Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


ЕСТЬ ЧТО СРАВНИТЬ. ЕСТЬ С ЧЕМ СРАВНИТЬ

Некоторые пояснения к новеллам Кодекса, по просьбе редакции, снабдив их соответствующим предуведомлением, сделали судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Татьяна АНДРЕЕВА и консультант Управления совершенствования законодательства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Алена ЗАЙЦЕВА

Сравнительный, формально-юридический анализ положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г. и Кодекса 2002 г. не только дает представление о глубине и масштабах изменений арбитражного процессуального законодательства, но и о концепции этих изменений, позволяет понять философию нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Новый Кодекс значительно увеличился в объеме по сравнению с АПК 1995 г. и состоит из 7 разделов, 37 глав (в том числе 3 главы содержат по два параграфа) и 332 статей, тогда как в АПК 1995 г. соответственно было 5 разделов, 23 главы и 215 статей.

Изменилась структура нового Кодекса. В частности, главы о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения перенесены из "Общих положений" раздела 1 АПК РФ 1995 г. в раздел II Кодекса 2002 г. "Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство". Раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц, занимавший "последнее место" в АПК 1995 г., в новом Кодексе следует за разделом IV об особенностях производства по отдельным категориям дел, но до пересмотра судебных актов и вопросов исполнения.

В новом Кодексе появились понятия и институты, которых не знал прежний Кодекс: компетенция арбитражных судов (гл. 4), раскрытие доказательств (ст. 65), соглашение сторон по обстоятельствам дела (ст. 70), предварительные обеспечительные меры (ст.ст. 72, 99), оставление искового заявления без движения (ст. 128), рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства (ст. 29, раздел III), рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (гл. 29), секретарь судебного заседания, помощник судьи (ст. 58), судебные извещения (гл. 12), примирительные процедуры, посредничество (ст. 135, гл. 15), направление дела в другой арбитражный суд (ст. 288) и др.

Некоторые институты АПК РФ 1995 г., напротив, исключены из нового Кодекса: отказ в принятии искового заявления (ст. 107), замена ненадлежащего истца (ст. 36), частное определение (ст. 141), протест должностного лица (ст. 180) и некоторые другие.

В то же время сохраняется преемственность положений, оправдавших себя на практике, например состязательный процесс, апелляционное производство, других положений, основанных на концепции судоустройства арбитражных судов.

Сравнительный анализ положений Кодекса 2002 г. и АПК РФ 1995 г. дает представление о концепции нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: обеспечение доступного правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, эффективной судебной защиты, содействие альтернативным способам разрешения споров и примирения сторон, формирование уважительного отношения к закону и к суду (ст. 2 и др.).

Анализ показывает, что речь идет именно о реформе процессуального законодательства, а не об ординарных его изменениях:

предпринята попытка сочетать состязательность с инициативой суда в части управления процессом и его планирования (ст.ст. 9, 135, 136 и др.);

изменились принципы определения компетенции арбитражных судов, приоритет отдается предмету спора (гл. 4, ст. 27 и др.);

устанавливается, что арбитражный суд является компетентным судом в сфере бизнеса;

проводится дифференциация судебных процедур (гл.гл. II, III, IV, V), вводится административное судопроизводство (ст. 29), упрощенное производство (гл. 29) и т.п.;

значительно меняется роль прокурора в арбитражном процессе (ст. 52);

реформировано надзорное производство (гл. 36);

предусматривается ответственность в случае злоупотребления процессуальными правами (гл. 11, ст. 111 и др.).

Таким образом, даже такой анализ Арбитражного процессуального кодекса 2002 г. и АПК РФ 1995 г. показывает, насколько существенны изменения в правилах и гарантиях судопроизводства в арбитражном суде.

1. Расширены задачи судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2). В их числе называются: обеспечение доступности правосудия; справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

2. Дополнены положения, касающиеся принципов судопроизводства в арбитражных судах, в том числе называется и определяется принцип законности (ст. 6), раскрывается содержание принципа состязательности в классическом его понимании. При этом определяются и пределы активности суда в условиях состязательного процесса (ст. 9).

3. Кодекс дополнен положением, обязывающим арбитражный суд обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, если арбитражный суд придет к выводу о его несоответствии Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 13).

4. Статья 14 Кодекса о применении норм иностранного права приведена в соответствие с частью третьей Гражданского кодекса РФ. При этом предусмотрено, что арбитражный суд может возложить обязанность доказывания содержания норм иностранного права на стороны (ч. 2 ст. 14).

5. Кодекс устанавливает не только обязательность для государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан вступивших в законную силу судебных актов, но также обязательность требований арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иных требований, адресованных конкретным лицам (ст. 16). Это новое положение Кодекса, направленное на обеспечение уважения к суду.

6. Изменения внесены в положения, регламентирующие состав арбитражного суда для рассмотрения конкретных дел. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 17). В отличие от АПК РФ 1995 г. в новом Кодексе установлено, что дела об оспариваний ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным составом судей подлежат рассмотрению дела об оспариваний нормативных правовых актов, о банкротстве, если иное не установлено федеральным законом, а также дела, направленные в арбитражный суд на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Коллегиальным составом судей по-прежнему рассматриваются дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 17).

