НЕ ДРЕМЛЮТ "ОКО ГОСУДАРЕВО"
Завтра свой профессиональный праздник отмечают работники прокуратуры России. Ровно 281 год назад было создано это надзорное ведомство, которое сам Петр 1 окрестил - "оком государевым". Чтобы узнать, как работается прокурорам в нынешних условиях, наш корреспондент побывал в областной прокуратуре.
В структуре областной прокуратуры немало подразделений - один отдел осуществляет надзор за гражданскими делами, другой контролирует законность правовых актов, принимаемых органами власти, третий выступает обвинителем по уголовным делам в судах, и так далее. Нам порекомендовали побывать в отделе по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. Между собой прокуроры называют этот отдел кузницей кадров, поскольку очень многие его сотрудники становятся затем заместителями прокуроров, а нередко и прокурорами городов и районов. К слову сказать, нынешний первый заместитель прокурора области, руководитель следственного управления Николай Александрович Давыдов также работал в этом отделе.
Сейчас отдел возглавляет Александр Клоков. С ним мы и начинаем беседу.
- Мы контролируем работу правоохранительных органов, где имеются службы следствия и дознания, - говорит Александр Михайлович, - это органы МВД, таможни, судебных приставов. Наиболее тесно, конечно, приходится работать с криминальной милицией, куда входят такие службы, как УБОП, уголовный розыск и ОБЭП. Это вполне объяснимо, поскольку именно оперативники этих подразделений, как говорится, стоят на переднем фронте борьбы с преступностью. У нас же две важнейшие функции: проверять законность проводимых оперативных мероприятий на стадии предварительного следствия, и в то же время координировать работу всех спецслужб, чтобы в итоге преступник не ушел от наказания.
В отделе работают десять сотрудников. Каждый курирует закрепленные за ним городские и районные прокуратуры области, то есть мы - второй надзорный институт после прокуроров на местах. Огромное количество времени уходит на рассмотрение жалоб и обращений граждан, которые оспаривают действия следователей и оперативников. К примеру, за минувший год к нам поступило около полутора тысяч жалоб. Большинство из них, мягко говоря, не по адресу. Рассмотрено было без малого пятьсот жалоб, 158 из которых удовлетворены, по ним приняты меры.
- Если разделить полторы тысячи жалоб на десять ваших сотрудников, получается в среднем по 150 - на каждого. Представляю себе работника областной прокуратуры, через день занятого рассмотрением жалоб...
- В том-то и дело, что львиная доля обращений - из СИЗО: подследственные ищут любую возможность, чтобы запутать следствие, задержать его ход потому большая часть их отсеивается. Но не подумайте, что для нас главное - заставить сидеть человека. Нет, мы принципиальны! Удовлетворенные жалобы как раз из разряда устранения допущенных нарушений в отношении подследственных.
К разговору подключается заместитель начальника отдела Василий Пустовалов. В отличие от Александра Клокова, назначенного на должность две недели назад, Василий Игоревич считается ветераном отдела (несмотря на молодой возраст!).
- Хотелось бы акцентировать вопрос вот на чем. Все спецслужбы работают в одной упряжке: одни ловят преступников, другие собирают доказательную базу, третьи, что называется, подводят преступника под статью. Между нами не может быть первенства. Главное - соблюсти принцип неотвратимости наказания. Как раз за это отвечает прокуратура. Нельзя допустить даже мелкой ошибки во время следствия, иначе уголовное дело может развалиться в суде, как карточный домик. Бывали же у нас случаи, когда следователь - всего-то не подписал какую-то бумажку, и суд данное дело "завернул", а кому-то очень повезло.
- Кстати, принцип неотвратимости наказания имелся в старом УПК, в новом же заменен на принцип соблюдения прав и свобод личности, - Добавляет Александр Клоков - Гуманно. Но, но...
- Как журналисту мне приходилось общаться со многими людьми. Многие, не стесняясь выражений, называют новый УПК "бандитским", то есть играющим на руку преступникам. Адвокаты, наверное, руки потирают...
Собеседники тяжело вздыхают. На ответ решается старший по должности:
- УПК для нас - закон, и мы обязаны работать по нему, - говорит Александр Клоков. Суды также им руководствуются. Так скажем, правила игры ужесточились, но по ним нужно играть. Да, некоторые положения нового УПК, мягко говоря, вызывают удивление. Но не сказать, чтобы адвокатам стало легче. ("Не в обиду цеху защитников, но сейчас среди них немало дилетантов" - вставляет реплику Василий Пустовалов). Просто нас поставили в более жесткие условия: урезаются сроки продления следствия, тяжелее собрать доказательства - а это негативно сказывается на итогах работы, не случайно сейчас наблюдается тенденция к увеличению оправдательных приговоров. Но это отчасти объясняется и тем, что, по сравнению с прошлыми годами, спецслужбы покинули профессионалы, настоящие асы сыска. Но, повторюсь, надо продолжать работать.
С.ЛОКТЕВ, 2, Молва
11/01/2003
|