Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


В ПЛЕНУ ИДЕАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

Оскиан ГАЛУСТЬЯН, начальник кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор внутренней службы.

Эта тема уже несколько месяцев не сходит со страниц нашей газеты. Оно и понятно: проблемы, обрушившиеся на головы практических сотрудников органов внутренних дел в связи со вступлением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса, не потеряли своей актуальности и поныне. За прошедшие полгода свою точку зрения по поводу закона высказывали ученые, сотрудники разных милицейских служб. К примеру, в N42 за 2002 год наболевшим делились начальник криминальной милиции Медведевского РОВД Олег Владимиров и начальник следственного отдела при Звениговском РОВД Александра Васильева. Оба из Республики Марий Эл. Нарисованная ими картина состояния дел "на земле" в свете нового У ПК, прямо скажем, далека от радужной. И общее резюме можно сформулировать так: закон ориентирован не на защиту обиженных и угнетенных, а скорее, наоборот, он позволяет преступникам уйти от заслуженного наказания. Надо сказать, что подобная точка зрения на сегодняшний день доминирует среди практических сотрудников органов внутренних дел. И не случайно именно сегодня, в первом номере нового года, мы решили вернуться к обсуждению, казалось бы, столь не праздничной темы. Поскольку, на наш взгляд, было бы правильным представить читателю и иную точку зрения, уравновесить тот перекос, который мы волей-неволей допустили на страницах газеты в ушедшем году. Безусловно, мы не собираемся публикуемой ниже статьей Оскиана ГАЛУСТЬЯНА завершать обсуждение проблемы. Более того, искренне надеемся, что она вызовет отклики читателей. Напишите нам о том, как в свете действующего УПК работают сотрудники разных милицейских служб в вашем поселке, городе, районе. Ведь опыт, наработанный в одном регионе, может оказаться бесценным и для другого.

Редакция "Щита и меча"

***

ЗАКОННОСТЬ ИЛИ "ПРОИСКИ" НЕДРУГОВ?

Какими только эпитетами не награждают новый УПК! Он-де и "непрофессиональный", и "антинародный", и даже "бандитский". "Мешает борьбе с преступностью и защите граждан", - такой безапелляционный приговор выносит один из сотрудников милиции вступившему в действие уголовно-процессуальному закону.

Для ясности, сразу обозначу собственное отношение к новому закону: не считаю его идеальным, как, к сожалению, и многие другие, принятые в последнее время. Но оценки коллег (критикуют в основном практические работники МВД) считаю все же поспешными и односторонними. Про коллег сказал не случайно, ибо до достижения указанных в публикации научных и иных званий познавал милицейскую реальность на "земле" в качестве и сыщика, и начальника райотдела, и заместителя начальника управлений, в том числе и в Сибири. Это тоже для ясности.

Начнем с главного: зачем нам нужен новый Уголовно-процессуальный кодекс и вообще перемены в уголовной, уголовно-исполнительной, административной политике - те самые правовые реформы? Несколько суждений на этот счет. Несмотря на все радения о человеке, наш Советский Союз по числу заключенных на 100 тысяч жителей мог когда-то состязаться с самыми жестокими режимами в мире, причем очень многие отбывали лишение свободы за незначительные преступления, порой неумышленные. Жернова "исправительно-трудовой" системы исправно вырабатывали для общества новые сотни тысяч готовых рецидивистов... Мало что пока изменилось и в России. Мы только на пороге перемен. Мы и сейчас, в силу устойчивых стереотипов, предпочитаем, например, одну меру пресечения - заключение под стражу: так легче работать, и одно наказание - лишение свободы... Набитые в камеры как сельди в бочку годами содержатся в следственных изоляторах люди, виновные и невиновные (когда еще суд определит это! ), но все равно и те и другие терпят лишения, теряют здоровье, не говоря уже об унижении человеческого достоинства. Мы до сих пор считаем права человека, а тем более подозреваемого, подсудимого, арестованного, чем-то надуманным, чужеродным, происками недругов. Нарушается закон, зачастую "выбиваются" показания, падает и без того низкий авторитет сыщиков, дознавателей, следователей. Не случайно руководство МВД России считает возвращение доверия людей к милиции одной из самых важных сегодняшних забот. Не пиаровская акция - насущная, увы, необходимость. Ибо не то что эффективно, а совсем невозможно работать, если люди тебе не доверяют, откровенно недолюбливают и вместо помощи стараются обойти стороной.