7. Дальнейшее развитие получил в Кодексе институт арбитражных заседателей в арбитражных судах субъектов Российской Федерации, введенный Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Положения, регулирующие условия и порядок привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дел, содержатся в ст.ст. 17 (ч. 3), 18 и 19. Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела особого производства не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17). При этом установлено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. 1-4 ч. 1 ст. 21 Кодекса в качестве оснований для отвода судьи, в привлечении к рассмотрению дела выбранной стороной кандидатуры арбитражного заседателя может быть отказано арбитражным судом (ч. 4 ст. 19). По этим же основаниям, а также по другим основаниям, содержащимся в ч.1 ст. 21 Кодекса, арбитражный заседатель может заявить о самоотводе либо отвод ему может быть заявлен лицом, участвующим в деле (ст. 24).

8. Кодексом предусмотрено, что участие судьи в рассмотрении дела в какой-либо инстанции не является препятствием для его участия при повторном рассмотрении дела в этой же инстанции (ст. 22), однако арбитражный суд кассационной инстанции вправе, отменяя или изменяя судебный акт и направляя дело на новое рассмотрение, указать на необходимость рассмотрения дела в ином судебном составе (п. 3 ч. 1 ст. 287 "Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции").

9. Заявление об отводе не может быть подано повторно по тем же основаниям тем же лицом (ст. 24).

10. В круг лиц, уполномоченных решать вопросы отводов, дополнительно включены заместитель председателя арбитражного суда и председатель судебного состава (ч. 2 ст. 25).

11. Наиболее важные и принципиальные изменения касаются вопросов подведомственности дел. Кодекс относит к подведомственности арбитражных судов новые категории дел, устанавливая в отдельных главах порядок рассмотрения этих дел, устраняет предпосылки для так называемой альтернативной подведомственности, существовавшей до настоящего времени в связи с наличием соответствующих норм как в Гражданском процессуальном кодексе 1964 г., так и в АПК РФ 1995 г.

В ст. 27 нового Кодекса сформулировано общее правило, согласно которому арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Характер правоотношений, предмет спора являются определяющими при отнесении дел к подведомственности арбитражных судов.

12. В Кодексе предусмотрено, что привлечение к участию в деле в процессе его рассмотрения гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не влияет на изменение подведомственности дела арбитражному суду (ч. 4 ст. 27).

13. В соответствии со ст. 29 Кодекса арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок судопроизводства по таким делам определяется в разделе III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений". При этом Кодекс дополнен положениями, предусматривающими отнесение к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (порядок рассмотрения этих дел установлен в гл. 23), и дел об административных правонарушениях, в том числе дел о привлечении к административной ответственности, рассмотрение которых в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях отнесено к подведомственности арбитражных судов, и дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Порядок рассмотрения указанных дел установлен в гл. 25.

14. Серьезным нововведением в Кодексе является использование понятия административного судопроизводства, по правилам которого арбитражным судам надлежит рассматривать дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Такие правила определены в разделе III Кодекса.

15. Новый Кодекс исходя из предметного критерия относит к подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, а также дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст.ст. 31 и 32). Порядок производства по таким делам определяется в гл.гл. 30 и 31.

16. Важным нововведением в Кодексе является ст. 33 о специальной подведомственности дел арбитражным судам. Согласно этой статье к исключительной подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности данных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

17.Кодекс расширяет круг дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, за счет отнесения к его компетенции рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34).

18. Кодекс дает право истцу предъявить иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, по месту нахождения юридического лица либо по месту нахождения филиала, представительства юридического лица (ч. 5 ст. 36), что не допускалось АПК РФ 1995 г.

19. В качестве правила исключительной подсудности сформулирована норма, согласно которой заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области (абз. 2 ч. 7 ст. 38).

20. Кодекс устанавливает новые основания для передачи дела на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня. В числе этих оснований ходатайство обеих сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств, ходатайство ответчика о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения (жительства), если его место нахождения (жительства) не было известно ранее. Дело подлежит передаче в другой арбитражный суд того же уровня, если одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд (ст. 39).

21. Изменились правила о процессуальном соучастии. Арбитражный суд может по своей инициативе привлечь к участию в деле другого ответчика, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие другого ответчика, а также по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (ст. 46).

22. Кодекс не допускает замену ненадлежащего истца. В соответствии со ст. 47 арбитражный суд по ходатайству или с согласия истца может допустить замену ненадлежащего ответчика. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску.

23. Значительно изменилось положение прокурора в арбитражном процессе. Дела, по которым прокурор может обратиться в арбитражный суд с заявлением, названы в ч. 1 ст. 52. При этом перечень таких дел является закрытым. По этим делам прокурор может вступить в дело на любой стадии процесса в целях обеспечения законности.

24. Изменились положения, регулирующие участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 53). Названные органы могут обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов, указав при этом, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (ч. 2 ст. 53).

25. Важной новеллой Кодекса является процессуальное закрепление должности помощника судьи, который в соответствии со ст. 54 относится к лицам, содействующим осуществлению правосудия.

Помощник судьи призван оказывать судье помощь в подготовке и организации судебного процесса, он может вести протокол судебного заседания и совершать иные процессуальные действия, которые не влекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса (ч.ч. 1-3 ст. 58).

