"СУДЬИ РОССИИ - ЛУЧШИЕ ПО ПОТЕНЦИИ"
Вчера в Москве прошло ежегодное Всероссийское совещание судей. В очередной раз обсуждали судебную реформу. Но, поскольку кроме судей на совещание пригласили представителей правоохранительных и исполнительных органов, мнения о реформе разделились. "Число оправданных увеличилось на 40%", - радовался председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. "Новый УПК стал для нас серьезным препятствием в защите конституционных прав граждан", - сетовал председатель следственного комитета МВД России Виталий Мозяков. "Реформа проходит в условиях разгула преступности", - объяснялся Михаил Касьянов. "Судейский корпус России - лучший в Европе по потенции", - похвалил представитель России в Европейском суде Павел Лаптев.
"судебная реформа в условиях разгула преступности"
Столько высокопоставленных чиновников, сколько посетили вчера совещание судей, можно встретить на подобных акциях далеко не каждый год. В Академию правосудия пригласили Михаила Касьянова, секретаря Совета безопасности Владимира Рушайло, министра юстиции Юрия Чайку, генпрокурора Владимира Устинова, замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака. Гости посидели в президиуме чуть больше часа, после чего уехали. Как объяснил Лебедев, "на совещание к президенту". Приветственную речь произнес Касьянов. Взойдя под аплодисменты на трибуну, премьер ненадолго нахмурился, потом надел очки и сказал: "Здание новое. А света мало. Надо учесть на будущее". Говорил Касьянов о важности судебно-правовой реформы. Отметил, что "она проходит в условиях разгула преступности". Привел последние статистические данные: 1, 3 миллиона уголовных и 5 миллионов гражданских дел за 2002 год. Высказал соображения на 2003-й: "Мы рады, что прекращена практика финансирования судов из бюджета субъектов федерации. А расходы на суды из федерального бюджета в этом году возрастут на треть. Зарплату судьям будем повышать на 40%". И, наконец, отметил самое важное, на его взгляд, достижение реформы: "Устранение из общественного сознания отношения к суду как к карательному органу".
Касьянов также реанимировал идею создания административных судов, решающих споры между гражданами и властью. Именно это замечание особенно понравилось Лебедеву. "Хорошо, что Касьянов об этом сказал, - комментировал речь премьера председатель ВС, - теперь этой проблеме точно уделят внимание. Ведь граждан надо защищать от произвола чиновников, а чиновников от произвола властей. Политики могут меняться, но аппарат продолжает работать".
в порядке общей очереди
Оптимистичную картину, обрисованную Касьяновым, несколько подпортил председатель следственного комитета МВД России Мозяков: "У нас в МВД общее мнение о новом УПК такое: кодекс стал для нас серьезным препятствием на пути защиты конституционных прав граждан". Чтобы не быть голословным, Мозяков даже привел примеры. Так, число арестованных сократилось на треть, и виной тому, по его словам, невозможность получить в срок санкцию на арест. "А все потому, что в судах не организовано дежурство, - объяснил Мозяков, - в выходные или праздники судей там нет. Или бывает, что подозреваемые ждут получения санкции в порядке общей очереди вместе с гражданами, пришедшими на прием".
"Таких случаев, которые описал Мозяков, единицы", - ответил ему Лебедев, но подтвердил, что в СИЗО народу стало меньше. Правда, по другим причинам. Например, потому что ликвидирован институт доследования и перевода части уголовных правонарушений в разряд административных. Кроме того, по сравнению с 2001 годом на 40% увеличилось число оправданных - 9 тысяч человек. 600 человек предстали в прошлом году перед судами присяжных. 44 из них были оправданы, но потом 11 оправдательных приговоров пришлось отменить.
Говоря о вступившем в действие с 1 сентября Арбитражно-процессуальном кодексе, Лебедев демонстративно встал на сторону арбитражников. Глава ВС сердито напомнил своим подчиненным, что "теперь суды общей юрисдикции не имеют право принимать к производству иски акционеров к акционерным обществам, если они не касаются трудовых соглашений". "А их не только принимали, но и выносили по ним решения, из-за которых подчас останавливалась работа предприятия. Ни один судья, вынесший подобное решение, не уйдет от ответственности", - возмущался он.
"судьи РОССИИ - лучшие по потенции"
Пожалуй, единственным из всех выступавших, кто не говорил исключительно о реформе, был полномочный представитель России в Европейской суде Павел Лаптев. Впрочем, от этого его речь не стала менее патетичной. Судейский корпус России Лаптев назвал "лучшим в Европе по потенции". А вступление страны в систему Европейского суда - самым мягким и безболезненным. "По числу поступивших жалоб от граждан мы на втором месте, - отчитался Лаптев, - в прошлом году их было 10 тысяч. Зато по числу выносимых по жалобам решений - на одном из последних. И я надеюсь, что так будет и дальше".
За прошлый год Россия проиграла в суде только два дела (Анатолия Бурдова и Валерия Клашникова), причем приговоры российских судов не были отменены. А ущерб обоим потерпевшим возместили раньше, чем приговоры вступили в законную силу. Тут Лаптев, вспомнив о своих буднях в Страсбурге, напустился на коллег, которые часто пренебрегают знакомством с международным правом: "Вот калужский председатель суда - это же Цербер, он всех все заставляет читать. А из-за других горим на мелочах - на процессуальном оформлении, на праве доступа к правосудию".
Порадовался Лаптев и за то, что решения Европейского суда Россия подчас выполняет раньше, чем они вступают в законную силу. Правда, и тут не без абсурда. Так, в Европейском суде заговорили об "эффекте Радченко". Как рассказал Лаптев, некий гражданин пожаловался в Европейский суд на условия содержания в одной из Уральских колоний, где он отбывал наказание. В Россию из Страсбурга был направлен запрос. "Нужно было всего лишь отчитаться об условиях содержания заключенных в этой колонии, - говорит Лаптев, - а наши надзорные инстанции обжаловали весь обвинительный приговор и отменили его вообще". На этом анекдотичном случае выступление полномочного представителя закончилось.
Фото:
- Ветви власти Фотограф: Сергей Пономарев/Газета
ЮЛИЯ МИХАЙЛИНА, АННА ЗАКАТНОВА, 8, стр. 3, Газета
22/01/2003
|