Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


ДЕФИЦИТ НАДЗОРА

Реформирование российской судебной системы подразумевает и изменение компетенции прокуратуры, которое неизбежно потребует внесения уточнений в Закон "О прокуратуре". И хотя с момента принятия действующей Конституции, где статья о прокуратуре входит в главу о судебной власти, прошло ровно девять лет, вопросы статуса этого органа власти являются предметом дискуссий в научно-практических кругах. О своем видении перспектив реформирования российской прокуратуры корреспондент БПИ Мария ПЕТРОВА попросила рассказать судью Конституционного Суда РФ, доктора юридических наук Бориса Сафаровича ЭБЗЕЕВА.

Борис Сафарович, вы участвовали в разработке проекта Конституции РФ. Почему, на ваш взгляд, прокуратуру отнесли к судебной власти и какое место она должна занимать в системе органов государственной власти?

- Во время подготовки проекта будущего Основного Закона были большие споры, касающиеся значения и статуса прокуратуры. Уже тогда шла борьба между теми, кто видел прокуратуру как самостоятельный орган в политической системе РФ, и теми, кто считал необходимым отнести прокуратуру к одной из трех ветвей власти. В конечном итоге, когда была сформулирована ст. 129 Конституции РФ, касающаяся статуса прокуратуры, встал вопрос, куда поместить эту статью. Когда все-таки ее поместили в главу 7 "Судебная власть", большинство участников комиссии руководствовались исключительно утилитарным подходом: раз прокуратура вроде бы близка к судебной власти, то ее и надо поместить в эту главу. Но из этого не следует делать каких-то далеко идущих выводов: прокуратура в нашей стране по своей природе не относится исключительно к судебной власти, является важным и самостоятельным элементом государственной системы.

Всем тем, кто считает, что в настоящее время нет места прокуратуре в триаде разделения властей, я хочу задать вопрос: какой тогда статус нашего Президента? Счетной палаты? Центральной избирательной комиссии? Думается, тут есть над чем подумать.

То есть прокуратура - самостоятельный орган государственной власти?

- Главная особенность и основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением законности. Часто говорят, что для общего надзора прокуратуры в современном правовом устройстве нет ни места, ни основания. Сторонники этой позиции ссылаются на опыт зарубежных так называемых цивилизованных государств, относя тем самым Россию к нецивилизованным странам. Я с этим категорически не согласен. Государство, имеющее полуторатысячелетнюю историю, в котором прокуратура была учреждена 278 лет назад указом Петра Великого, не может быть нецивилизованным. Вернее сказать, оно имеет свое особенное социально-правовое развитие.

Исторически так сложилось, что изначально прокуратура была создана именно для осуществления общего надзора как орган, имеющий универсальный характер (наряду с такими специальными надзорными органами, как ФСНП, ГТК и т. д). Во всем мире функцию надзора осуществляют различные органы без какого-либо общего надзора. Положительные моменты такого порядка отрицать нельзя. Однако у каждого своя история, и многочисленные примеры показали, что мы не можем копировать чужие схемы.

Представляется, в настоящее время для нас гораздо важнее не разрешать вопрос, к какой системе органов власти относится прокуратура, а думать о том, выполняет ли этот орган свою основную функцию - обеспечение законности.

Конституция РФ 1993 года закрепила демократическую модель Российской Федерации. Этот потенциал может сработать только при соблюдении Конституции РФ и законов, следить за исполнением которых и призвана прокуратура. Прокуратура, таким образом, выступает не врагом демократии, а ее гарантом.

И еще довод в пользу сохранения на ближайшее время Конституции РФ в ее настоящем варианте: за всю историю действия Конституции США с 1787 она кардинально не менялась, в нее вносились лишь незначительные поправки и дополнения. Возможно, это одна из причин существования в США сильной государственности.

Доктор юридических наук, профессор Михаил Барщевский как-то отметил, что "такие всеобъемлющие задачи, какие сейчас возложены на прокуратуру, под силу только Всевышнему". На ваш взгляд, какое из понятий более точно отражает сегодняшний статус прокуратуры: "независимость" или "вседозволенность", "всемогущество" или "бессилие"?