26. Впервые в арбитражном процессе появилась фигура секретаря судебного заседания, на которого возлагается ведение протокола судебного заседания, а также, по поручению председательствующего, проверка явки в суд лиц, участвующих в деле (ч.ч. 4 и 5 ст. 58).

27. Кодекс подробно регламентирует вопросы представительства в арбитражном суде. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также с ч. 5 ст. 59 Кодекса представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. Каких-либо ограничений в части представительства граждан Кодекс не содержит (ч. 3 ст. 59).

28. В соответствии со ст. 63 "Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей" арбитражный суд вправе отказать в признании полномочий лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания. 29. Кодекс признает допустимыми в качестве доказательств аудио- и видеозаписи (ст. 64), а также материалы фото- и киносъемки и иные носители информации (ст. 89).

30. Существенно изменились положения об обязанности доказывания. Кодекс предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно не только доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, но и раскрыть доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено Кодексом (ч. 3 ст. 65). При нарушении данного правила эти лица не смогут ссылаться на те доказательства, с которыми другие лица не были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65).

31. По общему правилу суд может истребовать доказательства по ходатайству лица, участвующего в деле, однако при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, суд может проявить инициативу и истребовать доказательства от государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в случае их непредставления указанными органами (ч. 5 ст. 66).

32. Новые положения Кодекса об относимости доказательств дают арбитражному суду право не принимать поступившие в суд документы, не имеющие отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу, и отказать в приобщении их к материалам дела. Это могут быть документы, содержащие ходатайства о поддержке лиц, участвующих в деле, или оценку их деятельности (ст. 67).

33. Дополнительные основания освобождения от доказывания определяются в ст. 70 "Освобождение от доказывания обстоятельств, признанных сторонами", в соответствии с которой признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания (ч. 4 ст. 70). Обстоятельства, признанные сторонами и удостоверенные в установленном порядке, не проверяются в ходе дальнейшего производства по делу (ч. 5 ст. 70).

34. Изменились положения, регламентирующие правила оценки доказательств. В соответствии с ч. 6 ст. 71 в случае, если невозможно подтвердить факт никак иначе, кроме как копией документа или иного письменного доказательства, а оригинал документа утрачен или не передан в суд и если копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой, арбитражный суд не может считать указанный факт доказанным.

35. В отличие от АПК РФ 1995 г. Кодекс предусматривает возможность предварительного обеспечения доказательств до предъявления иска, распространяя на такие случаи правила предварительного обеспечения иска, установленные в ст. 99 Кодекса (ч. 4 ст. 72).

36. Кодекс относит к письменным доказательствам документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 75).

37. В отличие от АПК РФ 1995 г., допускавшего возможность осмотра и исследования по месту нахождения только вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, ст. 78 Кодекса устанавливает, что арбитражный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения в случае невозможности или затруднительности доставки в суд, определяя при этом правила проведения такого осмотра и закрепления полученных сведений.

38. Кодекс предусматривает случаи, когда арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе (ч. 1 ст. 82); вводит понятия комиссионной и комплексной экспертиз (ст.ст. 84, 85).

39. В соответствии с ч. 2 ст. 88 арбитражный суд может по своей инициативе вызвать в качестве свидетеля лицо, участвовавшее в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство. В других случаях вызов свидетеля производится только по ходатайству лица, участвующего в деле.

40. Существенные изменения претерпели положения, касающиеся обеспечительных мер.

В ст. 90 Кодекса определяется характер таких мер: во-первых, они срочные, поэтому заявление об их принятии рассматривается не позднее следующего дня после дня поступления в суд (ч. 1 ст. 93), во-вторых, это временные меры (ч. 1 ст. 90). При этом Кодекс предусматривает возможность принятия таких мер для обеспечения не только иска, но и имущественных интересов заявителя еще до подачи иска (ч. 1 ст. 90).

41. В соответствии с ч. 3. ст. 90 обеспечительные меры могут быть приняты по заявлению стороны третейского разбирательства.

42. Статьей 91 вводятся новые обеспечительные меры. Такими мерами могут быть: возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества; передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу. Кроме того, Кодекс не ограничивает перечень указанных мер: арбитражным судом могут быть приняты и иные обеспечительные меры.

43. Кодекс вводит понятие встречного обеспечения (ст. 94), при предоставлении которого не может быть отказано в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93). Кодекс закрепляет порядок предоставления, формы, размер встречного обеспечения. Арбитражный суд вправе не только потребовать от истца по ходатайству ответчика предоставить такое обеспечение, но и предложить ему произвести встречное обеспечение по своей инициативе. Нормы о встречном обеспечении относятся как к истцу, так и к ответчику. Обеспечение может быть предоставлено не только истцом в обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков, но и ответчиком взамен обеспечительных мер.

44. Кодекс ввел понятие предварительных обеспечительных мер, то есть мер по обеспечению имущественных интересов заявителя до предъявления иска в арбитражный суд (ст. 99). Предварительные обеспечительные меры принимаются арбитражным судом только при предоставлении заявителем встречного обеспечения. При этом суд устанавливает срок, в течение которого лицо, ходатайствовавшее о принятии указанных мер, должно подать исковое заявление в арбитражный суд или иной суд.

45. Кодекс вводит правило, согласно которому при увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. При непредставлении такого документа заявление об увеличении размера исковых требований возвращается по правилам, предусмотренным Кодексом (ст. 102).

