постановлением ходатайство, в котором мотивирует такую необходимость. Ходатайство должно быть представлено судье районного суда не позднее 8 часов до истечения срока задержания, т. е. не позднее 40 часов с момента задержания. Срок задержания, т. е. 48 часов, начинается с момента фактического задержания, а не с момента составления протокола, как по прежнему УПК 1960 г. С момента фактического задержания задержанный имеет право пригласить адвоката и общаться с ним.
Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, но он может и отказаться от дачи показаний. Это его конституционное и процессуальное право. В течение трех часов после доставления задержанного в орган предварительного расследования должен быть составлен протокол задержания, в котором ему разъясняются его права, содержатся сведения о его личности и о личном обыске. Необходимо сказать, и это очень важно, что форма процессуальных документов строго определена и дана в приложении к УПК. И никто - ни дознаватель, ни следователь или прокурор - не вправе вносить в эту форму никаких изменений. Поэтому форма процессуальных документов является гарантией соблюдения предписаний закона.
В течение 24 часов с момента задержания гражданину должна быть предоставлена возможность конфиденциального свидания с защитником. Если эта норма права не соблюдена, то протокол допроса теряет юридическую силу. Но подозреваемый гражданин может и отказаться от помощи защитника. О факте задержания подозреваемого в течение 12 часов должны быть уведомлены прокурор и родственники задержанного. Прокурор может не согласиться с задержанием и освободить задержанного своей властью. Возбуждение ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу возбуждает либо сам прокурор, либо, с его согласия, следователь или дознаватель. Роль прокурора по новому УПК значительно изменена. Он не только не дает теперь санкцию на применение в качестве меры пресечения заключение под стражу, но и обязан следить за обоснованностью задержания, за целесообразностью заключения под стражу. Таким образом прокурор как бы приобретает своеобразную правозащитную функцию вместо прежней своей роли - абсолютно обвинительной и карательной в отношении подозреваемого или обвиняемого.
Вопрос об избрании исключительной меры пресечения решается федеральным судьей районного суда единолично в судебном заседании с участием подозреваемого, обвиняемого, прокурора, следователя, дознавателя и защитника. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. При этом абсолютно обязательной является явка самого гражданина, в отношении которого ведется уголовное преследование. Рассмотрев ходатайство, заслушав всех участников заседания, судья выносит одно из следующих постановлений: об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, об отказе в удовлетворении ходатайства либо об отложении принятия окончательного решения по ходатайству сторон на срок не более чем 72 часа для предоставления ими дополнительных доказательств с указанием даты и времени продления срока задержания.
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в кассационном порядке не позднее чем через 3-е суток со дня его вынесения. Решение по жалобе или представлению прокурора суд кассационной инстанции принимает не позднее чем через 3-е суток со дня поступления. В случае избрания исключительной меры пресечения органами предварительного расследования уведомляются родственники подозреваемого или обвиняемого о месте его содержания или об изменении места его содержания под стражей.
...Введение новым УПК РФ такого сложного порядка задержания и заключения под стражу предпринято для того, чтобы уменьшить произвол и беззаконие в органах предварительного расследования, усилить ответственность работников прокуратуры и органов предварительного расследования перед гражданами за применяемые к ним меры уголовного принуждения. Нет сомнения, что новая процессуальная процедура уменьшит количество необоснованных заключений под стражу, а значит, и численность содержащихся, в следственных изоляторах. По данным Министерства юстиции за последние 10 лет через следственные изоляторы прошло 10 миллионов человек, что в два раза превышало их расчетную вместимость. 24 января 2003 года на праздновании юбилея Верховного суда РФ Президент РФ В. В. Путин заявил, что с начала действия нового порядка заключения под стражу (т. е. с 1 июля 2002 г.число содержащихся в следственных изоляторах уменьшилось на 20 процентов. Новые процессуальные процедуры будут способствовать повышению авторитета наших правоохранительных органов,оздоровлению общества и становлению правового государства.
Сталина СУЛТАНОВА. Ведущий специалист по правовому просвещению "Союза юристов Новосибирской области", 48, Советская Сибирь
12/03/2003
|