ЧТОБЫ ПОДСЧИТАТЬ ПРИГОВОРЫ ПО ДЕЛАМ О НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ДАЖЕ "РАЗУВАТЬСЯ
Координационное совещание руководителей федеральных правоохранительных органов 12 марта 2003 года
О состоянии законности в Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Полный текст выступления генерального прокурора Российской Федерации.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
"Каждое ведомство знает узкие места"
1. Цель нашего совещания - обсудить состояние законности в стране и меры по ее укреплению. В принципе, есть формальный повод хотя бы кратко сказать о проделанной работе и ее основных результатах.
Однако о достижениях говорить не будем. Не потому, что их нет. Гораздо важнее другое. Важнее разобраться, где и почему механизм обеспечения российской законности дает сбои.
В определенной мере эта задача упрощается тем, что каждое ведомство анализировало годовые итоги. Знает узкие места. Но самоотчеты руководителей будут сегодня не совсем уместны. И уж менее всего хотелось, чтобы совещание стало сшибкой профессиональных амбиций или обид.
"Россия собирает силы после болезни"
Перемены в отечественной правовой системе свидетельствуют только об одном. Россия прочно сменила вектор движения в сторону утверждения силы права. Вместе с тем говорить, что в стране установлен должный правопорядок, еще рано. Сменилось лишь направление движения. Как правильно заметил наш коллега - министр внутренних дел, - Россия только собирает силы после болезни. Нужно очень многое сделать для того, чтобы "диктатура закона" стала реальностью. Основу моего сообщения составляет информационно-аналитический материал, который вытекает из многоплановой деятельности органов прокуратуры. Его письменная версия представлена президенту России и палатам Федерального собрания. Она имеется у членов координационного совещания.
Поэтому вашему вниманию предлагается лишь выжимка из этого материала. Перечень тех угроз политической и социально-экономической стабильности общества, где в первую очередь требуются слаженные действия правоохранительных органов.
"Отбросим кражи"
2. Открывает этот перечень, конечно, преступность. По данным статистики, количество зарегистрированных преступлений в прошлом году сократилось на 14, 9%. Это обстоятельство порождает кое у кого настроение благодушия. Эдакое представление о том, что удалось стабилизировать оперативную обстановку и даже надломить криминального монстра. На самом деле это не так. Зигзаги и коварство уголовной статистики хорошо известны. Она чаще отражает не состояние преступности, а практику борьбы с ней. Отбросим кражи. Как известно, за часть их уголовная ответственность была отменена.
Добавим преступления, которые отличаются наибольшей латентностью. Теряя веру в "органы", население не сообщает о многих преступлениях. В том числе об опасных для жизни и здоровья, об имущественных посягательствах и хулиганстве. Определенное влияние оказал новый УПК. Он поставил заслон необоснованному возбуждению уголовных дел, упрощено расследование. Сказались некоторые другие обстоятельства.
Но в целом значимых предпосылок экономического, социального или культурного свойства для снижения преступности не появилось. Грабить и воровать в России меньше не стали. За внешне благополучными цифрами статистики есть много факторов. Их объективный анализ приводит к неутешительному выводу. Преступность по-прежнему представляет реальную угрозу национальной безопасности.
"Минувший ГОД был отмечен вылазками боевиков и террористов"
Правоохранителям не удается достичь качественных перемен в практике пресечения тяжких и особо тяжких преступлений.Обществу и простым людям не заметны результаты наших усилий в борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, криминализацией экономики. Основанием для серьезных упреков является деятельность по выявлению и расследованию коррупции, преступлений против интересов государственной службы. В числе угроз, появившихся сравнительно недавно, - экстремизм и его наиболее опасная форма - терроризм. Минувший год, как вы помните, был отмечен острыми конфликтами, вылазками боевиков и террористов. Но мы пока не выработали комплексный ответ на терроризм ни как на многогранную преступную деятельность, ни как на социально-политическое явление. Болевой точкой, "точкой концентрации" самых серьезных угроз безопасности государства остается Чеченская республика. Невелика отдача от работы таможенных учреждений. Основательно добавляют напряжения нарушения в социальной сфере, посягательства на элементарные права и свободы граждан. Приведу только одну цифру. Прокурорами в прошлом году их выявлено почти 285 тыс. Они, как и прежде, составляют наиболее многочисленную категорию правонарушений. Если не угрозой, то серьезной проблемой является законность в деятельности самих правоохранителей. Участились факты прямого участия наших сотрудников в преступлениях, грубости, пренебрежительного отношения к людям.
"Из криминальной карты России "стерли" целых три региона"
3. Где мы все проигрываем? Отступление, уважаемые коллеги, начинается на начальном этапе уголовного преследования. Речь идет о нарушениях законности при рассмотрении заявлений о преступлениях.