46. Новый Кодекс предоставляет арбитражному суду право исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер (ч. 4 ст. 102). При этом льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, установленных федеральным законом (ст. 105).

47. В Кодекс включена норма о том, что оплата услуг переводчика осуществляется за счет средств федерального бюджета, если переводчик был привлечен к участию в деле арбитражным судом. Однако это правило не распространяется на возмещение расходов на оплату услуг переводчика, понесенных иностранными лицами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч.ч. 3 и 4 ст. 109).

48. Впервые в Кодексе появилась норма о том, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого был принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с Другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110).

49. Арбитражному суду предоставляется право отнести судебные расходы на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, независимо от результатов рассмотрения дела, в том числе в случаях, когда по вине лица был допущен срыв судебного заседания, имели место затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (ч. 2 ст. 111).

50. В Кодекс включена норма, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ч. 3 ст. 113).

51. Кодекс дополнен новым положением о том, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. При этом предусмотрено, что одновременно с этим совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы), в отношении которых пропущен срок (ч. 3 ст. 117).

52. Статья 119 устанавливает предельные размеры судебных штрафов, которые дифференцируются в зависимости от того, на кого налагается штраф - на гражданина, должностное лицо или на организацию (ч. 1 ст. 119).

53. Предусмотрена возможность наложения штрафа за неуважение к суду (ч. 2 ст. 119) и в других установленных Кодексом случаях.

54. Впервые в Кодексе появилась глава о судебных извещениях.

При этом предусмотрено, что по общему правилу извещение производится путем направления копии судебного акта заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту его нахождения. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд вправе известить или вызвать участников процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте, с использованием других средств связи (ч. 3 ст. 121, ч. 1 ст. 122).

55. В ст. 125 в качестве сведений, не являющихся обязательными для указания их в заявлении, названы сведения о номерах телефонов, факсов, адресах электронной почты. Эти сведения могут быть полезны для своевременного рассмотрения дела. При этом отсутствие указанных сведений не является основанием для оставления искового заявления без движения или возвращения заявления.

56. Кодекс возлагает на истца обязанность направления другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125), чего нет в АПК РФ 1995 г.

57. Кодекс вводит новый институт - оставление искового заявления без движения (ст. 128). При этом исключен институт отказа в принятии искового заявления.

Основаниями для оставления искового заявления без движения являются нарушения требований, предъявляемых Кодексом к форме и содержанию искового заявления, а также требований о приложении к исковому заявлению необходимых документов.

58. Возвращение искового заявления производится по правилам ст. 129, при этом изменились основания возвращения заявления. Такие основания, как несоблюдение формы и содержания искового заявления, несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, в соответствии с новым Кодексом являются основаниями для оставления искового заявления без движения или оставления искового заявления без рассмотрения (ст.ст. 128, 148). В то же время одним из оснований для возвращения искового заявления является неустранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения (п. 4 ч. 1 ст. 129).

59. В отличие от АПК РФ 1995 г. по новому Кодексу представление отзыва на исковое заявление является обязанностью ответчика (ч. 1 ст. 131) и правом иных лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 131). Однако Кодекс не устанавливает каких-либо последствий в случае нарушения этого требования.

60. Значительная роль отводится в Кодексе подготовке дела к судебному разбирательству. Положения, регламентирующие стадию подготовки, существенно расширены и детализированы. В отличие от АПК РФ 1995 г. определяются задачи подготовки дела к судебному разбирательству, среди которых называются оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении доказательств, примирение сторон (ч. 3 ст. 133).

61. Предусмотрено, что подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве арбитражного суда (ч. 2 ст. 133), и должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания (ст. 134).

62. Особое место отводится собеседованию судьи со сторонами в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений. Во время подготовки дела к судебному разбирательству судья должен разъяснить сторонам их права и обязанности, в том числе право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения (ст. 135).

63. Во время подготовки дела к судебному разбирательству судья предпринимает действия, позволяющие ему планировать процесс, управлять движением дела (п. 1 ч. 1 ст. 135).

64. Подготовка дела завершается предварительным судебным заседанием, которое проводится с извещением сторон и других заинтересованных лиц в соответствии со ст. 136. В предварительном судебном заседании суд разрешает ходатайства сторон, выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и др. После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству (ч. 5 ст. 136).

65. Новой является статья о назначении дела к судебному разбирательству, согласно которой судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, если признает дело подготовленным (ч. 1 ст. 137). При этом предусмотрена возможность перейти от предварительного к судебному заседанию (ч. 4 ст. 137).

66. В Кодекс включена новая глава, регулирующая вопросы примирения сторон и заключения мирового соглашения. При этом устанавливается обязанность суда содействовать сторонам в урегулировании спора и право сторон заключить мировое соглашение или использовать другие примирительные процедуры (ст. 138).

67. Кодекс предусматривает возможность заключения мирового соглашения при исполнении судебного акта (ст. 139).

68. Важная новелла содержится в п. 3 ч.7 ст. 141 Кодекса, в соответствии с которой в случае заключения мирового соглашения истцу из федерального бюджета возвращается половина уплаченной им государственной пошлины (это правило не распространяется на заключение мирового соглашения в процессе исполнения судебного акта).

