Комментарии необходимы!
Правы оказались авторы письма "О новом УПК и не только о нем" в "Мире мнений" за 20 сентября, предположив, что в случае публикации редакция прокомментирует его соответствующим образом - мол, новый УПК по-европейски гуманный и демократичный, а авторы просто не в состоянии это понять... Так и вышло: заявив, что комментарии к критике нового кодекса не требуются, редакция сделала все-таки приписку: "Самая сложная проблема применения нового УПК - перестройка в сознании, менталитете сотрудников правоохранительных органов". Мне, однако, кажется, что комментарии необходимы...
"Пустите Дуньку в Европу!" Этот призыв персонажа пьесы "Любовь Яровая" может служить лейтмотивом не только нового УПК, но и многих правовых актов, принимаемых законодателями федерального и областного уровня. Слишком уж часто наши законы являются не более чем декларациями о намерениях или информацией к размышлению, потому что материальная и моральная стороны их исполнения остаются "за кадром". А ведь сознание определяют не декларации, а бытие...
К примеру, вступивший в силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс предусматривает в качестве наказания обязательные работы, ограничение свободы и арест. Хотелось бы знать, когда же они будут применяться?
Мне, имеющему отношение к подготовке кадров для милиции, часто приходится сталкиваться с недоумением слушателей по поводу принимаемых МВД РФ правовых актов. После посещений органов милиции они резонно спрашивают: вы нас учите, что законность выражается в неуклонном исполнении законов и соответствующих им правовых актов, почему же здесь не выполняются требования нормативных документов МВД России?
Да потому, что это тоже "протоколы о намерениях", и дело вовсе не в сознании, менталитете или халатности должностных лиц. Правоохранительная система сейчас реформируется, но повысит ли это эффективность борьбы с преступностью? Складывается впечатление, что наши органы власти в этом вовсе не заинтересованы. Эффективно работающие правоохранительные органы не нужны ни им, ни королям частного бизнеса, которых охраняют свои службы безопасности. Однако нарушений на грани криминала у них, между прочим, достаточно. И они все время рвутся к власти, чтобы иметь возможность влиять на принятие правовых актов. А правоохранительные органы при этом должны быть "на коротком поводке".
Двести лет МВД России... Что от него осталось? Служба криминальной милиции и служба общественной безопасности. В то время как Закон РФ "О милиции" предусматривает не службы, а именно милицию - криминальную и милицию общественной безопасности. Разделение милиции привело к расслоению ее по имущественному признаку. Федеральный бюджет более или менее стабильно финансирует денежное содержание сотрудников, а областной держит "свою" милицию на голодном пайке. "Ищите спонсоров!" - отвечают городские власти на просьбы улучшить финансирование. Среди тех, кого, возможно, придется вскоре уличить в правонарушениях?
Разделение милиции привело и к разрыву "производственных связей" - в частности, к разрушению системы профилактики. Отказ от зонального принципа работы уголовного розыска вызвал разрыв деловых связей оперативников с участковыми инспекторами и сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних.
События последних лет, связанные с терактами в России, показали всю неэффективность отношений правоохранительных органов, и прежде всего милиции, с населением. Больше всего милицию губит дефицит профессионалов - капитаны, майоры, полковники стабильно уходят из ее рядов. Какое сознание, какой менталитет, а главное, какое умение работать с людьми у мальчиков, в 19-20 лет окончивших школу милиции и начавших работать участковыми? Минимум лет пять необходимо им для того, чтобы стать профессионалами. А если их наставниками являются сотрудники, окончившие то же самое учебное заведение два года назад? Это как во время Великой Отечественной войны, когда были большие потери кадрового состава, солдат вели в бой мальчики-лейтенанты, окончившие шестимесячные курсы. Только тогда потери в армии были связаны с боевыми действиями, а сейчас в милиции - с материальным положением, утратой ее престижа.
Феликс Черепанов. Архангельск.
Черепанов, Правда Севера (online)
17/01/2003
|