ПРАВО "КАЧАТЬ ПРАВА" - В СУДЕ
Пожалуй, для историков, которые будут раскладывать по полочкам развитие прав человека в России, прошедший год даст пищу для размышлений. Не исключено, что они посчитают его поворотным. Как и тот далекий год, "одаривший" советский народ Уголовным кодексом с сокрушающей и сокрушительной 58-й статьей, от многочисленных подпунктов которой невозможно было укрыться. Ныне все наоборот. Не только никаких "троек", а еще и вводится суд присяжных. Двенадцать граждан, найденных методом "тыка", то есть просто по списку проживающих в данной местности, будут выносить вердикт. Читающий эти строки и не подозревает, что, возможно, и ему вскоре предстоит занять место за барьером в зале суда напротив скамьи подсудимых и вникать в подробности тягчайших злодеяний. А иные преступления на суд присяжных и не выносятся.
Создание комиссий по помилованию в субъектах Федерации тоже достижение ушедшего года. Функция дозирования наказания и прощения - "казни и милости" по месту жительства, такого новшества в обозримом достаточно цивилизованном временном отрезке еще не было.
Накануне Нового года Конституционный суд еще более углубил возможность граждан противостоять давлению на их права. В своем определении высшая судебная инстанция подтвердила некоторые положения нового Уголовно-процессуального кодекса. Потому как, по мнению тех, кто обратился с таким запросом, не все в правоприменительной практике соответствует законам. Речь идет о возможности обжаловать в суде постановление о возбуждении уголовного дела и действий прокурора. Даже несведущий в юриспруденции человек наверняка не раз слышал по телевизору, читал в прессе, что "закрытые" дела вдруг вновь "открываются". "Герои" их - и известные в российском масштабе личности, и местные деятели или "крутые", что на слуху. Если быть точным, то постановление о прекращении уголовного дела прокурор имел право отменять и возобновлять уголовное преследование. Такие "перемены декораций" могли происходить не раз и не два и практически в любое время. Новый УПК, вступивший в действие в прошедшем году, четко определяет порядок. Возобновление уголовного дела возможно только по вновь открывшимся новым обстоятельствам и лишь в том случае, если не истекли сроки давности. Но, похоже, новшество приживается с трудом, потому Конституционный суд еще раз подтвердил "недопустимость сохранения постоянной угрозы уголовного преследования". И еще раз, в дополнение к закону, провозгласил возможность обжаловать постановление о возобновлении уголовного дела в суде. И одновременно - о жесткой необходимости соблюдать Конституцию, в которой закреплены права человека и гражданина. А обывателю напомнил о его праве "качать права". Думаю, понятно, что такое напоминание вызвано очень непростой криминогенной ситуацией в стране и новшествами, которые в прошлом году обрушились на правоохранительные органы и суд. Особенно если принять во внимание такую частность: очень богатые люди, все чаще попадая в поле зрения стражей порядка и закона, исчезают за кордоном, но потом появляются или хотят появиться в родных пенатах.
Не исключено, что это не единственное уточнение Конституционного суда по новым правовым актам. Полгода, как действует Уголовно-процессуальный кодекс, а сколько уже изменений. Законодатели одумались и снизили планку уголовно наказуемой кражи в пять раз, доведя ее до одной "минималки". Хотя четыре месяца воровской вольности, когда кража на сумму две тысячи целковых таковой не считалась, нанесли заметный урон обывательскому имуществу. Суд присяжных, введение которого пытались было отложить, теперь в натуре действует, уже списки присяжных составлены. Попытка оттянуть введение ареста по суду тоже не состоялась. Арестовывает Фемида, и еще как. Так что историкам будущего непросто будет разобраться. А рядовому обывателю здесь и сейчас полезно было бы знать свои права. Да и обязанности.
1, Вечерний Новосибирск
04/01/2003
|