У КАЖДОГО В ЖИЗНИ ЕСТЬ СВОЙ ХОРОШИЙ ОПЕР
Как трое смелых новый УПК освоили
"От каждого - по истории о хорошем опере! - с таким призывом обратилась редакция газеты "Тайный советник" к своим читателям в прошлом номере ("Прорвемся, опера!", "ТС" N24 от 1 декабря 2002 года). Дело в том, что мы решили с помощью друзей нашей газеты создать коллективный образ современного питерского опера. Коллективный, но - из отдельных штрихов и черточек, присущих конкретным и лучшим сотрудникам милиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Зачем? А хочется в конце концов знать своих заступников в лицо. Хочется отделить зерна от плевел и рассказать горожанам о тех, кто истинно честен и неподкупен, кто ради нашего спокойствия и благополучия не страшится ни ночных засад, ни бандитских пуль, ни давления со стороны высокопоставленных коррупционеров. И читатели откликнулись на наш призыв, Нас, например, просят рассказать в газете о бывшем начальнике РУБОПа из города Кингисеппа Владимире Александровиче Семише; о нынешнем пенсионере, а в прошлом - заместителе начальника Криминальной милиции РУВД Красногвардейского района Викторе Юрьевиче Корнилове... Некоторые читатели сами прислали нам свои воспоминания о встречах с лучшими - по их мнению - оперуполномоченными города и области.
Итак, сегодня мы открываем галерею образов лучших (по данным наших читателей) питерских оперов. И в дальнейшем ждем ваших советов и подсказок в создании коллективного портрета нашего современника в погонах - сотрудника милиции.
Настоящие свои имена и фамилии герои этой истории просили не упоминать. Во-первых, они - оперсостав и светиться лишний раз не захотели. А во-вторых - ну, просто скромные они люди. Да и не в фамилиях тут дело. Поэтому пусть будут просто Иванов, Петров, Сидоров. Или лучше так: Гриша, Шурик и Макс, оперативники "убойного" отдела.
Случилась эта история нынешним летом. Как известно, аккурат с первого июля вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс - УПК. Людей, которых бы не затронуло это нововведение, в правоохранительных органах практически нет. Ведь задерживают и арестовывают предполагаемых преступников именно в соответствии с положениями УПК. А если задержать человека неправильно, неграмотно, то последствия могут быть самыми плачевными. Для всех.
К старому кодексу все уже давно привыкли. А как притираться к новому- понятия пока не имели. Милицейско-следовательская общественность затаилась в ожидании. Пионерами быть никто не торопился: все не то что бы побаивались, но опасались. Так прошло несколько дней. За это время в городе никого не задерживали (никто не желал ошибаться первым). И все ждали: когда же объявятся герои, которым удастся с честью кого-то задержать?...
В эти-то дни и случилось в одном из окраинных районов убийство. Двойное. Какой-то негодяй до смерти избил двух бомжей и скрылся. Естественно, на убийство выехали опера из РУВД. Люди в районном "убойнике" подобрались профессиональные и расторопные. Проведя надлежащие изыскания, побеседовав с нужными людьми и проанализировав собранную информацию, они буквально за сутки смогли установить личность возможного преступника. Предполагаемый убийца оказался персоной, широко известной в узких кругах: выяснилось, что его уже с месяц ловят несколько территориальных отделов. Правда, ранее до "мокрухи" дело не доходило - разыскивался парень за грабежи.
Опера быстренько установили адрес подозреваемого, вытребовали постановление на обыск. И вечером с чистой совестью сели в отделе отметить "полусбитый".
Тут необходимы краткие пояснения: "полусбитый" - это когда преступник установлен, осталось только его поймать и расколоть. Ну а уж "сбитый" - это когда негодяй задержан и сидит.
В тот раз "полусбитый" сильно отмечать не стали - так, слегка посидели на радостях. Тем более что на следующий день нужно было идти и "добивать" - то есть задерживать негодяя. А делать это, тем более под новый УПК, лучше в трезвом виде.
На следующее утро, часиков в семь, приехали по адресу. Протрезветь успели. Правда, одному из них, Грише, все-таки пришлось чуток пивком опохмелиться - голова болела.
На звонки в дверь никто не открывал. Однако в квартире кто-то явно был. Наконец к двери подошла какая-то молодая девица и категорично заявила: открывать не буду, я девушка честная, скромная и посторонних боюсь. А разыскиваемый вами человек тут уже месяц не появляется.
Шурик, Гриша и Макс, как опытные опера, барышне не поверили - уж больно неубедительно голос ее звучал. Решили во что бы то ни стало проникнуть в квартиру. Но девица попалась стойкая, на уговоры не поддавалась. Пришлось прибегать к помощи дружественных подразделений: вызвать спасателей МЧС с "болгаркой", чтобы дверь пилить.
Шурик с Максом отправились спасателей вызывать. А Гриша остался сидеть под дверью, прихлебывая пиво. Не то что бы идти не мог - просто в подъезде ему прохладнее показалось. Чтобы просто так, без дела, не сидеть, Гриша принялся убеждать строптивую девицу открыть дверь. Минут двадцать уговаривать пришлось, даже прикрикивать иногда что-то типа: "Дура, если ты сама дверь не откроешь, ее спилят! Как потом чинить станешь?"
Толи Гриша обладал недюжинным даром убеждения, то ли служба МЧС с пилой показалась хозяйке очень страшной - неизвестно. Но буквально за пять минут до приезда спасателей с пилой девушка-таки открыла дверь и впустила милицию. А вместо "здравствуйте!" сообщила, что дома только она и мать, "а в шкафу никого нет".
Не будем описывать процесс поисков в квартире негодяя. Скажем сразу, что в шкафу и правда никого не оказалось. Снова подступились к девушке - мол, обманываешь ты нас. А она: "Что вы, ни боже мой!" В шкафах, мол, никого нет, а вот там, между шкафами, лежит гора тряпок, и вот под ней...
Шурик, Гриша и Макс все поняли с лету. Прокрались к шкафам и затеяли возле них светскую беседу. Что-то вроде: "А как ты считаешь, Шурик, что будет, если во-о-он в ту щель между шкафами пальнуть?"
Палить не пришлось. Куча зашевелилась и из-под нее показался искомый элемент. Ему воспитанно представились, подождали, пока он выберется из-под тряпья, и культурно задержали - сперва по 91-й статье нового УПК (на двое суток), а потом и арестовали благополучно. В общем, за двое суток раскрыл и дело.
Сейчас молодой человек ожидает своей участи в следственном изоляторе. В грехах своих он еще тогда, на квартире, покаялся. Оказалось, что бомжи его имущество попортили: комод ему перенести помогали и дверцу случайно поцарапали. Предполагается, что за это он их и побил.
А задержавших его милиционеров парень зауважал сильно. Оказывается, до "убойщиков" его никто поймать не мог. Хотя пытались регулярно. Как в анекдоте про Штирлица. Приходят в квартиру, звонят: "Петя дома?" - "А кто это?" - "Милиция". - "Нету Пети дома". - "Ну, передайте, что заходила милиция, сердилась, сказала, что завтра зайдет". Из всех "посетителей" только Гриша, Макс и Шурик такими дотошными оказались, что в квартиру проникли. Ну а уж когда они его и под кучей тряпья отыскали, тут уж парень сообразил, что они его из-под земли достанут.
Вот так и прошло это задержание. Как потом выяснилось - самое первое задержание в соответствии с новым УПК во всем городе и области.
Ольга БЕЛОВА, 1, стр. 18, Тайный советник
08/01/2003
|