ПСИХОЛОГ, АРТИСТ, ОРАТОР - И ВСЕ ЭТО ПРОКУРОР
"Если прокурор не справляется со своими обязанностями, мы расстаемся с ним без сожаления", - заявил прокурор Волгоградской области Николай Шепель на встрече с журналистами, которая состоялась накануне профессионального праздника работников прокуратуры.
Более 47 тысяч преступлений было зафиксировано в прошлом году, что меньше, чем в предшествующем году, на 12%. Прокурор Волгоградской области Н. И. Шепель связывает это в первую очередь с декриминализацией такого вида преступлений, как кражи. Четыре месяца работы в условиях нового УПК и КоАП, которые рассматривали хищение чужого имущества на сумму, не превышающую 2,5 тысячи рублей, как административное правонарушение, сделали свое дело. Только в Волгоградской области пять тысяч фактов воровства не попали в список уголовных деяний. Спустя 4 месяца законодатели исправили свою ошибку, внеся поправку в закон, назвав кражу уголовным преступлением, независимо от суммы причиненного ущерба. "Но те 5 тысяч краж мы потеряли", - заявил прокурор Волгоградской области Н. И. Шепель, комментируя итоги работы прокуратуры за 2002 год.
В августе-сентябре 2002 года в России вырос штат оперативных прокурорских работников в целом на 4 тысячи человек. Таким образом, в Волгоградской области их численность увеличилась на 100 человек и составила 520 оперсотрудников. "Новобранцы" - из числа резервистов, список которых превышал двести человек, желающих работать в прокуратуре. Так что о кадровом голоде в прокурорских рядах говорить не приходится.
В 2002 году судейское сообщество нашей области пополнилось на 10 специалистов, которые пришли на новую работу из органов прокуратуры. "Мне всегда жаль расставаться со своими сотрудниками. Но я полагаю, что в связи с проводимой судебно-правовой реформой приход в суды наших бывших работников принесет им (судам) только пользу", - отметил Николай Шепель.
НОВЫЙ УПК ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ.
- Каковым был 2002 год для прокурорских работников?
- Правозащитная деятельность органов прокуратуры Волгоградской области лучшая в Южном федеральном округе. Не случайно из разнарядки, пришедшей в ЮФО, о выдвижении двух кандидатур на госнаграду "Заслуженный юрист Российской Федерации" одна награда должна быть присуждена работнику прокуратуры Волгоградской области Мы представили своего кандидата - прокурора Дзержинского района Анатолия Ивановича Полякова. Лично я отношусь к своей работе критически. Но если взять показатели, то мы, например, в 2002 году предъявили на порядок больше исков, чем Краснодарский край, где населения 5 млн. человек. В прошлом году было тяжелее работать в связи с вводом в действие нового УПК, никем еще не исследованного. А легче было работать в связи с тем, что в сентябре в нашем полку прибыло: нас стало на 100 человек больше.
- Довольна ли прокуратура новым УПК, введенным в действие с июля 2002 года?
- Самая большая проблема нового УПК, на мой взгляд, заключается в том, что законодателем не учтены позиции потерпевшей стороны. Если в прошлом году в области произошло 47 тысяч преступлений, то это значит, что пострадало более 47 тысяч граждан. Почему о них никто не думает? Зато мы как-то заигрываем с подозреваемыми. В связи с новым УПК мы даже провоцируем подозреваемого на ложь. Почему доказательства, полученные на предварительном следствии, не могут быть положены в основу судебного решения. Тогда в законе нужно четко написать: "Имеешь право хранить молчание" (статья 51 Конституции). А то сначала со слезами, с раскаиванием подозреваемый признается в одном, а затем на суде выдает совершенно другое. Даже если во время предварительного следствия он был без адвоката, на суде у него обязательно будет адвокат, даже бесплатный. Но вот потерпевшего бесплатным адвокатом никто не обеспечит. Почему мы не защищаем законопослушных граждан? Через депутатов Государственный Думы мы будем добиваться исправления вышеназванных моментов.
- Ходят разговоры, что после введения нового УПК права органов прокуратуры сильно ущемлены. Так ли это?
