ПРОЦЕССЫ ПОЙДУТ
1 февраля 2003 года вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Предыдущий вариант кодекса был устаревшим для существовавших отношений, так как он был принят в 1964 году. Именно этим объясняется большое количество изменений нового Гражданского процессуального кодекса.
Суды общей юрисдикции рассматривают дела, сторонами в которых являются граждане или гражданин и организация, к которым относятся дела о расторжении брака, дела с участием граждан по имущественным спорам, споры, возникающие из трудовых, жилищных, земельных правоотношений, дела о защите нарушенных прав и свобод и законных интересов и др. Новый ГПК призван соответствовать новым экономическим и иным отношениям, и поэтому теперь все гражданские дела будут рассматриваться по новым правилам.
В первую очередь интересует вопрос о том, что же изменилось для самих граждан и организаций, дела которых рассматриваются в суде, с принятием нового кодекса? Однозначно кодекс расширяет права граждан в процессе, ограничивая при этом вмешательство прокуратуры и снижая роль суда. Таким образом, ход дела должен предопределяться сторонами процесса посредством их действий.
Что касается прокуратуры, то отметим следующие ограничения: прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, только если они сами не в состоянии это сделать по уважительным причинам (ст. 4); он может обжаловать решение суда первой инстанции, только если он ранее участвовал в деле (ст. 336); прокурор лишен права опротестовать действия пристава и определения суда по различным вопросам, а право вступить в дело в любой стадии процесса вообще исчезло. Таким образом, роль прокуратуры в гражданском процессе снижена.
И соответственно также в пользу сторон гражданского дела значительно урезаны права суда, рассматривающего дело. Так, суд по своей инициативе не может теперь принять меры к обеспечению иска (к примеру, наложить арест на имущество, являющееся предметом спора) и самостоятельно обратить свое решение к немедленному исполнению (ст. 141). Теперь для таких действий суда необходимы соответствующие заявления сторон (ст. 139, 141, 211, 212). Новый кодекс строго ограничивает право суда выйти за пределы исковых требований при принятии решения (ст. 196). Это значит, что ранее, исходя из интересов истца, суд мог обязать ответчика совершить в пользу истца те действия, о которых истец, обращаясь в суд, не просил. Причем вышеприведенные примеры явно направлены на защиту ответчика. На защиту прав граждан направлена и статья 254, в которой установлено право истца обратиться в суд с жалобой на действия должностных лиц и государственных органов по месту своего жительства.
Установлены необходимые процессуальные сроки: срок для вынесения судебного приказа и определения об отказе в принятии заявления, срок для принятия иска и срок для вынесения определения об отказе в принятии иска и о возвращении искового заявления. Установление этих сроков должно способствовать установлению порядка и препятствовать какой-либо волоките. А вот установление срока для подачи заявления о пересмотре уже вступившего в силу судебного решения в порядке надзора (один год со дня вступления в силу решения - ст. 376), которого ранее также не было, призвано уменьшить нагрузку суда по пересмотру уже фактически действующих решений в условиях нового процессуального порядка такого пересмотра: дело в том, что теперь все лица, участвующие в деле, и лица, чьи права и интересы нарушены постановлением суда, имеют право инициировать пересмотр решения в порядке надзора, а не только прокуроры и судьи, права которых по обращению с такими заявлениями ограничены.
Увеличение некоторых процессуальных сроков рассмотрения дел в новом ГПК не является ущемлением прав граждан; напротив, разумные сроки делают новый кодекс более реальным и гибким. Так, увеличен срок рассмотрения дела: не более двух месяцев со дня принятия заявления для судьи и до одного месяца для мирового судьи (исключение составляют дела о восстановлении на работе и взыскании алиментов, рассматриваемые в срок 1 месяц) (ст. 154). В два раза дольше теперь могут рассматривать дела и суды надзорной инстанции. Увеличены сроки рассмотрения дел во второй инстанции: в судах субъектов РФ срок увеличен с 10 дней до 1 месяца, в Верховном суде - с 1 до 2 месяцев. Но введена важная процессуальная гарантия защиты избирательных прав: дела о нарушениях таких прав рассматриваются в срок не более пяти дней (ст. 348). Еще одной гарантией прав граждан является увеличение срока подачи жалобы на действия государственных органов, и его пропуск теперь не является основанием для отказа в приеме жалобы (ст. 256).
Важные изменения коснулись даже основных положений ГПК, и в первую очередь основных принципов процесса. Так, дела, подлежащие коллегиальному рассмотрению, устанавливаются законом, это не зависит от усмотрения стороны. Изменился состав суда первой инстанции: теперь это три профессиональных судьи (ст. 7, 14), исчез институт народных заседателей (ст. 7). Понизилась возрастная планка для несовершеннолетних, положение которых регулирует ГПК - с 14 (а не с 15) до 18 лет (ст. 37).
При принятии нового кодекса о гражданском судопроизводстве необходимым было установить сам порядок искового производства: установлены действия сторон при подготовке дела к разбирательству (ст. 149), нормы соединения и разъединения исковых требований (ст. 151), а также введена необычная норма обращения к судьям участников процесса: "Уважаемый суд!".
Интересным является новое исключение из правила о том, что разбирательство дела после его отложения начинается сначала, то есть если стороны не настаивают на повторных объяснениях и знакомы с делом, а судьи не менялись, то суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить уже данные объяснения, дополнить их, и разбирательство продолжается без повторения (ст. 169).
Предусмотрев возможности экономических перемен, законодатель ввел норму о том, что заявление об индексации взысканных судом денежных сумм на момент исполнения решения суда может подать не только взыскатель, но и должник (ст. 208).
Но больше всего новаций можно обнаружить в главе о доказательствах и доказывании: установлены правила воспроизведения и исследования аудио- и видеозаписи как новых видов доказательств, подробно установлены правила оценки и оформления результатов оценки доказательств, причем мотивы непринятия доказательств должны быть отражены в решении суда.
Введено правило о том, что если сторона, обязанная доказать свои возражения или требования, удерживает находящиеся у нее доказательства, то суд теперь имеет право обосновать свои выводы объяснениями второй стороны. Интересно также то, что информация свидетеля, не назвавшего ее источник, доказательством не считается.
По материалам Центра правового содействия "ТМ-Сервис"
4, Биржа плюс финансы
03/02/2003
|