69. Новеллой является и положение ч. 8 ст. 141 Кодекса, в соответствии с которой определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения, минуя апелляционную инстанцию.

70. Круг оснований, при которых арбитражный суд вправе приостановить производство по делу, дополнен двумя новыми основаниями: нахождение гражданина в лечебном учреждении или длительной командировке; рассмотрение международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела (ст. 144).

71. Кодекс дополнен статьей, устанавливающей сроки приостановления производства по делу (ст. 145).

72. Круг оснований оставления искового заявления без рассмотрения дополнен заявлением требования, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве. Это связано с особенностями рассмотрения указанной категории дел (п. 4 ст. 148).

73. Исключено положение, предусмотренное п. 6 ст. 87 АПК РФ 1995 г., в соответствии с которым в случае, если истец не явился в судебное заседание и не заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск подлежал оставлению без рассмотрения.

Новым Кодексом предусмотрены одинаковые последствия в случае неявки в судебное заседание истца и ответчика, извещенных надлежащим образом (ст. 156).

74. Перечень оснований для прекращения производства по делу дополнен таким основанием, как наличие вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта компетентного суда иностранного государства (п. 2 ч.1 ст. 150), а также основанием, предусмотренным ч. 7 ст. 194 Кодекса, в соответствии с которой производство по делу прекращается в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п. 7 ч.1 ст. 150).

Перечень оснований для прекращения производства по делу является закрытым.

75. В Кодексе установлен месячный срок для рассмотрения дела и принятия решения, исчисляемый со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено Кодексом (ст. 152), то есть после завершения подготовки.

76. Кодекс дополнен положениями о том, что в судебном заседании выясняется вопрос о возможности слушания дела (п. 3 ч. 2 ст. 153), о том, поддерживает ли истец иск, признает ли иск ответчик, не хотят ли стороны закончить дело мировым соглашением, о чем делаются отметки в протоколе (п. 9 ч.1 ст. 153).

77. Претерпели изменения положения о протоколе судебного заседания. Согласно ч. 3 ст. 155 его ведет судья, рассматривающий дело, либо секретарь судебного заседания или помощник судьи.

Протокол может быть написан от руки или напечатан на машинке. Кроме того, предусмотрено, что арбитражный суд вправе вести стенографическую запись, а также аудио- и (или) видеозапись судебного заседания (ч. 5 ст. 155).

По содержанию и объему сведений, указываемых в протоколе, он отличается от протокола, предусмотренного ст. 123 АПК РФ 1995 г. В нем, в частности, должны быть указаны объяснения лиц, участвующих в деле (п. 10 ч. 2 ст. 155).

78. В отличие от АПК РФ 1995 г. новый Кодекс устанавливает правило, в соответствии с которым арбитражный суд вправе наложить штраф на лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, если их явка была признана обязательной арбитражным судом (ч. 4 ст. 156), например в случае рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

79. Предусмотрено правило о том, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства (ч. 1 ст. 158).

80. В Кодексе установлено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора (ч. 2 ст. 158).

81. Срок отложения судебного разбирательства не может превышать одного месяца (ч. 7 ст. 158). При этом Кодекс устанавливает правило, в соответствии с которым судебное разбирательство в новом судебном заседании после отложения не начинается сначала, а возобновляется с того момента, с которого оно было отложено (ч. 10 ст. 158). По АПК РФ 1995 г. (см. ч. 3 ст. 120) новое разбирательство дела после его отложения должно было начинаться сначала.

82. В Кодекс включено положение о возможности рассмотрения дела в раздельных заседаниях арбитражного суда в случаях, если в одном заявлении соединены требование об установлении оснований ответственности ответчика и связанное с ним требование о применении мер ответственности (ст. 160).

83. АПК РФ 1995 г. неизвестно положение, предусмотренное ст. 161 нового Кодекса, которое регламентирует действия суда в случае, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле. Так, суд должен разъяснить уголовно-правовые последствия такого заявления, имея в виду, что фальсификация доказательств является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 303 Уголовного кодекса Российской федерации.

84. В отличие от АПК РФ 1995 г., допускающего возможность в исключительных случаях объявить перерыв в судебном заседании на срок не более трех дней (ч. 3 ст. 117), ст. 163 нового Кодекса предоставляет суду право по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе объявить перерыв в судебном заседании на срок, не превышающий пяти дней. После окончания перерыва судебное заседание продолжается, повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится (ч. 4 ст. 163).

85. В Кодексе появилась новая ст. 164 "Судебные прения", согласно которой судебные прения состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей, в которых они обосновывают свою позицию по делу. При этом предусмотрено, что суд переходит к судебным прениям после того, как объявит законченным исследование доказательств. Тем самым Кодекс устанавливает определенную последовательность в судебном заседании, чего не было в АПК РФ 1995 г.

86. Установлено, что, если арбитражный суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать новые доказательства, суд вправе возобновить исследование доказательств, на что указывается в протоколе судебного заседания (ст. 165).

87. Вместо положения, предусмотренного ч. 2 ст. 124 АПК РФ 1995 г., о том, что решение принимается в отдельной комнате, новый Кодекс устанавливает правило, согласно которому решение принимается в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей. При этом предусмотрено, что судьи не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позициях отдельных судей и иным способом раскрывать тайну совещания судей (ст. 167).