Несмотря на искреннее желание и меры министра навести здесь порядок, мало что меняется. В прошлом году выявлено и поставлено на учет более 116 тыс. укрытых преступлений. Это столько, сколько было зарегистрировано в Приморском, Ставропольском краях и Вологодской области вместе взятых. Получается, что из криминальной карты России "стерли" целых три региона.
Способы укрытия, что называется, на любой вкус. От прямого отказа в приеме заявлений и уговоров потерпевших до фальсификации материалов и статистических карточек.
Такая практика реагирования на беду конкретного человека окончательно подрывает веру людей в способность власти. Веру в ее силу и авторитет.
"Чтобы знали: укрыл преступление - ответишь в уголовном порядке"
В триаде традиционных вопросов: почему? кто виноват? - главный сейчас - что делать?
В органах внутренних дел есть внутриведомственный контроль. Но он больше для видимости. Например, УВД Омской области за год провело 126 проверок. Обнаружили 44 укрытых преступления. "Завидная" эффективность, если учесть, что прокурорами за это время их выявлено 2318. Поэтому первое, что требуется, - поставить как следует контроль. Далее, поднять планку реальной ответственности: от участкового инспектора до начальника УВД. Чтобы знали: укрыл преступление - ответишь в уголовном порядке. Конечно, это не панацея. Сегодня это вынужденное средство утверждения законности. Прокурорскому корпусу задача поставлена именно таким образом. Те 116 тыс. преступлений - отнюдь не все, что действительно укрыто. Кое-где прокуроры, осуществляя надзор, нередко "амнистируют" укрывателей. Не случайно за год привлечено к уголовной ответственности только 302 нарушителя учетно-регистрационной дисциплины.
И, безусловно, нужны другие критерии для оценки деятельности органов внутренних дел. Мы не в первый раз говорим об этом министерству. Критерии должны стимулировать заинтересованность в регистрации каждого правонарушения. А сейчас они висят как дамоклов меч. Вынуждают сотрудников идти на разные уловки, лишь бы достичь заветного показателя снижения преступности.
"Преступники располагают чрезвычайно большими средствами"
4. Второй рубеж, на котором правоохранительная система сдает позиции, - это раскрываемость преступлений. До 2000 года наблюдался хотя и небольшой, но последовательный рост показателей раскрываемости. В 2001-м она по всем видам преступлений снизилась до 70, а в 2002 году - до 62, 5%. Сотни тысяч преступников ушли от правосудия. А это фактор не только для воспроизводства преступности, но и формирования в обществе атмосферы, которая позволяет криминалу брать верх над правом.
В прошлом году приостановлено производством более 1 млн. уголовных дел. Причем в девяти из десяти случаев дела приостанавливались в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Остались нераскрытыми 7158 умышленных убийств, не разыскано почти 39 тыс. пропавших граждан. Конечно, преступность сегодня иная, чем 10 - 15 лет назад. Преступники располагают чрезвычайно большими средствами. Техника их может только сниться правоохранительным органам. Они в состоянии держать собственную службу безопасности, разведчиков, подкупать чиновников, сотрудников правоохраны и суда. На другом полюсе - наш оперативно-следственный аппарат с его слабой подготовкой, низким уровнем технической оснащенности и экспертной базы, материальными проблемами и т.п.
Вместе с тем очень многое упирается в отсутствие элементарной организации и требовательности.
Какую бы категорию нераскрытых преступлений вы ни взяли, практически везде можно говорить о типичных недостатках. Это низкая эффективность оперативно-разыскных мероприятий, зашоренность в выдвижении версий, неквалифицированное выполнение следственных действий и т.д. и т.п.
"Обнаружили местонахождение 38 человек, установили личности 18 трупов"
Те же нераскрытые убийства. Трудности здесь очевидны для всех. Однако посмотрели в Татарстане, Липецкой, Калининградской и Пермской областях состояние работы по серийным преступлениям. С разными вариациями, но почти везде картина оказалась одинаковой. При наличии явных признаков серийности дела соединялись спустя длительное время. Расследование шло ни шатко ни валко. Толковых планов расследования не было. Бесконечно менялись люди, терялись вещественные доказательства. По форме что-то делалось, а к результату не приближало. Характерную картину установили в Нижегородской области. Характерную не в смысле особенности ситуации, а как раз в смысле распространенности ее в других регионах. Вместо конкретной работы по раскрытию убийств работники милиции прятали эти преступления в материалах о без вести пропавших. А как с такими материалами поступают, известно: постановление об отказе в возбуждении дела и - в наряд. Из наряда вынули и возбудили 118 уголовных дел об убийствах. К концу года по двум десяткам дел были установлены преступники. Попутно обнаружили местонахождение
38 человек, установили личности 18 трупов, долгое время числившихся неопознанными. Словом, когда стали предметно заниматься, все встало на место.
Говоря о субъектах федерации, должен сказать и о центральных аппаратах. В Генеральной прокуратуре, МВД, Федеральной службе налоговой полиции контроль за надзором работы по раскрытию и расследованию преступлений во многом формален. Различных указаний, запросов и других бумаг - море. Но они порой лишь прикрывают отсутствие предметной работы по делу.
"Пользы от такого контроля - нуль!"
Пора самым серьезным образом пересмотреть организацию работы. Восстановить, когда это требуется, практику отчетов руководителей правоохранительных органов субъектов федерации.
Я что-то не припомню, когда федеральные ведомства вместе разбирались в том или ином регионе с положением дел по расследованию и раскрытию преступлений. Не припоминаю и отчета прокурора области или начальника УВД о состоянии этой работы.
Нет и четкого ответа на вопрос: что мы сделали для того, чтобы наш контроль был неформальным, а помощь в работе - конкретной?
Практически все правоохранительные ведомства имеют структурные подразделения в федеральных округах. Полагаю, что настала пора поставить их в ответственное положение. Отдача должна быть более весомой.
"Худо или бедно в суд ушли 908 тысяч дел"
5. Еще на одном рубеже защиты законности - следственный аппарат. Отдаю должное проведенной работе. Худо или бедно в суд ушли 908 тыс. дел на более чем миллион обвиняемых. Тем не менее он, особенно в органах внутренних дел, пока слабое звено.
Что бросается в глаза?
Во-первых, малый выход дел. В суд направлена только четверть от всех находившихся в производстве.
Во-вторых, в числе расследованных немного ожидаемых в обществе по-настоящему серьезных дел. Скажем, дел экономической направленности. Как правило, расследуются дела, на которых легче всего формировать статистику.
А что касается дел действительно экономической направленности, 94, 8% - это дела об обмане потребителей. Чтобы подсчитать приговоры по делам о наиболее опасных для экономики преступлениях - легализация средств, добытых преступным путем, невозвращение валюты из-за границы, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита и т.п., - даже "разуваться" не надо.Вероятно, не совсем правильно делить дела на серьезные, важные или менее важные. С точки зрения конкретного пострадавшего его дело самое важное. Но ведь любому профессионалу ясно, что не обман потребителей, а совсем другие преступления порождают коррупцию. Подпитывают и стимулируют, воспроизводят ее в организованных формах.
Забегая вперед, скажу - достижения в борьбе с коррумпированностью чиновных особ сильно преувеличены. Борьба, по сути, идет с мелкими мздоимцами: врачами, педагогами, сотрудниками хозяйствующих структур, инспекторами ГИБДД и подобных организаций.
Этим в значительной мере объясняется то, что суды к двум третям взяточников применяют меры, не связанные с лишением свободы, а остальным назначают наказание ниже низшего предела. Поэтому, если кто и хотел бы упрекнуть суд в излишнем либерализме, при таком раскладе подсудимых вряд ли решится это сделать. (От судов хотелось бы видеть строгие приговоры по другим делам.)
"К временам "заказных" дел"
Теперь о том, что в-третьих.
А в-третьих, следственный аппарат весьма часто работает вообще "на корзину". В прошлом году следователи и дознаватели органов внутренних дел прекратили 353, 8 тыс. уголовных дел. И практически каждое второе - за отсутствием состава либо события преступления, При таком КПД мышиной возней выглядят попытки отменить новый порядок возбуждения уголовного дела. Согласие прокурора заменить на его уведомление о возбуждении дела. Следственный комитет при МВД даже подсчитал, сколько по затратам времени согласие прокурора обходится для бюджета. Но считать надо другое - государственные средства, выброшенные на ветер при расследовании дел, где нет ни состава, ни события преступления. Мало никому не покажется.
Не хотелось бы думать, что за настойчивыми предложениями изменить ст. 146 нового УПК стоит желание вернуться к прежним временам. К временам, когда возбуждение уголовного дела порой использовалось как средство разрешения коммерческого конфликта, устранения нежелательных конкурентов и т.п. Словом, к временам "заказных" дел.
На своей коллегии мы самые серьезные требования предъявили к прокурорскому надзору. Смотрите, сказано прокурорам, на что даете согласие. Обоснованность возбуждения уголовного дела - основа всего уголовного преследования. И за это спрос будет по самой высокой мерке. К счастью, есть примеры и положительного свойства. Возьмите Архангельскую область. За второе полугодие, когда уже действовал новый УПК, возбуждено почти 9 тыс. уголовных дел. Прекращено - 1, 3 тыс. И всего 62 дела за отсутствием состава и события преступления. В Костромской области таких дел 32. Словом, опять, кто умеет - делает. Кто не хочет - ищет причины.
"Из дел, как заячьи уши, торчат элементарные нарушения"
В-четвертых, новый УПК. Трудности в его применении, конечно, есть. Но они преимущественно организационного характера. Очень скоро жизнь возьмет свое. Я говорил уже на коллегии в МВД: во времена "хрущевской оттепели" адвокатам разрешили участвовать по делу не только в суде, но и на следствии. Сейчас нам это кажется абсолютно естественным. А тогда даже высокие чины бились в истерике и утверждали, что при таком УПК нельзя работать.
