Силовики просят месяц на борьбу с терроризмом
Силовые ведомства России с помощью депутатов Госдумы пытаются протолкнуть в УПК поправку об увеличении срока задержания до 30 суток для подозреваемых в терроризме. И хотя представители силовых ведомств утверждают, что это пока лишь идея, «Газета.Ru» узнала, что она уже оформлена в виде законопроекта и находится в Госдуме.
На координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов (оно прошло на минувшей неделе в Генпрокуратуре РФ) Борис Грызлов предложил силовым ведомствам обратиться в Госдуму с законодательной инициативой об увеличении срока предварительного задержания подозреваемых в причастности к терроризму. Силовики считают недостаточным для таких категорий подозреваемых срока предварительного задержания в 48 часов. Это единая норма для подозреваемых по всем статьям Уголовного кодекса, которая введена новым УПК России. Силовые ведомства утверждают, что за этот срок они не всегда могут получить необходимые санкции и даже установить личность подозреваемого. В связи с этим силовики хотят увеличить срок предварительного задержания для подозреваемых в терроризме до 30 суток.
«Газета.Ru» разобралась в ситуации и выяснила, что силовики уже давно мечтают о таком увеличении срока задержания. Правда, как оказалось, поправка об этом уже несколько месяцев как внесена в Госдуму. Эту информацию подтвердил «Газете.Ru» член комитета по законодательству Госдумы Виктор Похмелкин. По его словам, силовики действуют через группу депутатов от «Единства», «Отечества», «Народного депутата», «Регионы России» и СПС. Среди тех, кто лично подписал эту инициативу, Виктор Похмелкин называет председателя комитета по законодательству Госдумы Павла Крашенинникова, депутатов Геннадия Райкова, Бориса Резника, Вячеслава Володина.
Виктор Похмелкин рассказал «Газете.Ru», что этот законопроект примерно месяц назад уже ставился в повестку дня Госдумы, но затем был снят. По некоторым данным, эта инициатива не находит поддержки у всех членов администрации президента России. Как сообщают информированные источники, с ней не согласен заместитель главы администрации президента России, принимавший участие в разработке нового УПК Дмитрий Козак.
Сам Виктор Похмелкин сказал «Газете.Ru», что он против такого ужесточения. Во-первых, по его словам, оно противоречит Конституции России, согласно которой подозреваемых можно задерживать не более чем на 48 часов. Во-вторых, в период задержания на 48 часов от силовиков не требуется окончательных доказательств виновности задержанного – достаточными основаниями для задержания подозреваемого является то, что его застали на месте совершения преступления, или на его одежде обнаружены следы преступления, или в его квартире найдены предметы совершения преступления.
«Если достаточных оснований нет, то человека задерживать запрещено. Однако силовые органы часто игнорируют это и после необоснованного задержания (чтобы спрятать подобные нарушения УПК) им нужно больше времени для того, чтобы найти хоть какие-то доказательства вины задержанного», – утверждает Виктор Похмелкин.
По словам Похмелкина, нет точной статистики о том, сколько добропорядочных граждан задерживают по подозрению в совершении преступлений: «Однако, по данным некоторых научных исследований, каждый десятый приговор выносится в отношении невиновных. Весьма вероятно, что эти цифры занижены».
«Я считаю, что опасно увеличивать норму содержания под стражей, – говорит Похмелкин. – Сегодня увеличим по терроризму. Завтра по бандитизму. Послезавтра по убийствам. Таким образом, по половине уголовных дел сроки окажутся продлены.
Не нужно латать законодательство под запросы силовиков, которыми они прикрывают свой непрофессионализм. Нужно успевать укладываться в 48 часов по всем категориям преступлений». С такой точкой зрения согласен и известный адвокат Генрих Падва. Он сказал «Газете.Ru», что наша действительность такова, что под видом террористов часто задерживают невиновных людей. «Действовал у нас, к примеру, указ «О борьбе с бандитизмом» и иными проявлениями оргпреступности, – говорит Генрих Падва, – и на его основании задерживали всех подряд». К тому же, по словам адвоката, закон един для всех и будет неверно для какой-то категории уголовных преступлений его изменять. «Личность серийных убийц или взяточников, – говорит Генрих Падва, – установить порой не легче, чем личность террориста. Так что я противник изменения законодательства лишь для одной категории преступлений».
Получить комментарии сторонников ужесточения «Газете.Ru» не удалось. Пресс-секретарь председателя комитета по законодательству Госдумы Павла Крашенинникова Александр Урманов сказал «Газете.Ru», что эту поправку, скорее всего, подготовила группа мониторинга: «Сначала она разрабатывала УПК, а теперь наблюдает за его работой и готовит большой пакет поправок в основном технического характера. Их подписал Крашенинников, но на самом деле он не очень в курсе этих поправок». В пресс-службе правового отдела МВД России «Газете.Ru» сказали, что тоже не в курсе дела. А сотрудники ФСБ России сказали «Газете.Ru», что не являются инициаторами увеличения срока задержания для подозреваемых в терроризме.
«Сторонники увеличения срока задержания подозреваемых, – объясняет Виктор Похмелкин, – навряд ли сейчас будут открыто комментировать эту инициативу. Все ждут решающего слова президента. Пока он решения не принял. Надеюсь, что у него хватит здравого смысла не нарушать конституционные принципы. Если президент поддержит эту инициативу, законопроект сразу всплывет, если не поддержит – будет снят с рассмотрения Госдумы. В случае его принятия правозащитники инициируют запрос о законности этой поправки в Конституционный суд России».
17 МАРТА 15:44
Газета.Ru
17/03/2003
|