- Глубокоуважаемый мною Михаил Юрьевич Барщевский, по-видимому, напрямую общается со Всевышним, если он так хорошо осведомлен о его деятельности. Что касается этих определений, то за ними стоят некие политические интересы либо неадекватные представления о способах обеспечения законности. Я вовсе не считаю, что прокуратура бессильна или всемогуща, как не согласен и с другими данными определениями. В деятельности прокуратуры, несомненно, есть свои недостатки. Но назовите мне совершенный орган государственной власти - вы такого не найдете.

Новый АПК РФ и подписанный недавно Президентом новый ГПК РФ значительно изменяют роль прокуратуры в процессе. В частности, прокурор теперь может быть участником процесса, только если затрагиваются права государства, муниципальных образований, но не физических и юридических лиц (за некоторыми исключениями). Необходимы ли еще какие-то изменения?

- Думается, что в Законе "О прокуратуре" следует четче прописать основы ее взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти. К тому же сейчас мы имеем правовой нонсенс: прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, но лишен возможности обратиться в Конституционный Суд. В этой связи в законе надо не сокращать полномочия прокурора, а дополнять их правом обращаться с запросом в Конституционный Суд, хотя бы на уровне Генерального прокурора или прокурора субъекта РФ.

Наши законы в какой-то мере являются отражением нашего правосознания. Еще несколько месяцев назад генпрокурор Владимир Устинов в своих замечаниях на проекты АПК РФ и ГПК РФ говорил, что "ограничение полномочий прокурора ошибочно и несвоевременно". Могли бы вы прокомментировать это заявление?

- Уже было сказано, что если мы попытаемся копировать западную систему государственной власти, она не будет работать на нашей почве. Сама организация государственной власти в РФ базируется на всей предыдущей социокультурной истории нашего народа. Мы провозгласили права человека. Есть множество нарушений прав человека, в том числе со стороны работников прокуратуры. Это не значит, что права нарушаются потому, что полномочия прокуратуры четко не определены. Соответственно существенное ограничение полномочий прокуроров - это еще не гарантия законности. Мы стремимся к созданию правового государства. Но правовое государство - это не то государство, в котором права бы не нарушались, главное, что эти нарушения преодолеваются законными путями и способами.

"В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций" - так звучит норма нового закона о Центральном банке РФ. Для выполнения этой функции ЦБ РФ может запросить у банков все документы, в том числе юридические дела клиентов" составляющие банковскую тайну. Не находите ли вы в этих фактически неограниченных полномочиях некоторого сходства с прокуратурой?

- Наделение прокуратуры или Центрального банка надзорными функциями - это не нарушение прав человека и гражданина. Такая функция предусмотрена Конституцией РФ. Нарушения прав граждан или юридических лиц, произошедшие в результате действий работников Центрального банка, прокуратуры или любого другого властного органа, нельзя напрямую связывать с несовершенством того или иного закона. Каждый случай уникален. Не секрет, что даже самые справедливые полномочия можно реализовать не во благо, а во зло. Кроме того, осуществление надзора (работниками прокуратуры или ЦБ РФ в своей сфере) - это другая чаша весов, на противоположной же находится свобода человека и гражданина. Без этого государство не могло бы существовать.

Вся история человечества - это поиск компромисса между индивидуальным и коллективным. И решить раз и навсегда эту проблему невозможно. Мне кажется, что существующее в настоящее время положение прокуратуры в основных своих чертах соответствует исторически сложившейся российской государственности. Конечно, некоторые изменения необходимы. Но позвольте небольшое отступление: однажды один англичанин, долгое время живший в нашей стране, заметил в беседе с русским дипломатом Б. Н. Чичериным, что в России нет консерваторов в истинном смысле этого слова: русские или хотят резко вернуться назад, или срочно получить что-то новое. Это касается и реформ. Я отношу себя к истинным консерваторам. Изменения должны быть, поскольку жизнь идет вперед. Но давайте выберем для этого удачное время, которое несомненно придет.


1, стр. 1, 5 Приложение к газете "Экон, Экономика и жизнь (партнер)
11/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации