НИКОЛАЙ КЛОКОТИН: "ЗАКРЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ - ЕЩЕ НЕ ПРЕГРАДА ДЛЯ КРИМИНАЛА"
Персона
Полковник милиции Николай Клокотин возглавляет УВД г. Северска сравнительно недавно, с августа 1999 года. Его служебная биография не совсем традиционна - культпросвет-училище, шкала милиции, офицерские должности в различных службах и, наконец, заместитель начальника милиции г. Снежинска Челябинской области. Отзывы о его работе самые благоприятные - инициативен, принципиален, старается доводить дело до конца.
В ходе борьбы с преступностью в уральском ЗАТО приходилось сталкиваться с различными ситуациями. Например, возбуждать уголовное дело против тамошнего градоначальника и даже доводить его до суда. Суд, кстати, вынес тогда весьма суровое решение - приговорил мэра к реальному лишению свободы. Затем - предложение возглавить управление внутренних дел одного из самых больших закрытых городов России- Северска. О криминальной обстановке в городе-соседе с начальником УВД, полковником Николаем Клокотиным беседует депутат Государственной думы Томской области Владимир Долгих.
- Как вы, Николай Александрович, характеризуете криминогенную ситуацию в Северске в минувшем году?
- Как стабильную и контролируемую. Хотя некоторые итоговые цифры не могут не настораживать. Из 2166 преступлений, зарегистрированных в 2002 году, более тысячи относятся к тяжким и особо тяжким. Настораживает скачок такого вида преступлений, как умышленное причинение вреда здоровью. Возросло число краж - их число зашкалило за тысячу, уменьшилась их раскрываемость. Общее число преступлений по сравнению с годом предыдущим несколько возросло, но большой трагедии из этого делать не надо. Как и обвинять во всех грехах милицию. Мы действуем в определенной, сложившейся и, увы, мало от нас зависящей социально-экономической обстановке. Времена, когда закрытые территории были заповедниками, закрытыми для преступников, по-моему, канули в прошлое. Даже наоборот - такие явления, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, у нас проявляются более четко, нежели в областном центре. А контролируемая зона уже не может служить универсальной преградой для негатива. В управлении возросла регистрационная дисциплина, все заявления граждан мы берем на учет. Столь знакомых по современным "криминальным" фильмам сюжетов об уговорах потерпевших не подавать заявления у нас практически нет.
В то же время в Северске значительно возросло число ранее судимых, в том числе после неоднократных актов амнистии. Порой удивляешься - задерживаем, осуждаем на длительные сроки, а он через год-полтора опять по городу гуляет.
- Ситуация очень знакомая. Буквально пару лет назад досрочно был освобожден весьма известный в определенных кругах северчанин, осужденный за тяжкое преступление. Его статья под освобождение не попадала, так ее... переквалифицировали. И, пожалуйста, на свободу с чистой совестью. Говорят, он на зоне был очень примерным зэком и даже входил в состав общественности.
- Да, это меня серьезно беспокоит. Есть претензии и к службам УВД, особенно участковым. Ведь некоторые из них из всего обилия преступлений, допущенных на вверенном участке, выявляют одно-два, и все! Нелучшую службу сослужили нам и известные реформы действующего законодательства. Тот же Уголовно-процессуальный кодекс. С ним получилось, как с подготовкой к зиме: все службы отрапортовали о блестящих делах, а грянули холода, и народ замерз.
- А с чего вдруг "замерзли" от нововведенного УПК?
- Как ко всякому новому нормативному акту, к нему необходимо привыкнуть, сработаться с новыми правилами игры". Преград новый УПК не ставит. Он просто допускает противоречивость и субъективность толкования тех или иных действий. Например, наши сотрудники считают собранные доказательства допустимыми для ареста подозреваемого, а судья имеет другое мнение. Также и по обыску - на наш взгляд, он необходим, а прокурор - давайте не будем спешить. К сожалению, несмотря на основательную подготовку, новый УПК поставил много непростых задач. И это видно из статистики - первое время тех же задержанных по подозрению в совершении преступлений значительно уменьшилось. Но затем постепенно все стало на свои места - перестраховку и неумение действовать сменили более кропотливый подход к сбору доказательств и умение работать в новых условиях. Хотя многие положения этого нормативного акта еще надо дорабатывать.
- Так делайте это, привлекайте депутатов всех уровней, обеспечивайте их законодательными инициативами.
- Такая работа проводится: уже несколько законодательных инициатив прошло через Государственную думу Томской области и направлено в Москву. Они касались усиления ответственности за незаконную торговлю этиловым спиртом и нарушений контролируемой зоны ЗАТО. Другие предложения мы формулируем и направляем по команде - нашему руководству в соответствующий главк МВД.
- И все же - чем можно объяснить значительный рост числа убийств и грабежей на территории закрытого Северска?
- Действительно, в 2002 году зарегистрировано 14 умышленных убийств, на 16 процентов больше, чем в 2001 году. В отличие от предыдущих лет, все они совершены на бытовой почве, девять из них уже раскрыто. Причины роста числа грабежей, слабая их раскрываемость лежат в той же плоскости, что и другие преступные проявления.
- Будет ли раскрыто убийство бывшего начальника ТПММ Анатолия Максименко?
- Работа ведется, есть несколько серьезных рабочих версий, и говорить о бесперспективности этого дела нет никаких оснований. *
- Очень часто в кражах милиция обвиняет самих пострадавших. Мол, проявляли халатность, не заботились о сохранности своего имущества. Держали двери открытыми... Как вы относитесь к таким обвинениям?
- Очень часто в кражах виновны, разумеется, опосредованно, сами пострадавшие. Мы порой действительно смотрим на сохранность своей собственности сквозь пальцы, безалаберно относясь к доступности весьма дорогостоящих вещей, и забываем, что в Северске есть целая прослойка населения, которая видит в этой безалаберности источник своего существования. Проще говоря, живущая преступным промыслом. Приведу такой факт: охранная сигнализация имеется менее чем в 10 процентах квартир. У нас в городе нет охраняемых подъездов, специальных дежурных служб. Та же картина и в гаражных кооперативах, на дачных участках.
- Согласен с вашей точкой зрения. Но из зарегистрированных 1067 краж в прошлом году из квартир совершено только 382. Есть в Северске мнение об ответственности органов МВД за охрану дачных кооперативов, находящихся в черте города. Здесь кражи, особенно имущества, изготовленного из цветного металла, приобретают характер бедствия.
- Садовые товарищества должны сами нанимать охрану, это однозначно. Даже при всем желании мы не в состоянии держать под контролем этот участок, у нас просто нет для этого сил. Расписание деятельности патрульно-постовой службы предусматривает охрану общественного порядка на улицах города, во внутриквартальных проездах, во дворах, но не на садовых участках. Если мы перекинем внимание на дачные территории, то оголим город. Что касается пунктов сбора цветных металлов, то на основании многочисленных проверок мы каких-либо серьезных нарушений не обнаружили. Судя по всему, ворованное вывозится в областной центр и уже там реализуется. При этом не исключаю наличия и в Северске нескольких подпольных пунктов приема металла. Но одних мы вылавливаем, другие появляются. Спрос рождает предложение.
-А как обстоят дела в Северске в сфере экономических преступлений? Средства массовой информации неоднократно публиковали факты нарушений, выявленных ревизорами всех степеней и сведенных в соответствующие акты счетной палаты, областного КРУ.
- Факты обнародуются действительно громкие. Однако в условиях действующего законодательства привлечь должностное лицо за это очень сложно. Хотя все они проверены, по ряду из них возбуждали уголовные дела, но по разным причинам эти дела прекращены. Один работник администрации Северска был амнистирован.
- Теперь о делах кадровых. Вот у же длительное время по разным причинам у вас, Николай Александрович, "выпали" из обоймы два заместителя, отсутствуют начальники у головного розыска, отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Как подобная кадровая обстановка сказывается на положении дел?
- Без сомнения, негативно. Но это тем не менее не дает нам права опускать руки и искать в этом оправдание недостаткам. На место убывших готовим смену и в ближайшее время вакантные должности укомплектуем. Что же касается дисциплины среди сотрудников, то приведу такие факты. За 2002 год ими допущено 45 нарушений, это немного больше, чем в году предыдущем. Подавляющее большинство - 43 - нарушения дисциплинарного характера. Среди отделов девять нарушений в уголовном розыске, восемь в дежурной части. Уменьшилось число уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников. В 2002 году их было шесть, два из которых уже прекращены за отсутствием состава преступления. Все дела связаны с превышением должностных полномочий, а никак не с получением взяток, как иногда говорили в народе. Уволилось от нас почти полота офицеров, в основном по выслуге лет; принят на работу 51 офицер. Так что милиция, как и любой другой трудовой коллектив: здесь и увольнения, и прием на работу, и пенсии...
- И, наконец, о наболевшем - о финансировании.
- Хотелось бы, конечно, больше, но реалии есть реалии. В настоящее время решен вопрос о выделении субвенции в 2, 4 млн. рублей, в 2002 году за счет субвенции в 6 млн. руб. приобретена новая мини-АТС, десять автомобилей, компьютеры, сетевое оборудование. Скоро закончим ремонт дежурной части. Так что худо ли бедно, но живем и думаем о дне завтрашнем.
30, стр. 3, Томский вестник
13/02/2003
|