88. Новый Кодекс допускает возможность ссылаться на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики в мотивировочной части решения (ч. 4 ст. 170).

89. В отличие от АПК РФ 1995 г., допускающего возможность отложения на срок до трех дней составления мотивированного решения лишь в исключительных случаях по особо сложным делам, новый Кодекс предоставляет суду право объявить в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, либо решение в полном объеме, либо резолютивную часть решения. Изготовление решения в полном объеме может быть отложено при этом на срок, не превышающий пяти дней. Однако дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения (ст. 176).

90. В Кодекс включено положение о том, что разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого оно может быть принудительно исполнено (ст. 179). Кроме того. Кодекс устанавливает десятидневный срок для вынесения определения по вопросам разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок (ч. 4 ст. 179).

91. Кодекс устанавливает, что не только решения Высшего Арбитражного Суда РФ, но и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180).

Кроме того, по делам об административных правонарушениях и в других случаях установлены иные сроки вступления решений в законную силу (ч. 3 ст. 180).

92. В Кодексе предусматривается возможность обращения решения к немедленному исполнению по заявлению истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным. Немедленное исполнение допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения решения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) в размере присужденной суммы (ст. 182).

93. Кодекс предусматривает возможность индексации присужденных денежных сумм по заявлению взыскателя в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором (ст. 183).

94. Кодекс вводит понятие протокольного определения (ст. 184). В отличие от определения, выносимого в виде отдельного судебного акта, это определение может быть вынесено без удаления суда из зала судебного заседания, оно объявляется устно и заносится в протокол. Оно не может быть обжаловано отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 188).

95. Кодекс дополнен нормой об исполнении определения, в которой предусмотрено, что определение исполняется немедленно, если иное не установлено Кодексом или арбитражным судом (ст. 187).

96. Исключена статья о частном определении (см. ст. 141 АПК РФ 1995 г.).

97. В отличие от АПК РФ 1995 г., регламентирующего только исковое производство, в новом Кодексе проводится дифференциация производств по отдельным категориям дел (гл.гл. 22, 27, 29 и др.).

98. В Кодексе предусматривается, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются в порядке административного судопроизводства (ст. 29). При этом ст. 189 установлено, что этот порядок определяется общими правилами искового производства с особенностями, установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

99. К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, Кодекс относит особенности распределения бремени доказывания (ст. 189), возможность примирения сторон, если федеральный закон не ограничивает такую возможность (ст. 190) и др.

100. В Кодексе предусмотрено, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим (ч. 2 ст. 191).

При этом такие дела рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов (ч. 3 ст. 191).

101. Согласно Кодексу заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании недействующим нормативного правового акта, если полагает, что такой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 192).

102. В случаях, предусмотренных Кодексом, с таким же заявлением могут обратиться в арбитражный суд прокурор и иные органы (ч. 2 ст. 192).

103. В Кодексе установлен двухмесячный срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 194), в отличие от дел искового производства, для рассмотрения которых вместе с подготовкой предусмотрен трехмесячный срок.

104. Суду предоставляется право вызвать в судебное заседание представителей органов, принявших оспариваемый акт, неявка которых является основанием для наложения штрафа (ч. 3 ст. 194).

105. Установлено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194).

106. В Кодексе предусмотрено, что в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу (ч. 7 ст. 194).

107. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции (ст. 195).

108. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и в официальных изданиях, в которых был опубликован оспариваемый акт (ст. 196).

109. АПК РФ 1995 г. не содержал норм, регламентирующих производство по данной категории дел, хотя и относил их рассмотрение к подведомственности арбитражных судов. В гл. 24 нового Кодекса устанавливаются особенности их рассмотрения (ч. 1 ст. 197).

110. Правила гл. 24 Кодекса распространяются и на рассмотрение дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей (ч. 1 ст. 197).

111. В Кодексе установлен трехмесячный срок, если иное не установлено федеральным законом, для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными (ч. 4 ст. 198).

112. Срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, включая срок на подготовку, установлен в два месяца, если иной срок не установлен федеральным законом. В частности, десятидневный срок установлен для рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 200).

113. Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, установленном Кодексом (ч. 3 ст. 200).

114. Арбитражный суд может по своей инициативе истребовать от органа или лица, принявших оспариваемый акт, доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения (ч. 6 ст. 200).

115. В Кодексе предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов и лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный срок (п. 3 ч. 5 ст. 201).

116. В Кодексе установлено, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202).

117. Согласно Кодексу производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 202).

118. Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются в срок, не превышающий пятнадцати дней, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 205).

Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц (ч. 2. ст. 205).

119. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205).

120. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206).

121. Дела об оспаривании решений административных органов, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207).

122. В Кодексе предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ч. 1 ст. 208).

123. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208).

124. Согласно Кодексу дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней, если иное не установлено федеральным законом (ч. 1 ст. 210).

125. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210).

126. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 5 ст. 211).

127. Кодекс дополнен главой, регламентирующей порядок рассмотрения дел о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций. Согласно Кодексу производство по таким делам возбуждается на основании заявлений органов, осуществляющих контрольные функции (ст. 212).

128. В Кодексе предусмотрено, что контрольные органы вправе обратиться в арбитражный суд, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания указанных платежей и если требование об уплате не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ст. 213).

129. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в двухмесячный срок, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 215).

130. Кодекс дополнен главой, регламентирующей порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Согласно ст. 30 Кодекса эти дела рассматриваются в порядке особого производства.

131. В отличие от АПК РФ 1995 г. новый Кодекс дает перечень фактов, об установлении которых заявитель может просить арбитражный суд. Этот перечень открытый (ст. 218).

132. Кодексом предусмотрено, что к рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не могут привлекаться арбитражные заседатели (ч. 1 ст. 221).

133. В соответствии с ч. Зет. 222 Кодекса решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.

134. В отличие от АПК РФ 1995 г. в новом Кодексе установлен десятидневный срок обжалования определений, выносимых по делам о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 223).

135. Впервые в Кодексе появилось понятие упрощенного производства (гл. 29).

Определяются условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства: если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. При этом дело может рассматриваться в порядке упрощенного производства при согласии сторон (ст. 226).

136. Дела упрощенного производства рассматриваются в месячный срок, включая срок на подготовку (ч. 2 ст. 228).

137. При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства судебное заседание проводится без вызова сторон, на основании исследования письменных доказательств (ч. 4 ст. 228).

138. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть принято только в том случае, если должник не представил возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок (ч. 1 ст. 229).

139. В Кодексе впервые появились нормы, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 230).

140. Предусмотрено, что решения третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть оспорены путем подачи в арбитражный суд заявления об отмене решения третейского суда (ч. 2 ст. 230).

141. Заявление рассматривается в месячный срок, включая срок на подготовку (ч. 1 ст. 232).

142. Кодексом предусмотрено, что решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом только при наличии оснований, предусмотренных ст. 233.

143. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вынесения (ч.ч. 1 и 5 ст. 234).

144. Предусмотрена возможность обращения в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции (ст. 235).

145. Кодекс определяет порядок выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей (ст. 236), чего не было в АПК РФ 1995 г.

146. Установлено, что арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только в случаях, предусмотренных ст. 239 Кодекса.

147. Определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок (ч. 5 ст. 240).

148. Впервые в Кодексе появились положения, регламентирующие порядок признания и приведения в исполнение арбитражным судом решений судов иностранных государств и иностранных арбитражных решений (решений третейских судов и арбитражей), принятых ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 241).

149. Установлено, что при рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу (ч. 4 ст. 243).

150. Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд может отказать в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ст. 244).

151. Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок (ч. 3 ст. 245).

152. Установлено, что принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом (ст. 246).

153. Кодекс содержит ряд новых норм, регулирующих производство по делам с участием иностранных лиц. Прежде всего это нормы, определяющие компетенцию, в том числе исключительную, арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц (ст. 247). Она расширена по сравнению с компетенцией, предусмотренной ст. 212 АПК РФ 1995 г.

154. Кодекс дополнен новой ст. 248 об исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц, чего не знал АПК РФ 1995 г. К исключительной компетенции, в частности, отнесены дела по спорам в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и др.

155. В Кодексе предусматривается возможность заключения соглашения сторонами, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, об определении компетенции арбитражных судов в Российской Федерации в отношении рассмотрения спора между ними (ст. 249).Такой нормы не было в АПК РФ 1995 г.

156. В отличие от АПК РФ 1995 г. новый Кодекс регламентирует порядок и особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц. В частности, определяется порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, о судебном разбирательстве (ст. 253).

Предусмотрена возможность продления срока рассмотрения дела до шести месяцев, если иностранное лицо находится вне пределов Российской Федерации (ч. 3 ст. 253).

157. Кодекс устанавливает требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения, в том числе об их легализации или проставлении апостиля, о переводе на русский язык (ст. 255).

158. Кодекс дополнен положением о том, что пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, при условии, если такое ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия обжалуемого решения и суд признает причины пропуска срока уважительными (ч. 2 ст. 259).

159. Предусмотрена возможность оставления апелляционной жалобы без движения (ст. 263) и прекращения производства по апелляционной жалобе (ст. 265). Таких положений не было в АПК РФ 1995 г.

160. Исключено положение, содержащееся в ч. 2 ст. 155 АПК РФ 1995 г., о том, что суд не связан доводами апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме.

Вместо этого предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Однако установлено, что арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены решения (ч.ч. 5 и 6 ст. 268).

161. В Кодексе определяется содержание понятия неправильного применения норм материального права как основания для изменения или отмены решения (ч. 2 ст. 270).

162. Предусмотрено, что при отмене решения по безусловным основаниям, связанным с нарушением норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам арбитражного суда первой инстанции (ч. 5 ст. 270).

163. Новый Кодекс установил срок в десять дней, в течение которого должны рассматриваться апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции о возвращении искового заявления и на другие определения, препятствующие дальнейшему движению дела (ч. 3 ст. 272).

164. Изменился срок подачи кассационной жалобы. По новому Кодексу кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не установлено Кодексом. При этом указанный срок может быть восстановлен лишь при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными (ст. 276).

165. Кодекс дополнен положениями об оставлении кассационной жалобы без движения (ст. 280) и прекращении производства по кассационной жалобе (ст. 282).