- Я думаю, что не так. Ни одно уголовное дело не может быть возбуждено без согласия прокурора. Это такая огромная ответственность, такой мощный рычаг, что больше полномочий и не надо.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧИСТЫМИ.
- Актуальна ли до сих пор проблема сокрытия преступлений, их не регистрация в РОВД?
- Нас беспокоит ситуация с полным и объективным отражением криминогенной ситуации, с регистрацией преступлений. К сожалению, в минувшем году было 2900 уголовных дел, которые поставлены на учет с нашей помощью. По нашим представлениям более 500 сотрудников милиции привлечены к ответственности за нарушения по службе, из них 7-к уголовной ответственности за укрытие, не регистрацию преступлений.
- По данным некоторых независимых исследований, проводимых в прошлом году, наша область входит в состав регионов - лидеров по коррупции в правоохранительных органах и властных структурах. Ваш комментарий на этот счет?
- Не знаю, кто проводил эти исследования, но хочу сказать, что в 2002 году за получение взяток привлечено 87 сотрудников, за дачу взяток - 45 сотрудников. В основном все они - работники милиции, но есть и работник налоговой полиции, и работник таможни. Завершается расследование по факту получения взятки работником прокуратуры г. Волжского. За преступления по службе - незаконные методы расследования и т. д. - привлечены к уголовной ответственности 42 сотрудника правоохранительных структур.
- Генеральный прокурор участвует в наиболее сложных процессах. Последует ли прокурор области его примеру?
- Я не могу не последовать его примеру, потому что генпрокурор издал приказ о том, что прокурор каждого субъекта Федерации должен пойти в суд не меньше 10 раз в году. Я считаю, что это много, потому что если идет длительный процесс, и меня нет на моем рабочем месте полдня, то в приемной просто не хватит места всем скопившимся в ней посетителям: слишком много вопросов, решения по которым должен принимать лично прокурор области. В прошлом году я принял участие в семи судебных процессах. Последнее уголовное дело было особенно показательным для нашего времени: убийство, совершенное ранее судимым гражданином, условно-досрочно освобожденным из колонии. Этого товарища приютил приятель, который тоже имел судимость. Вмести они наладили свой бизнес: воровали металл, сдавали его в приемные пункты, а вырученные деньги вместе пропивали. В один прекрасный день условно-досрочно освобожденный тот час убил своего приятели, а заодно и свидетелей: сожительницу убиенного, четырехлетнюю девочку и четырехмесячного мальчика...
ПРОКУРОРУ ПРИДЕТСЯ СТАТЬ АРТИСТОМ.
- В 2002 году слушались два громких дела - по обвинению Нижегородова и Фратти. Удовлетворены ли вы их исходом?
- Конечно, нет. Но мы воспользовались своими полномочиями, и кассационные представления ушли в Верховный суд.
По делу Фратти наше кассационное представление удовлетворили, отменив приговор. Новым обвинительным приговором (условное наказание вместо прежнего оправдательного приговора. - Прим. авт.) я доволен. Что касается дела депутата Нижегородова, то наше представление на днях будет рассмотрено в Верховном суде и, полагаю, тоже будет удовлетворено. Если же все-таки нет, то мы станем действовать через генерального прокурора.
- Куда ушел прокурор г. Волгограда Евгений Волколупов?
- Евгений Васильевич Волколупов стоял в резерве, неплохо себя зарекомендовал, его назначили первым заместителем прокурора Ростовской области - генеральская должность. Наместо прокурора г. Волгограда назначен старший советник юстиции Геннадий Сергеевич Кижаткин.
- С января 2003 года на территории России, в том числе и в Волгоградской области, начнут действовать суды присяжных. Придется ли прокурору выйти за привычные рамки гособвинителя и во время процесса стать психологом, артистом и оратором?
- Придется.
P. S. Когда верстался номер, нам стало известно решение Верховного суда в отношении дела Нижегородова. Приговор (условный срок) Волгоградского облсуда остался в законной силе.
Записала Ирина МАЛИНА, 2, стр. 4, Вечерний Волгоград
10/01/2003
|