СУДИМСЯ ПО-НОВОМУ?
Новый Гражданский процессуальный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2003 г., имеет множество новых, "прогрессивных" по сравнению со "старым" ГПК, положений. Однако, как гласит народная поговорка, "писали на бумаге, да забыли про овраги". Познакомиться с оценкой некоторых новых положений ГПК РФ с точки зрения их реального и возможного действия мы сегодня предлагаем читателям "Биржи".
Важным новшеством вступившего в силу ГПК РФ является наконец-то изменившаяся система судебных извещений и вызовов. Повестки больше не будут рассылаться как простые письма, что открывало для недобросовестных ответчиков возможности месяцами не являться на слушание дел и тем самым искусственно затягивать судебные процессы. Теперь же, в соответствии с п. 1 ст. 113 ГПК РФ, все лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы (п. 4 ст. 113 ГПК РФ).
Соответственно судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах (п. 5 ст. 113 ГПК РФ). Повестки (извещения) могут вручаться адресату лично лицом, которому судья поручает их доставить (п. 1 ст. 115 ГПК РФ).
Согласно ранее действующему гражданскому процессуальному законодательству если адресат отказывался принять повестку, об этом должен был составляться акт, подписанный либо представителем соответствующего ЖЭУ, либо участковым милиционером. Теперь же тот, кто пытался вручить повестку, самостоятельно делает отметку на судебной повестке об отказе лица принять повестку, и адресат считается извещенным (ст. 117 ГПК).
Таким образом, должно значительно сократиться количество "долгоиграющих" дел, которые не являются сложными по существу, а откладываются лишь из-за постоянной неявки какой-либо из сторон. Скорее всего, увеличится количество так называемых "заочных судебных решений", вынесенных в отсутствие кого-либо из участников судебного процесса. Видимо, в целях воспрепятствования намеренному затягиванию судебных процессов была принята также норма о "взыскании компенсации за потерю времени" (ст. 99 ГПК РФ). Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств. Однако не совсем понятен механизм действия этой статьи: нужно ли пострадавшей стороне заявлять дополнительное исковое требование о возмещении компенсации и соответственно доказывать его обоснованность (что хлопотно, а часто просто невозможно), либо судом может быть взыскана такая компенсация независимо от того, заявлено ли стороной требование об этом? На мой взгляд, подобные добрые намерения с трудом поддаются воплощению в реальной судебной практике.
Значительно затрудняется теперь подача исковых заявлений для лиц, которые не могут предоставить "письменные доказательства в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии" (п. 2 ст. 71, ст. 132 ГПК РФ). Согласно п. 1 ст. 136 ГПК РФ такое исковое заявление может быть оставлено судом без движения, вплоть до "исправления недостатков в разумный срок". Фактически это означает невозможность обращения в суд за защитой своих прав граждан и предпринимателей, которые по уважительной причине не могут предоставить суду оригиналы (или нотариально заверенные копии) необходимых документов. Так, в одном из районных судов уже не было принято исковое заявление о разделе совместной собственности супругов, так как истица не могла приложить к исковому заявлению свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом, поскольку этот документ находится у супруга и последний отказывается его выдать.
По ранее действовавшему ГПК истцу при подаче иска достаточно было предоставить суду ксерокопии документов, а подлинники предъявлялись суду позднее, по мере необходимости просматривались и тут же возвращались предъявителю. Теперь же они находятся в материалах дела, что, скорее всего, лишит истца возможности воспользоваться ими вплоть до окончания судебного процесса. Кроме того, истребовать необходимые доказательства, которые истец не может получить самостоятельно, судья может по ходатайству истца лишь после того, как исковое заявление принято (п. 2 ст. 57, п. 9 ст. 150 ГПК РФ). Исковое заявление без необходимых документов принято быть не может, оно оставляется без движения (п. 1 ст. 136 ГПК РФ). Такие вот "овраги". Много ли их еще обнаружится, покажет время.
Телефон 37-69-62
ГУБАНОВА Елена, адвокат специализи-рованной юридической консультации N 9, 10, Биржа
17/03/2003
|