Вот для чего и нужны новые ориентиры, новые отношения в системе "правоохранительные органы - человек", будь то потерпевший, свидетель или обвиняемый. Защита прав и законных интересов человека - основная концептуальная идея нового УПК. Он значительно демократичнее и цивилизованнее, чем предыдущий кодекс, потому что позволяет в большей степени обеспечить реализацию важнейших принципов правосудия: законности, уважения чести и достоинства личности, ее неприкосновенности, состязательности сторон.

ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА - НЕ ВОПРОС ПРАВА

Новый УПК меняет положение и роль суда в отправлении правосудия, освобождает его от функции обвинения, превращает в орган, который должен максимально обеспечивать права и законные интересы личности, справедливость и гуманизм. Не последнюю роль играет и то обстоятельство, что российские уголовно-процессуальные нормы приводятся в соответствие с международными стандартами: вступая в новые отношения с окружающим миром, естественно не слишком отличаться от него правовыми нормами. Новый кодекс допускает адвоката к допросу свидетеля; наделяет негосударственных участников процесса более широкими правами; реально обеспечивает свободу обжалования решений государственных органов гражданами и так далее.

Обратимся к аргументации критиков отдельных норм УПК. Взять, например, критику судебного порядка получения разрешения на производство следственного действия (ст. 165 УПК) или заключения под стражу в качестве меры пресечения только по судебному решению (ст. 108 УПК). Ставя под сомнение целесообразность этих норм, авторы публикаций в "Щите и мече" ведут разговор главным образом о дефиците времени, о нехватке кадров, об отсутствии служебного транспорта, горючего, чтобы вовремя собрать нужные документы, доставить задержанного в суд для своевременного рассмотрения вопроса. Но ведь это вопросы не права.

Нельзя же допускать, чтобы законность, соблюдение прав человека зависели от бензина и запчастей!

А как было, кстати, с применением ареста до нового УПК? Вопрос об аресте рассматривал прокурор единолично, а чаще - вдвоем со следователем. Ст. 96 старого УПК РСФСР предписывала прокурору тщательно ознакомиться со всеми материалами дела, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого. То есть он сам должен был определиться с этой "необходимостью". Из своей практики, однако, не помню случая, чтобы прокурор, прежде чем дать санкцию на арест, изъявил бы желание допросить кого-либо. Как правило, санкций штамповалось столько, сколько запрашивало следствие. Результат известен.

Конечно, не исключено, что и судья может не вникнуть "в суть" и допустить ошибку. Однако ошибиться ему явно сложнее. В самом деле, согласно п. 4 ст. 108 УПК при рассмотрении судьей вопроса об аресте присутствуют подозреваемый или обвиняемый, прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Постановление судьи может быть опять же обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке.

Как очевидно, процедура принятия решения об аресте судьей стала более гласной, демократичной, гарантии от ошибок неизмеримо возросли. Интересные данные привел на докладе у Президента председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев: если раньше за месяц в стране арестовывалось 30 тысяч человек, то теперь только 15 тысяч. Представляете разницу? И ничего ужасного не произошло, мир не перевернулся. Возможно, соотношение "прежде -теперь" изменится: нам не привыкать к шараханьям, но тенденция наверняка останется. Выходит, правильно поступили законодатели, хотя и добавили всем хлопот...