166. Приостановление исполнения судебного акта арбитражным судом кассационной инстанции допускается по новому Кодексу при соблюдении следующих условий: если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил встречное обеспечение возмещения другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда кассационной инстанции денежных средств в размере оспариваемой суммы или предоставления финансового обеспечения на ту же сумму (ст. 283).

167. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции ограничены доводами, изложенными в кассационной жалобе и в возражениях на нее, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой или апелляционной инстанции (ст. 286).

168. Новый Кодекс внес значительные изменения в нормы, регламентирующие полномочия арбитражного суда кассационной инстанции. Отменить (или изменить) решение или постановление арбитражного суда первой или апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт суд может в следующих случаях: если 1) фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо 2) законность решения, постановления повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии обстоятельств, являющихся безусловным основанием для отмены решения, постановления (п. 2 ч. 1 ст. 287).

169. Кодекс дополнен положением, предоставляющим право арбитражному суду кассационной инстанции передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если судебный акт повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в нем выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам (п. 4 ч. 1 ст. 287).

170. Определяется порядок рассмотрения жалоб на определения арбитражного суда кассационной инстанции. При этом установлено, что они рассматриваются тем же арбитражным судом кассационной инстанции в ином судебном составе. Для рассмотрения жалобы на определение о возвращении кассационной жалобы установлен десятидневный срок (ст. 291).

171. Существенные изменения внесены в положения, регламентирующие надзорное производство.

Предусмотрено, что правом на обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора обладают лица, участвующие в деле. Прокурор может обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением по делам, указанным в ст. 52 Кодекса.

Исключено понятие протеста. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместители лишаются права инициировать надзорное производство (ст. 292).

172. В Кодексе установлено, что лица, участвующие в деле, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292).

173. Ограничен тремя месяцами срок для обращения в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Этот срок исчисляется со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу. При этом обращение возможно, если исчерпаны другие возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (ч. 3 ст. 292).

174. Статьей 294 Кодекса установлены требования к заявлению (представлению) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при нарушении которых, а также иных требований к обращению заявление (представление) возвращается в соответствии со ст. 296 судьей Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривающим вопрос о принятии заявления (представления) к производству (ст. 295).

175. Нормы о приостановлении исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом РФ сформулированы иначе, чем в ст. 182 АПК РФ 1995 г., и иначе, чем в ст. 283 "Приостановление исполнения судебных актов арбитражным судом кассационной инстанции" нового Кодекса. В частности) возможность приостановления исполнения судебного акта ограничена определенными условиями. Суд может приостановить исполнение судебного акта в случае, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения, либо в случае, если заявитель предоставил встречное обеспечение возмещения возможных для другой стороны по делу убытков и если суд признает необходимым приостановление в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон (ч. 1 ст. 298).

176. Порядок рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора установлен ст. 299. Предусмотрено, что после принятия к производству заявление (представление) рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления (представления) в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или со дня поступления дела, если оно было истребовано из арбитражного суда.

177. По результатам рассмотрения заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора суд решает вопрос о направлении дела для пересмотра судебного акта в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и выносит соответствующее определение (ч. 4 ст. 299).

178. В случае вынесения определения об отказе в передаче дела для пересмотра в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается (ч. 9 ст. 299).

179. Если при рассмотрении заявления (представления) суд установит, что при отсутствии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора имеются иные основания для проверки законности судебного акта, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства (ч. 6 ст. 299).

180. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ установлен ст. 303 Кодекса.

181. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора (ст. 302).

182. Срок рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ не должен превышать трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303).

183. Кодексом установлены основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу: судебные акты подлежат изменению или отмене, если Президиум установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; препятствует принятию законного решения по другому делу (ст. 304).

184. Постановления Президиума подлежат опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (ст. 307).

185. Дополнен перечень оснований пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Такими основаниями являются, в том числе, признанная недействительной вступившим в законную силу судебным актом сделка, повлекшая принятие незаконного или необоснованного решения (п. 5 ст. 311); признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле (п. 6 ст. 311); установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела (п. 7 ст. 311).

186. Увеличен срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам до трех месяцев со дня открытия указанных обстоятельств. Этот срок может быть восстановлен, но в пределах шести месяцев со дня открытия обстоятельств, если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными (ст. 312).

187. Устанавливаются требования к заявлению о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 313). При нарушении этих и иных требований заявление возвращается в соответствии со ст. 315 Кодекса.

188. Предусмотрена возможность выдачи нескольких исполнительных листов по числу солидарных ответчиков (ч. 6 ст. 319).

189. Установлен трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 321) вместо шестимесячного срока по АПК РФ 1995 г.

190. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается арбитражным судом в десятидневный срок (ст. 323).

Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок (ст. 324). В такой же срок рассматривается заявление о повороте исполнения судебного акта (ст. 326).

191. В Кодексе регулируются вопросы приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, сроки и порядок рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства, порядок его возобновления (ст. 327), а также отложения исполнительных действий (ст. 328).

192. Установлено, что решения и действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. При этом предусмотрено, что заявление об оспаривании таких решений и действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается (ст. 329).

193. Кодексом установлено, что вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Требование о возмещении вреда рассматривается по общим правилам искового производства (ст. 330).


1, стр. 32-36, 51-53, 62, 63, 72, 73, , Закон
06/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации