ПРОКУРАТУРА УТРАТИЛА ВЛИЯНИЕ НА СУДЕЙ
Сегодня вступает в силу новый Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ. Правозащитники в один голос утверждают, что этот закон самый опасный и безнравственный, а также самый тяжелый по своим последствиям.
Законодатели, в свою очередь, полагают, что новый ГПК если не совершенен, то как минимум лучше старого, советского кодекса. Как сказал "Времени МН" член думского комитета по госстроительству Борис Надеждин, "новый ГПК - это прорыв в судебных процессах. Если бы не он, то действовал бы старый ГПК, принятый в 60-х годах, где сказано, что судья обязан руководствоваться, вы не поверите, социалистическим правосознанием. Поэтому правозащитники должны как-то успокоиться. ГПК на 100% соответствует реалиям рыночной экономики и правового государства".
1. Новый ГПК предусматривает существенное ограничение вмешательства прокуратуры в судебные споры. Если раньше прокурор мог возбудить дело любой категории, по новому закону он вправе обратиться в суд лишь для защиты государственных интересов или граждан, которые сами этого сделать не могут. Или, скажем, если раньше прокурор мог вмешаться в ход каждого процесса и дать свое заключение, к которому судьи обычно прислушиваются, то по новому закону это возможно лишь по некоторым делам, например о выселении из квартиры или о восстановлении на работе. Теряет прокуратура и право опротестовать уже вступившее в силу судебное решение.
2. Новый ГПК изменит сроки рассмотрения гражданских дел. Мировой судья должен будет вынести решение в течение одного месяца, а суд - в течение двух. Дела о восстановлении на работе и взыскании алиментов будут отныне рассматриваться и разрешаться за один месяц, в то время как советский ГПК ограничивал только время подготовки дела к разбирательству - оно не должно было превышать 20 дней.
3. Новый ГПК не позволяет истцу предъявлять новые претензии к нарушителю после однажды проигранного дела. Старый кодекс разрешал подачу повторного иска к тому же ответчику, но по другим основаниям.
4. Новый ГПК сокращает до одного года ранее неограниченный срок обжалования судебного решения в надзорном порядке, а также расширяет круг оснований для объявления процесса закрытым. Теперь это может быть не только государственная тайна или тайна усыновления, но и коммерческая тайна, тайна семейной жизни и другие тайны, что позволит "закрыть" практически любой процесс.
5. В новом законе отсутствует институт народных заседателей в гражданских делах. Правозащитники углядели в этом бессмысленность ходатайства об отводе судьи, так как именно судье в таком случае придется рассматривать вопрос о своем отводе, в то время как раньше это было в компетенции народных заседателей.
6. Отныне жалоба в порядке надзора не может быть подана, если решение суда первой инстанции не обжаловалось в апелляционном или кассационном порядке. Критики закона полагают, что внесший эту поправку Верховный суд, стремясь избавиться от назойливых жалоб, озаботился в первую очередь собственными проблемами, сведя высший судебный надзор по гражданским делам к недопустимому минимуму.
ДМИТРИЙ ЧЕРНОВ, 10, стр. 3, Время МН
01/02/2003
|