СИТО ДЛЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Подвергаются критике и такие новеллы, как отнесение к подследственности дознания сложных составов преступлений, ущемление, как считают, процессуальной самостоятельности следователя, институт дачи согласия прокурором на возбуждение уголовных дел и другие. Следует заметить, что и здесь указанные новшества критикуются не потому, что они плохие, вредные для граждан - участников процесса, а потому, что их трудно применять в силу наших организационных, технических, профессиональных и иных издержек. К примеру, заместитель начальника Звениговского РОВД Республики Марий Эл Александра Васильева считает, что не следовало передавать в дознание многие статьи "их подследственности, так как в дознании очень слабые кадры, они совершенно не подготовлены к работе с подобными делами, в том числе - ст. 264 УК, регламентирующую дорожно-транспортные происшествия".

Во-первых, цель такого решения заключается как раз в том, чтобы разгрузить следственный аппарат, дать ему возможность сосредоточиться на расследовании сложных, общественно опасных тяжких преступлений. Тем более она сама же заявляет о перегруженности следователей, нехватке кадров, дефиците времени: Что же касается утверждения о неподготовленности кадров дознания, то возникает вопрос: а каким образом мы должны поднимать профессиональный уровень этих кадров, или они такими слабыми должны оставаться вечно и ничего серьезного доверять им не следует? Думаю, это не вполне резонный подход к делу.

Больше всего вызвал на себя огонь критики институт дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела. Многие считают, что такой порядок ввели напрасно -это будто бы стало процессуальным тормозом в раскрытии и расследовании преступлений. Думаю, на введение нового порядка повлияла все та же негативная практика. Знакомый участковый рассказывал: в конце отчетного периода - месяца, квартала, полугодия - начальство начинало тревожиться: низок процент раскрываемости. Нужно срочно поправлять дела! Участковые откладывали свои бумаги и шли к концу смены к воротам соседней фабрики или завода задерживать, как раньше говорили, "несунов". Вот вам и с ходу раскрытые преступления! Известны уголовные дела, возбужденные по статьям за подделку, изготовление или использование заведомо подложных документов (задержаны учительница с липовым проездным билетом, продавщица на рынке с фальшивой санитарной книжкой), взятку (бутылка водки за ускорение типографского заказа) и подобные. "Сито" согласования с прокурором неизбежно сдерживает вал уголовных дел по незначительным, совершенным в условиях очевидности правонарушениям, основное назначение которых - подправлять статистику и делать благополучными отчеты. Создаются условия и для борьбы с фальсификацией уголовных дел, с разного рода подбрасываниями наркотиков и патронов. На предупреждение допросов с пристрастием и "выбитых" показаний направлена ст. 75 УПК "Недопустимые доказательства". К таким доказательствам относятся, в первую очередь, "показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде".

Рискую услышать упреки в отсутствии "ведомственного патриотизма", но не считаю возможным скрывать очевидное: должностных нарушений такого рода у нас предостаточно, и от людей случайных, создающих дурную славу милиции и позорящих мундир работника правоохранительных органов, нам действительно надо очищаться. Иначе ничего не сдвинется с места...

НЕ СТОИТ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ

В связи с введением нового процессуального порядка в возбуждении уголовных дел потребовалось внести определенные коррективы во взаимоотношения следователя, дознавателя, прокурора. Во многих регионах это произошло и уже налажен нормальный ритм работы. Недавно я встретился с некоторыми прокурорами и руководителями органов внутренних дел и следствия Москвы и задал им вопрос: как строятся отношения прокуратуры со следователями, дознавателями, оперработниками в связи с новым УПК и как влияют процессуальные новшества на состояние преступности? Ответ был довольно оптимистичным. Практически все собеседники заявили, что вначале были трудности, даже приходилось поочередно ночевать в кабинетах, но сейчас положение нормализуется, аппараты ОВД и прокуратура стали действовать более оперативно и четко. Выработалась определенная схема согласований с учетом характера и сложностей совершаемых преступлений. В то же время, как заявил первый заместитель прокурора Никулинской межрайонной прокуратуры Москвы Аполлон Квициния, не все работники органов внутренних дел еще умеют действовать по-настоящему профессионально, оперативно и некоторым преступникам удается ускользнуть от ответственности.

Я уже говорил, что не считаю УПК идеальным документом. Тот же институт согласования мог быть, на мой взгляд, менее жестким. Думается, можно вернуться к вопросам согласования с прокурором в случае возбуждения уголовного дела по факту (без лица) или обращения в суд за разрешением на производство обыска или выемки, прослушивание телефонов. Такие следственные действия, как правило, требуют безотлагательности, максимальной оперативности, чтобы раскрыть преступление по горячим следам. Думается, в процессе совершенствования УПК будут внесены определенные изменения, в том числе по институту согласования.

Законодатель учитывает соображения практиков и ученых. Обоснованно он пересмотрел норму с декриминализацией краж на сумму менее 5 минимальных размеров оплаты труда. 31 октября 2002 года принят федеральный закон РФ, который существенно изменил ситуацию. Согласно этому закону внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, в УПК РФ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Теперь согласно новой редакции ст. 158 У К РФ лицо подлежит уголовному наказанию за любую кражу, независимо от размеров похищенного. Часть 1 данной статьи предусматривает наказание от штрафа в размере от 50 до 200 минимальных размеров заработной платы до лишения свободы на срок до двух лет. Часть 2 данной статьи предусматривает (также без указания размеров похищенного) лишение свободы на срок до 5 лет, если кража совершена: группой лиц; с незаконным проникновением в помещение; с причинением значительного ущерба гражданину; из одежды, сумки или другой ручной клади, находившейся при потерпевшем. Причем значительность ущерба, причиненного гражданину, определяется с учетом его имущественного положения. Думается, это особенно важно, исходя из невысокого материального положения значительной части населения.

Внесены изменения также в ч. 7 ст. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которым к административной ответственности привлекаются за посягательство на имущество в размере 1 минимального размера оплаты труда при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 и 4 ст. 158, ч. 2 и 3 ст. 159 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ.

Думается, с принятием указанных дополнений и изменений в УК и УПК РФ отпадет обязательность справки об ущербе для возбуждения уголовного дела. Достаточно будет наличия признаков данного преступления, то есть признаков кражи - тайного хищения чужого имущества. Будем надеяться, что с устранением этих пробелов в законодательстве значительно упростится борьба с преступностью, о чем говорил на страницах "Щита и меча" начальник криминальной милиции Медведевского РОВД майор милиции Олег Владимиров.

Еще о том, будто новый УПК мешает: некоторые практические работники почему-то считают, что теперь задержание и допрос ночью невозможны. В действительности же это не так. В соответствии с п.3 ст.164 УПК РФ следственные действия могут проводиться и ночью, если дело не терпит отлагательства. В большинстве регионов сотрудники милиции, неправильно понимая требования указанной и других статей УПК РФ, резко ослабили работу по раскрытию преступлений по горячим следам. Это другая крайность, которой хотелось бы избежать.

В заключение проведу одну юридическо-историческую параллель. Выступая на недавней конференции по проблемам нового УПК в Сочи, профессор-ветеран, системы МВД Владимир Лавров сказал: "Знаете, какой шум был поднят в связи с выходом УПК РСФСР в 1960 году? Очень хорошо это помню. Работников правоохранительных органов просто встревожила чрезмерная демократизация предварительного следствия, допуск в него защитника и так далее. Первое время они просто в панике были, считали, что с преступностью невозможно будет бороться. Но прошло время, кое-какие нормы были уточнены, дополнены, правоохранительные органы адаптировались к новым требованиям УПК, и все постепенно нормализовалось. Сейчас ситуация очень похожа на ту. Думаю, постепенно основные проблемы будут решены, и в целом закон заработает".

Полностью согласен с такой точкой зрения.


Оскиан ГАЛУСТЬЯН, 1, стр. 5, Щит и меч
02/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации