У БРАКОНЬЕРОВ НАДО ОТБИРАТЬ СУДА
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Иначе незаконный промысел будет процветать
18 и 19 февраля "Комсомолка" рассказала об инциденте в заливе Петра Великого. Маленькое рыбацкое судно "CHTK-01" (порт приписки - Сахалин) готово было протаранить пограничный сторожевой корабль - браконьеры спасали незаконный улов краба. И даже после того, как траулер был отконвоирован пограничниками в порт Владивосток, капитан браконьерского судна продолжал яростно сопротивляться властям. Подробности ЧП сообщил "Комсомолке" начальник Дальневосточной оперативной таможни Сергей МУРАШКО:
Траулер "CHTK-01".
- Капитан "CHTK-01" до последнего не подчинялся ни единому требованию сотрудников таможни и пограничников. И все это время судовладелец с Сахалина и команда на месте пытались "по-хорошему" договориться с нами, отказывались оформлять судно. При досмотре на борту было обнаружено 15 тонн контрабандного краба, по этому факту было возбуждено дело об административном правонарушении, а судно арестовано. Но даже после этого капитан отказывался идти к причалу, ссылаясь то на неисправность двигателя, то на незнание порта. Когда судовладелец понял, что договориться с нами не удастся, начальнику отдела по борьбе с таможенными нарушениями на морском транспорте Валентину Рябову позвонили вечером домой и пригрозили физической расправой. После этого было принято решение о принудительной доставке судна в порт - пришлось вызывать лоцмана и СОБР для охраны. Сейчас траулер стоит возле 42-го причала. Проводится экспертиза, после которой мы сможем определить нанесенный ущерб.
- А дальше что?
- После получения результатов экспертизы материалы дела будут переданы в прокуратуру для получения согласия на возбуждение уголовного дела. Подобное правонарушение предусматривает уголовную ответственность. Но зачастую получается, что мы только возбуждаем административное дело, и тут же появляется адвокат нарушителя, делаются заявления в прокуратуру. Все наши действия сходят на нет. Только в этом году прокуратура 4 раза отказывала нам в возбуждении уголовных дел по самым формальным поводам.
- Поэтому мы и не слышим о громких судебных процессах?
- В соответствии с новым УПК практически невозможно довести дело до обвинительного акта с направлением в суд. Потому что установлен слишком короткий срок - 25 дней. За это время нужно задержать судно, добраться до порта, провести проверку, сделать экспертизу, выпустить краб, арестовать судно, найти причал, возбудить уголовное дело. И это при том, что судно задерживается за сотни миль от берега, а команда всячески препятствует нашим действиям. И только экспертиза длится 1-4 месяца.
- А какое последнее крупное задержание было, когда дело было доведено до суда?
- Обычно браконьеров задерживают в одних и тех же координатах залива Петра Великого на так называемых Гамовских свалах и на траверзе острова Аскольда, где находятся места массового скопления краба. Там же и столпотворение рыбацких судов и массовые задержания. За прошлый год таможенники изъяли незаконно выловленные морепродукты на сумму 473 млн рублей (в 2001 году - 151 млн. руб)
- А среди браконьеров есть для вас каста неприкасаемых?
- Нет. В ноябре 2001 года мы задержали СРТМ "Громобой" компании "Дальфин" более чем с 3 тоннами краба на борту. Владелец судна - депутат Законодательного собрания Приморья, на борту находился представитель "Приморрыбвода". Суд вынес решение о штрафе в 319 тысяч рублей.
Самое печальное то, что ни в одном случае не конфискованы орудия лова - суда. Хотя такая санкция предусмотрена. Поэтому, заплатив штрафы, они продолжают браконьерить дальше.
Фото Дмитрия КУЗНЕЦОВА.
Людмила ЧЕСНОКОВА, 39, Комсомольская Правда
13/03/2003
|