В России исчезли народные заседатели
Начал действовать новый Гражданский процессуальный кодекс России. Теперь истцам и ответчикам придется активно состязаться, доказывая свою правоту. А суд, из которого прогнали народных заседателей, перестанет искать абсолютную истину и будет принимать решение за два месяца с начала процесса.
1 февраля 2003 года в России вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс. Разрабатывать новый ГПК в России начали еще в 1993 году, когда власти решили, что кодекс, принятый еще в 1964 году, морально устарел. В течение нескольких лет обсуждалась концепция нового документа, и в 2000 году Верховный суд внес законопроект на рассмотрение Госдумы. Депутаты приняли проект в первом чтении 14 июня 2001 года. Еще через год, 26 июня 2002 года, его одобрили во втором чтении, Окончательно нижняя палата парламента одобрила законопроект лишь 23 октября 2002 года. В октябре новый ГПК был принят Советом федерации, а 14 ноября 2002 года законопроект подписал Владимир Путин. Теперь суд будет работать по новому принципу -- состязательности сторон. До сих пор процессы проходили по принципу "объективной истины", то есть судья устанавливал, кто прав, пытаясь рассмотреть дело максимально всесторонне, время от времени самостоятельно запрашивая все новые и новые доказательства. С 1 февраля самому суду не придется ничего изыскивать -- эта задача будет касаться лишь участников процесса (они, кстати, смогут предъявлять в качестве доказательств аудио- и видеоматериалы). Судья же будет лишь определять обстоятельства для правильного разрешения гражданского дела. Впрочем, права назначать экспертизы у судов не отнимают -- но это будет зависеть от "активности самих сторон".
Причем при доказательстве своей правоты участникам гражданского процесса придется поторопиться.
Дело в том, что согласно ГПК РФ срок рассмотрения дела в суде ограничен: если раньше суд мог рассматривать дело годами, то теперь районные судьи должны принять окончательное решение по делу максимум за два месяца со дня подачи заявления. Мировым судьям, которые будут рассматривать дела, касающиеся расторжения брака (если нет спора о детях), раздела имущества и исках на сумму меньше 500 минимальных окладов, отведен срок всего в месяц. По словам разработчиков закона, временное ограничение заставит суды эффективнее работать -- к тому же сторонам не придется ждать исхода дела месяцами. Хотя не исключено, что в результате увеличится процент судебных ошибок. Впрочем, в любом случае решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке. Причем, и тут срок ограничен: жаловаться в порядке надзора можно не позднее года после вступления решения суда в силу. Кстати, по новому гражданскому процессуальному, равно как и по уголовно процессуальному кодексу, участие прокуратуры в процессах ограничено. Прокурор сможет подать иск самостоятельно только в том случае, если нужно защищать интересы государства или "неопределенного круга лиц", либо если конкретный человек не может сам обратиться в суд.
В гражданском делопроизводстве не будут участвовать народные заседатели.
Теперь дела будет рассматривать либо один судья единолично (как правило -- в суде первой инстанции), либо трое -- то есть коллегиально, если это касается кассационных или надзорных инстанций. При принятии закона в Госдуме многие депутаты заявляли, что исключение института народных заседателей нарушит право граждан на участие в процессах, которое им дает 32 статья Конституции. Как заявлял тогда депутат Госдумы Сергей Попов, именно народные судьи зачастую оказывали серьезное влияние на исход дела, тем более что их всех вместе было сложнее подкупить, чем одного председательствующего. 03 ФЕВРАЛЯ 2003 10:46
Вита Лукашина, Газета.Ru
03/02/2003 10:46:00
|