Нечто подобное раздается и сейчас. УПК принят не для нашего с вами удобства. А для реальной защиты прав и свобод граждан. Именно процессуальная форма призвана ограждать человека от произвола властей, обеспечивать его интересы системой гарантий.
В ряде регионов мы посмотрели, как применяются новые процессуальные нормы. Оказалось, что нормы новые, а кое-где привычки остались старые. Из дел, как заячьи уши, торчат элементарные нарушения. Отсюда не приходится удивляться тому, что государственные обвинители вынуждены отказываться от обвинения. А суды - выносить оправдательные приговоры. Число их в прошлом году выросло втрое и достигло 9 тысяч. А если сюда добавить 60, 5 тыс. дел, производство по которым было незаконно прекращено, и 30, 5 тыс. возвращенных для доследования непосредственно перед судом, получится истинная цена следствия.
"Откровенной маниловщиной выглядит идея единого следственного подразделения"
При такой обстановке логично ожидать действенных мер от Следственного комитета при МВД. Мы его очень серьезно критиковали. И за откровенно мелкие дела. И за дела "заказные". И за волокиту. И за процессуальные нарушения. К сожалению, ничего не меняется. Комитет как не был, так и не стал руководителем и организатором российского следствия.
Полагаю, что каждый понимает - другого аппарата у нас нет и не будет. Он не появится в одночасье готовым расследовать дела любой сложности. С современной техникой, с неподкупными, квалифицированными кадрами. С достойной зарплатой и другими добродетелями. Откровенной маниловщиной выглядит идея единого следственного подразделения. (Соединяя плохое с плохим, хорошего не получишь.) Поэтому надо работать в первую очередь с теми, кто есть. Учить их, подсказывать, требовать с них. Самим научиться превращать недостатки работников в их достоинства.
А что происходит на самом деле? Закон существенно расширил круг полномочий начальников следственных отделов, их возможности влиять на ход и результаты следствия. Но они по-прежнему в считанных случаях реализуют, например, свое право самостоятельно отменять необоснованные постановления следователей о приостановлении дела. А уж чтобы обратиться к прокурору отменить то или иное незаконное решение - вообще речи нет.
Отдельные положительные примеры работы начальников следственных подразделений скорее приятное исключение, нежели правило. И связаны они не с четкой системой в работе, а с проявлением личных качеств и сознания ответственности за обеспечение законности и качества расследования.
"Прокуроры робеют в новых условиях"
Завершить "следственный" раздел хочу кратким замечанием о том, что с началом действия нового УПК количество задержанных по подозрению и заключенных под стражу лиц значительно сократилось. Оно не могло не сократиться. Сказался судебный порядок решения этих вопросов. Следователи и прокуроры стали более взвешенно, дифференцированно подходить к избранию меры пресечения. Повлияло, безусловно, и то, что ухудшилась раскрываемость. Особенно тяжких и опасных преступлений, где требуются задержания и аресты.
За 6 месяцев действия нового УПК перед судом поддержано более 90 тыс. ходатайств о заключении под стражу. Менее чем десятую часть ходатайств суд отклонил.
На сегодня у нас нет данных для того, чтобы упрекнуть суд в потворстве опасным правонарушителям. Но есть основания говорить, что прокуроры пока робеют в новых условиях. Не используют как следует право внесения представлений на отказы в заключении под стражу. Редко просят суды отложить рассмотрение ходатайства до 72 часов, чтобы истребовать дополнительные материалы, подтверждающие обоснованность задержания.
"Особое место пьянства"
6. Факторов, которые негативно влияют на криминогенную обстановку, великое множество. Особое место среди них занимает пьянство.
Каждый пятый выявленный участник преступных действий совершает их в пьяном виде. Убийства по пьяному делу достигают от 60 до 70%. А в некоторых регионах - почти 80%. Не случайно, западные аналитики считают проблему алкоголизации россиян второй по значимости после стремительного старения основных фондов. Аналитики аналитиками, но нельзя не видеть очевидное. От рекламы до круглосуточной торговли водкой делается все для увеличения масштабов потребления алкоголя. В 2002 году на условную душу пришлось 15 литров чистого алкоголя. (Подчеркну: до Первой мировой войны - всего 3, 4 литра. Впереди России были Германия, Голландия, Швеция и немало других "трезвых" стран).
Характерно, что доход бюджета от водочных акцизов не так уж и велик. Зато ущерб от гибели людей, пожаров, аварий и других, связанных с пьянством происшествий, огромен. Он в 4 - 6 раз превышает доход. К алкоголизации населения добавляется наркотизм. На 1 января 2003 года почти полмиллиона наркоманов поставлены на диспансерный учет (хотя Минздрав считает, что их около 2 миллионов). Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составило 189, 5 тысячи. В Ингушетии, Краснодарском крае, Еврейской автономной области, Приморском крае, Амурской области, Калмыкии эти преступления в общей структуре занимают от 12 до 20%.
