НОВЫЙ УПК: ПРЕЗИДЕНТ И СУДЬИ "ЗА", МВД - ПРОТИВ
Создание высшего судебного органа - это важнейший этап в развитии правосудия, заявил президент РФ Владимир Путин на торжественном заседании, посвященном 80-летнему юбилею Верховного суда РФ. Он отметил, что правоприменительная практика Верховного суда была взята за основу многих законов, особенно в части, касающейся доступности правосудия для граждан, расширения возможности защиты их прав. В качестве примера В.Путин привел Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Он отметил, что заложенные в нем механизмы реально работают. Так, в стране с момента вступления в силу УПК 1 июля 2002г. число оправдательных приговоров выросло в 3 раза, существенно сократилось число заключенных под стражу, более чем на 20 процентов сократилось число лиц, содержащихся в СИЗО.
Выступление президента существенно вышло за протокольные рамки, так как глава государства фактически взял на себя функции арбитра в споре между МВД и судейским сообществом по поводу нового УПК. В Следственном комитете (СК) МВД считают, что новый кодекс мешает правоохранительным органам бороться с преступностью. Такое мнение высказал заместитель министра внутренних дел, начальник СК МВД Виталий Мозяков, выступая на всероссийском совещании председателей судов. По его словам, новый кодекс "стал серьезным препятствием на пути выполнения задач по обеспечению конституционных прав граждан". Мозяков отметил, что после ввода в действие в июле 2002 года нового УПК, в том числе судебной санкции на арест, значительно возросла нагрузка на правоохранительные и судебные органы. В то же время, по его словам, законодатель не предусмотрел меры финансирования новых норм.
Мозяков сообщил, что в ряде регионов не во всех судах организовано дежурство судей в выходные и праздничные дни. К тому же следователи и дознаватели не всегда успевают в установленные новым законом сроки предоставить в суд необходимые для ареста документы. По данным СК МВД, число арестованных лиц сократилось за полгода в три раза. Подозреваемые уходят от ареста и от следствия, а вся тяжесть по расследованию преступлений ложится на правоохранительные органы, подчеркнул Мозяков.
В свою очередь, председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев заявил журналистам, что, по его данным, во всех российских судах установлено дежурство судей по рассмотрению вопросов об аресте подозреваемых. По словам Лебедева, "серьезных сбоев в выполнении судами этой компетенции нет".
Лебедев положительно оценивает новый УПК. По его мнению, он содержит "новую концепцию расследования дел и рассмотрения их в суде". Этот кодекс, считает Лебедев, устраняет существовавший ранее обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве. Теперь судья не имеет права восполнять пробелы, допущенные органами следствия. Повысились и требования к доказательствам и к их допустимости. Если доказательства по делу получены не правовым путем, они не могут быть использованы судом, подчеркнул Лебедев.
"УПК, - отметил он, - установил совершенно новую концепцию рассмотрения уголовных дел в судах 1-й инстанции. Судья уже не имеет права восполнять пробелы следствия и направлять дело на дополнительное расследование. Если получено недостаточно доказательств виновности, либо они получены с нарушением закона, судья обязан вынести оправдательный приговор". По его данным, со времени передачи судам санкций на арест с 1 июля прошлого года было подано более 90 тыс. ходатайств о заключении под стражу. 88% из них были удовлетворены.
Фактически президент согласился с логикой Лебедева, а не Мозякова. Таким образом, корпоративные приоритеты МВД признаны недостаточно весомыми по сравнению с политическим решением не только на интеграцию в Европу (которая невозможна без цивилизованного правосудия), но и на соблюдение конституционных норм - ведь прописанный в УПК порядок выдачи санкций на арест определен ныне действующей Конституцией РФ.
Алексей Макаркин, Политком.ru
27/01/2003
|