"Резерв взрослой преступности"
"Резерв" взрослой преступности - несовершеннолетние правонарушители. При большом количестве органов и организаций, призванных заниматься подростками, в начале третьего тысячелетия в стране оказалось детей-сирот больше, чем в конце Великой отечественной войны. Из них 95% - так называемые социальные сироты (при живых родителях). Что мы можем и что требуется сделать? Тюрьмы и колонии плохо исправляют. Пора серьезно работать на опережение. Не плестись в хвосте событий, импульсивно реагируя на вызовы преступной среды. Для этого нужны местные и региональные программы противодействия преступным проявлениям. Необходимо донести до представительных, исполнительных органов власти и местного самоуправления обоснование таких программ, их основные направления. Подсказать источники финансирования. А они "завязаны" не только на бюджет и небюджетные фонды. Честный бизнес, добросовестные предприниматели не меньше других заинтересованы в прочном правопорядке. Надо только правильно формировать их сознание.
Напомню, что именно на это нацеливают Концепция национальной безопасности Российской Федерации и несколько постановлений российского правительства. Сошлюсь на два из них.
Первое - от 5 апреля 1997 года "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации". В нем органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления предлагается разработать и через законодательные органы принять нормативные правовые акты, где определить механизм экономического стимулирования организаций разных форм собственности и граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Второе постановление - от 22 сентября 1993 года "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации". Местным администрациям предложено привлекать граждан на добровольной основе, но с оплатой, к патрулированию улиц и общественных мест, восстановить деятельность дружин, опорных пунктов, советов профилактики и т.п.Однако реализация этих постановлений есть в немногих регионах: Архангельской, Саратовской областях, Чувашии, Башкортостане и других.
В Башкортостане, например, принят республиканский закон об общественных органах. Действуют 4, 5 тысячи формирований правоохранительной направленности. За прошлый год с участием общественности раскрыто 970 преступлений, выявлено 14, 7 тысячи административных правонарушений, задержаны 13, 4 тысячи нарушителей.
И еще один аспект профилактики - воспитание правовой культуры, правовое просвещение.
Профилактический потенциал правового воспитания обращен главным образом в будущее. Но это не менее важно, чем решение сиюминутных задач. Переход к рыночным отношениям своими неожиданными и глобальными проблемами заслонил воспитательную и идеологическую работу. Система правового всеобуча была разрушена, как разрушено и многое другое в прошлом опыте противодействия преступности.
Но если тот или иной общественный опыт ценен, возврат к нему неизбежен. Другое дело, что Минюст (а это его прерогатива) должен заниматься пропагандой права на регулярной основе и самыми разнообразными средствами и методами. Учитывая, безусловно, перемены в российском обществе.
"СПЛОШЬ И рядом занижалась стоимость объектов"
7. Несколько слов о законности в экономике. Основные сферы: приватизация, управление госсобственностью, производство и оборот алкогольной продукции, рынок ценных бумаг, финансы и кредит остаются самой криминогенной зоной. Для нынешней приватизации характерно сокращение численности подлежащих разгосударствлению объектов. Это вызывает повышенный интерес новых собственников. Нередко для своих целей они прибегают к противоправным действиям. В прошлом году только прокурорами установлено 4, 2 тысячи нарушений закона. Сплошь и рядом занижалась стоимость объектов, не соблюдались правила проведения конкурсов и аукционов, допускалось оформление документов на подставных лиц, подолгу не вносились платежи за приватизированные объекты. В этой сфере зарегистрировано 3, 5 тысячи преступлений. Но как мы порой действуем? Случается, что правоохранители принимают сторону хозяйствующего субъекта и силой имеющихся полномочий помогают заполучить желаемый для него результат. А когда надо защитить действительно государственные интересы, проверки и расследование дел затягиваются надолго. В результате недобросовестные владельцы извлекают из имущества максимум выгоды.
Прокурорам четко и недвусмысленно сказано: не сметь вовлекаться в корпоративные конфликты. Есть суд, есть порядок разрешения таких конфликтов. Главным критерием нашего участия в арбитражном процессе теперь являются не притязания или амбиции предприятий и фирм, а интересы государства при совершении сделок госструктурами и юридическими лицами с государственной долей собственности. Это, думаю, должно быть общей принципиальной позицией всех правоохранительных органов.
"Пас, обработка мяча, обратная передача"
8. Нам важно сосредоточиться на другом. На пресечении налоговых преступлений, нарушений таможенного законодательства, на целевом использовании бюджетных средств.
К сожалению, весь прошлый год налоговое ведомство с трудом сводило концы с концами. А поэтому неудивителен итог. В бюджет поступило на 55 миллиардов рублей меньше, чем планировалось. Министерство, естественно, объясняет недоборы объективными причинами. Среди них называется: снижение доходов экспортеров, увеличение издержек производства, сокращение налоговой базы и т.п. Но нельзя не видеть, что фискальные структуры плохо используют право направления материалов в Федеральную службу финансового оздоровления для возбуждения процедуры банкротства. Хотя который раз МНС заявляет о решимости нещадно банкротить должников. На деле же за год по представлению налоговых органов процедуре банкротства подвергнуты лишь 73 тысячи недобросовестных организаций. А общее число должников превышает 872 тысячи. Не удается пополнять бюджет и за счет имущества должников. В прошлом году МНС приняло решений о взыскании имущества таких лиц на 166 миллиардов рублей. Однако в бюджет поступило всего 800 миллионов.
Немало претензий имеется к Федеральной службе налоговой полиции. В частности, по качеству следствия.
Удивляло взаимодействие полиции и налоговой службы. Оно порой напоминало игру в футбол: пас, обработка мяча, обратная передача. Поэтому ни дел толковых, ни настоящего предупреждения нарушений налогового законодательства. Понадобилось поручение президента России, чтобы разобраться с тем же "калмыцким" офшором.
Будем надеяться, что передача функций по пресечению налоговых преступлений в МВД существенно изменит ситуацию.
"618 единиц закончили всего 81 дело"
Неотделима от налоговой сферы деятельность таможенных учреждений. Позитивные перемены в их работе есть. Но их пока мало. По оценкам специалистов до 80% ввозимых в страну товаров декларируется с искажением реальной цены. Как результат - многомиллионные потери казны. В то же время количество преступлений, выявляемых таможней, из года в год остается незначительным. Мало кто знает, что штатная численность таможенных дознавателей сегодня - 618 единиц. Это немало. Но за год с составлением обвинительного акта ГТК закончил всего 81 дело. На 11 дознавателей пришлось по одному делу.
Есть факты укрытия преступлений от учета, заведения административных производств, когда налицо явная контрабанда либо уклонение от уплаты платежей в особо крупных размерах.
Руководством комитета ведется значительная работа по чистке собственных рядов. В отношении 229 сотрудников за коррупционные проявления в течение года возбуждено 196 дел. Целый ряд руководителей таможенных органов был осужден за взятки. Однако недавний случай на Брянской таможне, когда стоимость груза с домашними кинотеатрами постовыми офицерами была занижена на 3, 5 миллионов рублей, лишний раз подтверждает необходимость наращивания усилий.
Недополученные девять миллиардов
Нынче только ленивый не говорит о коррупции. Приводят различные данные, ссылаются на международных экспертов. Согласно им российские чиновники за год получили в виде взяток 16 млрд. долларов. Эксперты также подсчитали нанесенный экономике косвенный ущерб. Это недополученные 20 млрд. инвестиций.
Я говорил о работе правоохранительных органов в этой сфере. В ряде регионов эта работа только имитируется. Поэтому есть смысл в этом году с выездом в один-два региона разобраться, что происходит. Где растворяется оперативная информация? Кто и что мешает превратить данные в материалы уголовного дела? Чей контроль самый слабый? Чьей воли недостает для того, чтобы деятельность чиновников была прозрачна и соблюдались установленные для них ограничения?
На примере одного региона сделать уроки практической политики.
"В урезе воды самовольно настроенные бани"
9. Разрушительное влияние на среду обитания и общественную безопасность оказывают процессы в сфере экологии. Вследствие загрязненных стоков, частых случаев аварийных сбросов такие могучие реки, как Волга, Дон, Кубань, Енисей, Печора сегодня оцениваются как загрязненные, а их притоки - сильно загрязненные. Ухудшаются качественные характеристики лесного фонда. Растет ущерб от пожаров, незаконных порубок. Сумма исчисляется в миллиардах рублей.
В крупных масштабах идет незаконный промысел морских ресурсов. С контрабандой морепродуктов связана немалая часть нарушений режима госграницы и пограничного режима.
Не говорю уже о вреде природе от топливно-энергетического комплекса. На его долю приходится около половины общих выбросов в атмосферу и до трети - в водные объекты.
Сбережение природы - многоаспектная деятельность государства, его природоохранных структур. Они пока плохо справляются с возложенными задачами. Возьмите, например, Волгу. На всем ее протяжении гниют, ржавеют более полутора тысяч затопленных и полузатопленных судов. Четверть из них не имеют владельца. Никто их утилизацией не занимается. Никто не давит на губернаторов и глав администраций.
В урезе воды самовольно настроенные бани, стоянки судов, хозяйственные постройки разных акционерных обществ и частных предприятий.
Разбираясь с одним из таких предприятий в Камышинском районе Волгоградской области, мы обнаружили, что более 3 га самовольно захвачено в первом поясе санитарной зоны. А на них чего только нет. Списанные железнодорожные вагоны, шпалы, уголь, металлоотходы, бездна домашнего скота и птицы, кучи навоза. И все это потоком несло к водозабору. Естественно, что по иску прокуратуры суд вынес решение об освобождении этого земельного участка. Волжской природоохранной прокуратурой только в прошлом году прекращена эксплуатация или строительство 275 жилых домов, хозяйственных построек и промышленных объектов, загрязняющих реку и ее притоки. В суд направлены иски о сносе еще 329 объектов.
"Бог да счастливый случай уберег людей от заражения"
Огромную опасность таят скотомогильники, разбросанные в самых невероятных местах и, конечно, не оборудованные, как положено.
За безответственное отношение к содержанию такого сооружения к уголовной ответственности был привлечен председатель СПХ "Шохна" в Ивановской области Куликов. Выяснилось, что в могильнике хранились споры сибирской язвы. За сорок лет он настолько одряхлел, что по сути стал открытой площадкой. Только Бог да счастливый случай уберег людей от заражения. Один такой скотомогильник был обнаружен в г. Дзержинске Нижегородской области во дворе жилого дома. Рядом с игровой площадкой детского комбината.
"Но разве они воскресят погибших, восстановят разрушенные дома?"
Чрезвычайно важно извлечь уроки из лесных пожаров, наводнений и катастроф минувшего года. И понудить (другого слова не подберешь) местные администрации, региональные власти и федеральные структуры предметно заниматься предотвращением катастроф. Заниматься сегодня, чтобы завтра не пришлось расследовать уголовные дела. Ведь по многим чрезвычайным ситуациям на поверку вылезли расчет "на авось" и элементарная бесхозяйственность. После паводков и наводнений на Северном Кавказе проверили, что делается с гидротехническими сооружениями. Оказалось, что 15% их неизвестно кому принадлежат. Естественно, что по ним ничего не делалось. У Минприроды большинство сооружений эксплуатируются больше полувека. (Хотя норматив - 30 лет.) Половина - в аварийном состоянии. На многие нет документов о надежности.
К уголовной ответственности привлечен ряд руководителей местных администраций, служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, не принявших необходимых мер к оповещению населения, спасению людей, предотвращению ущерба от стихии.
В частности, расследуется уголовное дело в отношении мэра Новороссийска, оперативного дежурного главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Ставропольского края, главы администрации Барсуковского сельсовета Кочубеевского района, и.о. начальника Карачаево-Черкесского центра гидрометеорологии, а всего около десятка уголовных дел. Но разве они воскресят погибших, восстановят разрушенные дома? (Замечу попутно, что более 70 уголовных дел пришлось возбудить в отношении тех, кто пытался нажиться на стихии и горе граждан.)
Мне могут возразить: природоохранное законодательство - предмет преимущественно прокуратуры и природоохранных организаций.
Не только. Это в равной степени касается, например, Минюста. Возьмите нормативные акты глав регионов и органов местного самоуправления. Реализация ими противоправных норм приводит не только к нерациональному использованию природных ресурсов. Она впрямую причиняет ущерб государству и нарушает права граждан. Совершенно конкретную сферу приложения имеют органы внутренних дел, налоговики, ФСБ и наша пограничная служба.
"Оказалось - не пронесло"
10. Внимательный анализ, своевременный обмен информацией и слаженность действий нужны для предотвращения социальных конфликтов. Я имею в виду наши правозащитные функции.
Владимир Владимирович Путин в одном из интервью отметил: "У нас существует большой разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации". С этим трудно не согласиться. В борьбе за свои права граждане вынуждены прибегать к крайним формам протеста. Все помнят прошлогодние выступления работников ЖКХ Камчатской области, учителей Приморского и врачей Хабаровского края. А добивались они элементарного - зарплаты. Забастовки по этой причине прошли на 88 предприятиях. В них приняли участие, если верить Министерству труда, 4, 5 тыс. человек.
Не знаю, как считал забастовщиков Минтруд. Но согласно данным следственного отчета за невыплату зарплаты, пособий и иных выплат возбуждено почти 90 уголовных дел.
Свежи, полагаю, картины минувшей зимы. Размороженные батареи в квартирах, лопнувшие трубы теплотрасс, остановившиеся котельные.
И причина отнюдь не в жестоком морозе. Причины многих аварий на теплотрассах и остановок котельных закладывались прошлой осенью. Закладывались халатностью и безответственностью конкретных должностных лиц.
Возьмите уголовное дело в отношении должностных лиц администрации Медвежьегорского района в Карелии. Там без тепла остались более 60 домов. Еще в сентябре было ясно, что ни одно предприятие ЖКХ к отопительному сезону не готово. Но думали - пронесет, и ничего не делали. Оказалось, не пронесло.
Только в Карелии по фактам бесхозяйственности возбуждено 11 уголовных дел. А всего по России - 63 дела. Возбудить уголовное дело проще всего. Гораздо важнее - не доводить до уголовного преследования. Им дом не обогреешь. А для этого должны быть вовремя собраны все налоги. Бюджетные статьи исполнены согласно росписи. Завезенное топливо - надлежащего качества. Должно быть обеспечено многое другое, что составляет суть обязанностей, в том числе правоохранителей.
"Скажу прямее - бьют по хвостам"
Отдельная категория россиян - военнослужащие. Понятно, что в армии идут процессы, характерные для всего общества. Но некоторые из них требуют особого внимания. Застарелая болезнь - неуставные отношения и рукоприкладство командиров. Это практически четверть всех преступлений в армии. За ними, как закономерное следствие, - дезертирство, побеги и самовольное оставление части. Они составляют две трети от преступлений против порядка пребывания на военной службе.
Участились случаи оставления солдатами своих частей, сопряженные с хищением и применением вверенного им оружия. За последние два года их зарегистрировано 43. В итоге - убито шестеро военнослужащих, пятеро гражданских лиц и 9 сотрудников милиции. Не могу сказать, что командование, а тем более военные прокуроры, спокойно взирают на это. Нет. Работа, безусловно, ведется. Но очень часто они имеют дело с последствиями. Скажу прямее - бьют по хвостам. В этой связи прокурорам поставлена ясная задача. Не ждать, когда очередной взвод отправится в бега. На системной основе осуществлять надзор за соблюдением уставных условий военной службы.
А уж коли случилась беда, пройтись по цепочке причин и ответственных от ротного до министра. (Мы специально пригласили на координационное совещание Сергея Борисовича Иванова. Состояние дел он знает, меры принимает.)
"Последние проблемы - выборы и конституционная законность"
11. В завершение кратко о двух проблемах. Первая - конституционная законность. Усиление контрольной функции государственной власти вкупе с надзором прокуратуры привели к относительной стабилизации правовой дисциплины. Проблема приведения региональных законов в соответствие с федеральным перестала носить политический характер и перешла в юридическую плоскость.
Но есть ряд "но".
На 1 января не были приведены в соответствие с нормами федерального законодательства конституции и уставы 18 субъектов федерации. Есть факты, когда в новых редакциях содержатся старые незаконные положения. Отдельные региональные элиты, как те Бурбоны, "ничего не забыли и ничему не научились". Во многих регионах не спешат проводить ревизию нормативной базы прошлых лет. (В Челябинской области до 2002 года действовали правила учета граждан, нуждающихся в жилье, и нормы жилой площади, установленные еще в 1984 году.) В предупреждении незаконного нормотворчества регионов должна быть более заметной роль федеральных министерств. Но они порой сами не пример правовой корректности. Незаконными актами отметились МВД, Минобороны, ГТК, не говоря уже о других ведомствах.
Вторая проблема - это выборы. 2003 год - год выборов глав ряда субъектов федерации и нового состава Государственной думы. Для правоохранительных органов избирательная кампания - это еще один экзамен на способность обеспечить режим законности.
Прошедшие в прошлом году выборы руководителей Смоленской и Липецкой областей, президентов Ингушетии, Северной Осетии и Калмыкии показали, что у нас выработался четкий алгоритм действий. И хотя без нарушений не обходится ни одна кампания, их стало меньше (-26%). Вдвое по этой теме сократилось число незаконных правовых актов. Но расслабляться нет причин. В Дагестане, Северной Осетии будут формироваться новые парламенты. Нет нужды напоминать о том, с каким накалом там бушуют предвыборные страсти. В Карачаево-Черкесии выборы главы республики. Нарушения избирательного законодательства в 1999 году, если вы помните, так накалили обстановку, что предпосылки еще одного очага межнационального конфликта были более чем реальны. Не стоит наступать на одни и те же грабли.
Уважаемые коллеги!
Мое сообщение, как я сказал вначале, не исчерпывает всех угроз общественной безопасности. Перечислены, естественно, не все пути и средства их преодоления. Полагаю, что члены координационного совещания основательно дополнят сообщение, предложат свое видение мер укрепления правопорядка.
Не без основания рассчитываю на заинтересованные выступления других участников совещания. Все они будут внимательным образом проанализированы и лягут в основу нашего решения и плана совместных действий на 2003 год.
Спасибо!
***
Факторов, которые негативно влияют на криминогенную обстановку, великое множество. Особое место среди них занимает пьянство.
***
Огромную опасность таят скотомогильники, разбросанные в самых невероятных местах и не оборудованные, как положено. В одном хранились споры сибирской язвы. Только Бог да счастливый случай уберегли людей от заражения.
Фотограф: Михаил Климентьев/Газета
42, стр. 4-5, Газета
13/03/2003
|